ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Самодиагностика учителя: увидеть себя в динамике развития
Анкета, составленная французскими коллегами, помогает педагогу опереться на сильные стороны и не забывать о слабых
Насколько я хорош как учитель? В чем состоят мои главные
достоинства и каковы проблемы? И хотя внешних «оценщиков и контролеров»
немало, хочется разобраться самому. Такую возможность предоставил
учителям французский педагог Франсуа Мюллер, разместивший в одном из
профессиональных интернет-сообществ (http://lewebpedagogique.com/)
своеобразную анкету. Анализировать и оценивать собственную деятельность
предлагается по нескольким направлениям: общая картина, личная
практика, способы оценивания, взаимодействие с коллегами, направления
профессионального развития (под девизом «стань собой!»).
Педагог и его мир
1. Изобретаем велосипед
Начнем с упражнения на воображение, метафорически взглянем на
ситуацию, собственные возможности и цели. Требуется представить свою
профессиональную деятельность как велопрогулку или велопробег.
Велосипед тут не случаен. Он требует скорости и равновесия. У
велосипеда два колеса – моя опора. То, что стремится вперед. На что я
могу опереться в работе? Что позволяет мне двигаться дальше? На колесе
крыло, защита от брызг и грязи. Что защищает меня как профессионала?
Педали – точка приложения усилий. Чему я посвящаю больше всего времени
и сил? Сзади у велосипеда багажник. Что я успел приобрести за годы
учебы и работы, чем дорожу? Фонарик впереди освещает путь в сумерки.
Что мне помогает прояснять запутанные ситуации? На руле звоночек,
сигнал опасности? Есть ли у меня такой педагогический сигнал,
предупреждающий о необходимости соблюдать осторожность? Седло – на нем
велосипедист чувствует себя устойчиво и надежно, рама – удерживает всю
конструкцию. Мое педагогическое кредо? Какова общая рамка моей
деятельности?
С одной стороны, не обязательно интерпретировать каждую названную
деталь. С другой – у велосипеда есть еще много интересного для
метафорического переосмысления. Переключатель скоростей, к примеру,
тормоз…
У каждого учителя получится совершенно индивидуальная конструкция.
Важно только, чтобы она соответствовала в том числе требованиям
внешнего мира.
2. Ставим точку
«Хороший учитель» – само словосочетание подразумевает, что
есть некий идеал, к которому ты в той или иной степени приближаешься.
Ступени приближения примерно одинаковы для всех профессий:
– предчувствие, знакомство с миром профессии, желание углубиться.
– инициация, возможность взаимодействовать с коллегами профессионально,
на равных.
– зрелость, понимание того, что делаешь и зачем.
– уровень эксперта, осознание собственной практики, использование
разнообразных ресурсов, а также помощь коллегам в развитии.
В диапазоне от предчувствия до экспертной позиции можно попробовать
зафиксировать свою компетентность: как государственного служащего
(реализую государственные программы); как носителя знаний, культурного
контекста; как организатора деятельности учеников (создаю
образовательные ситуации, учитываю индивидуальность ребенка, оцениваю
его работу); как члена педагогического сообщества (сотрудничаю с
коллегами, родителями учеников).
Если в чем-то вы чувствуете себя экспертом (выберите 2–3 умения),
можете ли аргументировать столь высокую самооценку? А на чем бы
хотелось сосредоточиться в оставшиеся весенние месяцы (достаточно
выбрать 2–3 направления)?
Педагог и его методы работы
Эксперты составили список приемов, качеств, методик, которые
способствуют эффективной педагогической деятельности. Можете ли вы
выбрать 10 пунктов, которые, по вашему мнению, важны для успешного и
психологически безопасного образования ваших учеников?
Список велик: использование
формирующего оценивания; понятная речь;
передача ученику ведущей роли на занятии, хотя бы время от времени;
предоставление ясной обратной связи; выстраивание эмоционально
позитивных отношений с учениками; создание условий для того, чтобы
ученики формулировали свои мысли, задавали сами себе вопросы;
постоянное профессиональное совершенствование; организация
коллективного обучения на уроке; изучение компетенций учеников;
планирование деятельности, способность разбить процесс на отдельные
этапы; объяснение материала на конкретных примерах; создание ментальных
карт (или концепт-карт); учет интересов детей; организация учебной
взаимопомощи детей в классе; точная постановка задачи; контроль за
деятельностью учеников; размещение в интернете материала для удаленной
работы школьников; готовность отвечать на детские вопросы во время
урока; ведение урока в паре с ассистентом (коллегой, студентом);
концентрация на предметном содержании; применение мультимедийных
технологий; использование итогового тестирования; наглядное объяснение
заданий; организация соревнований в классе между учениками; регулярно
задаваемая домашняя работа; анкетирование учеников; составление
индивидуальных характеристик детей; применение дидактических игр.
Нехорошо, задавая вопрос, сразу подсказывать популярные ответы. Но в
данном случае – деваться некуда. Когда еще удастся сообщить, что
выбрало педагогическое сообщество Европы, Америки и Австралии, где
подобное анкетирование проводилось во многих школах? На первом месте
самое простое – ясность педагогической речи (80% ответов). Далее –
отношения между учителем и учениками (77%), точная постановка задачи
(70%), наглядность объяснений (61%). Замыкает «топ-лист» наконец-то
сугубо педагогическая премудрость: формирующее оценивание (51%). Теперь
об аутсайдерах: сосредоточенность на предметном материале (9%);
размещение в интернете материала для удаленной работы учеников (6%);
создание соревновательной ситуации в классе (5%).
В то же время, надо признаться, ни один пункт не остался без
сторонников. Даже пресловутые соревнования в умелых руках окажутся не
травмирующей, а развивающей ситуацией.
И напоследок: есть ли в этом списке то, что вы считаете своей личной
особенностью, личным умением? Есть ли важные пункты, не попавшие в
перечень?
Педагог и его оценки
1. Взгляд со стороны
Взаимодействие с учениками, общение с коллегами, мимолетный
взгляд, случайная реплика – из этого складывается у педагога
представление о своей профессиональной состоятельности. Как выглядит
хороший учитель, с точки зрения учеников и других преподавателей?
Выберите из перечня 10 качеств, которые, по вашему мнению, ученики
ценят в педагогах, и расположите в порядке убывания значимости, от №1,
самое важное, до №10, самое незначительное из выбранного: динамичность,
искренность, способность придать смысл изучаемому материалу, любовь к
профессии, терпимость, способность организовать работу учеников в
классе, терпение, умение вызывать интерес к предмету, справедливость,
интеллигентность, уважение к ученикам, вежливость, спокойствие,
привычка вовремя проверять сданные работы, харизматичность, умение
чувствовать себя счастливым, умение разделять личную жизнь и профессию,
умение подбодрить учеников, способность устанавливать эмоциональный
контакт с учениками, умение поддерживать дисциплину в классе, внимание
к ученикам, способность давать ясные объяснения, способность не
навязывать свои суждения, улыбчивость, чувство юмора, умение учитывать
реальный уровень знаний учеников.
А теперь, исходя из собственных представлений и опыта общения с
коллегами, выберите из того же списка 10 качеств, характеризующих
«хорошего учителя», с точки зрения профессионала, расположите выбранные
качества в порядке убывания значимости, от №1, самое важное, до №10,
самое незначительное.
Как и ожидалось, представления не так уж сильно разойдутся.
Исследователи считают, что и для учеников, и для педагогов важнейшие
показатели профессионализма – отношения с учениками и умения, связанные
с организацией деятельности на уроке. Дальше начинаются расхождения.
Ученики больше ценят человеческие качества преподавателя, коллеги –
интерес к профессии и предмету.
2. Оценить чужую работу
Учитель действует всегда под прицелом придирчивых взглядов:
учеников, коллег, родителей детей. Но и сам частенько сурово оценивает
чужую работу. Насколько разнообразны мы в формах оценивания?
Исследователи предлагают 15 самых распространенных приемов. Какие из
них вы уже используете? Какие могли бы попробовать в ближайшее время?
Оценка личной значимости
работы для ученика; выбор трех лучших моментов
в работе; отслеживание динамики достижений; оценка освоенных
компетенций; выражение удовлетворения жестом, взглядом; выражение
одобрения словами – в адрес работы или личности ученика; отказ от
публичной оценки (в присутствии других учеников); обсуждение достоинств
и недостатков работы с учеником в индивидуальном режиме, к примеру,
после уроков; письменная характеристика работы ученика; выражение
одобрения в присутствии заинтересованных лиц: других учеников,
преподавателей, родителей; вручение в знак положительной оценки
какого-либо символа успеха (картинка, конфета…); обсуждение с учеником
достоинств и недостатков его работы (рефлексия); предоставление
возможности ученику собрать лучшие работы в особую папку (портфолио);
предоставление возможности оценить работу ученика «третьим лицам»,
другим ученикам, преподавателям; отказ от оценивания работы как в
устной, так и в письменной форме, ни сразу после проверки, ни
впоследствии.
Педагог и его стремления
Кто только не готов рассказать учителю, как ему стать лучше!
Но есть ведь еще и внутреннее представление о том, в какую сторону
двигаться, какие качества и умения развивать в себе.
Из предложенного списка выберите 5 факторов, которые, по вашему мнению,
в наибольшей степени влияют на ваш профессиональный рост: атмосфера в
классе; высокий профессиональный уровень коллег; атмосфера в школе,
высокая степень самостоятельности школьного коллектива; реакция
родителей учеников; внешние требования к профессионализму; реакция
учеников; влияние педагогической команды, которая сложилась в школе;
поддержка администрации; возможность знакомиться с опытом других школ,
ездить на стажировки; курсы повышения квалификации; цифровые
технологии; совесть; общение с исследователями в области преподаваемой
науки...
Одна из довольно успешных образовательных систем, новозеландская, стала
успешной благодаря тому, что в первую очередь там решили научить
преподавателей грамотно выстраивать отношения с учениками. Традиционная
система (четкие инструкции, строгий контроль, регулярные указания на
ошибки как поведенческие, так и учебные) постепенно начала меняться.
Педагоги научились обращать внимание на успехи детей, давать им
возможность самостоятельно планировать собственную деятельность и даже
общее занятие, соединять урочную и внеурочную жизнь. Труднее всего
преподавателям было научиться слушать и менять интонацию в течение
урока (шутить, к примеру, искренне недоумевать, удивляться…).
Подводя итог, можно сказать, что хороший учитель постоянно учится –
ради учеников и с помощью коллег. Но хорошему учителю обязательно нужна
хорошая школа. И сразу не скажешь, какая достойна подобного звания…