Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Белорусский Павел

Единый экзамен на внимательность

Что нужно знать про запланированные и незапланированные ловушки в заданиях ЕГЭ

Как помочь ребенку достичь максимально возможного результата на ЕГЭ? Каким образом можно повысить результативность подготовки к ЕГЭ? Какую стратегию подготовки выбрать и каких типичных ошибок желательно избежать? Этим вопросам было посвящено выступление исполнительного директора центра «MAXIMUM» Павла Белорусского.

Понимать экзамен правильно

Речь шла о стратегии подготовки к ЕГЭ. Начинается она с выбора предметной дисциплины, если, конечно, это необязательный предмет. Какой самый популярный выбор был в прошлом году? Общество­знание. Почему? Многие предполагали, что это самый легкий экзамен. В результате в 2013 году почти 500 тысяч человек решили сдавать обществознание как экзамен по выбору, и 25 тысяч человек провалили этот выбранный ими экзамен. То есть из 20 пришедших на экзамен один получил оценку ниже минимальной. В итоге средний тестовый балл был всего 60. Вывод: не стоит относиться к общество­знанию как к проходному экзамену.
Второе: надо хорошо понимать, к чему именно предстоит готовиться. Что, по сути, представляет собой ЕГЭ? До сих пор среди педагогов встречается мнение, что ЕГЭ проверяет, насколько прочно и глубоко ученики усвоили знания по предметам. Не совсем так. Главная задача ЕГЭ – сравнить учеников по определенной шкале и определить, кто в соответствии с этой градацией подготовлен лучше, а кто – хуже. И поскольку ЕГЭ не проверяет глубину освоения всего курса школьной математики или русского языка, то, скажем, повторение всех разделов школьной программы не лучшая стратегия подготовки к экзамену. Более рационально – готовиться прицельно к тем заданиям, которые будут в тестах ЕГЭ конкретного года.
Информация о содержании ЕГЭ есть на сайте ФИПИ. Эта информация, безусловно, верная, но в отдельных местах она требует дополнительной интерпретации. Например, на сайте ФИПИ написано: в заданиях по математике особых изменений не произошло. Что это значит? Читаем дальше. Добавлено задание базового уровня сложности. Изменен порядок заданий. Без изменения сложности расширены С1, С3, С5 и С6. И действительно, все это непринципиально. А теперь внимание! Без изменения сложности расширена тематика задания С4. Звучит невинно, а на самом деле это значит следующее. Последние несколько лет задание С4 по математике было задачей по планиметрии с двумя вариантами построений. Задачи составлял известный российский учитель, заслуженный учитель России и автор многих книг Рафаил Гордин. Но в этом году в С4 задачи с двумя вариантами планиметрических построений не будет, а будет задача на доказательство. Какая именно – следите за информацией на сайте ФИПИ.

Преодолеть инерцию привычек

Специфика тестового экзамена предполагает, что для достижения высокого результата надо обладать специальными навыками. Скажем, в ЕГЭ по математике есть часть «B», где проверяется только ответ. То, как вы решали задачу в этой части, в принципе никого не интересует. Что из этого следует? Важно учитывать, что в математике многие задачи можно решить разными способами, есть длинные пути к решению, а есть короткие. На ЕГЭ умение воспользоваться самым быстрым способом решения имеет колоссальное значение.
Почему не все, кто хорошо знает предмет, успешно сдают ЕГЭ? Потому что сильные ученики игнорируют различия в оценивании тестового и нетестового экзамена. Одно из них: во время устного ответа ученик что-то рассказывает, а экзаменатор выхватывает из потока его речи то, что показывает, насколько хорошо усвоен определенный материал. Когда учитель оценивает сочинения, он также старается прежде всего ухватить главное: раскрыта тема или нет. На тестовом экзамене оценивание осуществляется принципиально иначе. Скажем, сочинение-рассуждение в части «С» по русскому языку предполагает жесткую структуру. Например, в сочинении высказан очень оригинальный и глубокий взгляд. Если в подтверждение своих мыслей выпускник сошлется не на текст произведения, а только на дядю Ваню, он потеряет баллы.
Конечно, учителя говорят детям об этих требованиях, но просто проговорить эти вещи недостаточно. Чтобы преодолеть инерцию укоренившихся привычек, надо проделывать тренировочные задания, а затем вместе с детьми разбирать результаты работы строго по критериям, которые предъявляются на экзамене к эссе.

С какими числами справляться труднее?

Может быть, самый большой бич ЕГЭ – невнимательность. По статистике ФИПИ, сильные ученики, которые на «ура» справляются с заданиями части «С», в части «B» теряют 10–15 баллов. Примечательно, что довольно часто ребята оступаются в очень простых ситуациях. Скажем, в задаче требуется найти наименьшее значение функции на определенном отрезке. Молодой человек дает ответ «-2», потому что в точке с координатой «-2» функция достигает наименьшего значения. Однако в задаче спрашивается, не в какой точке достигается наименьшее значение, а каково наименьшее значение. Правильный ответ – «-6».
Кстати, практика говорит о том, что ребятам психологически сложнее справляться с задачами, где ответ – отрицательное число. Есть статистика, показывающая, что когда в одном из регионов старшеклассники выполняли задание с ответом «4», из всех ответов 84% оказались правильными. Когда в том же регионе ребятам примерно с таким же уровнем подготовки была предложена задача с ответом «-2», то процент правильных ответов снизился до 54. В экзамене по английскому языку количество неверных решений существенно возрастает, когда задание меняется так, что в ответе вместо «cat» надо писать «cats» (то есть единственное число меняется на множественное).

У каждой задачи – свой «потолок»

Какие еще закономерности выполнения экзаменационных заданий важно знать абитуриентам? Желательно иметь в виду, что практически каждая задача имеет свой «потолок эффективности». Что это такое? Возьмем, к примеру, задачу, где требуется определить наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. Статистика показывает, что те, кто решает эту задачу правильно, делают это меньше чем за 4 минуты. Значит, если вы еще не решили эту задачу и видите, что прошло 4 минуты тридцать секунд, можно переходить к следующему заданию. А над этой задачей подумаете в конце, если, конечно, останется время.

Подготовил Анатолий Витковский

Рейтинг@Mail.ru