НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Единый экзамен на внимательность
Что нужно знать про запланированные и незапланированные ловушки в заданиях ЕГЭ
Как помочь ребенку достичь максимально возможного результата
на ЕГЭ? Каким образом можно повысить результативность подготовки к ЕГЭ?
Какую стратегию подготовки выбрать и каких типичных ошибок желательно
избежать? Этим вопросам было посвящено выступление исполнительного
директора центра «MAXIMUM» Павла Белорусского.
Понимать экзамен правильно
Речь шла о стратегии подготовки к ЕГЭ. Начинается она с выбора
предметной дисциплины, если, конечно, это необязательный предмет. Какой
самый популярный выбор был в прошлом году? Обществознание. Почему?
Многие предполагали, что это самый легкий экзамен. В результате в 2013
году почти 500 тысяч человек решили сдавать обществознание как экзамен
по выбору, и 25 тысяч человек провалили этот выбранный ими экзамен. То
есть из 20 пришедших на экзамен один получил оценку ниже минимальной. В
итоге средний тестовый балл был всего 60. Вывод: не стоит относиться к
обществознанию как к проходному экзамену.
Второе: надо хорошо понимать, к чему именно предстоит готовиться. Что,
по сути, представляет собой ЕГЭ? До сих пор среди педагогов встречается
мнение, что ЕГЭ проверяет, насколько прочно и глубоко ученики усвоили
знания по предметам. Не совсем так. Главная задача ЕГЭ – сравнить
учеников по определенной шкале и определить, кто в соответствии с этой
градацией подготовлен лучше, а кто – хуже. И поскольку ЕГЭ не проверяет
глубину освоения всего курса школьной математики или русского языка,
то, скажем, повторение всех разделов школьной программы не лучшая
стратегия подготовки к экзамену. Более рационально – готовиться
прицельно к тем заданиям, которые будут в тестах ЕГЭ конкретного года.
Информация о содержании ЕГЭ есть на сайте ФИПИ. Эта информация,
безусловно, верная, но в отдельных местах она требует дополнительной
интерпретации. Например, на сайте ФИПИ написано: в заданиях по
математике особых изменений не произошло. Что это значит? Читаем
дальше. Добавлено задание базового уровня сложности. Изменен порядок
заданий. Без изменения сложности расширены С1, С3, С5 и С6. И
действительно, все это непринципиально. А теперь внимание! Без
изменения сложности расширена тематика задания С4. Звучит невинно, а на
самом деле это значит следующее. Последние несколько лет задание С4 по
математике было задачей по планиметрии с двумя вариантами построений.
Задачи составлял известный российский учитель, заслуженный учитель
России и автор многих книг Рафаил Гордин. Но в этом году в С4 задачи с
двумя вариантами планиметрических построений не будет, а будет задача
на доказательство. Какая именно – следите за информацией на сайте ФИПИ.
Преодолеть инерцию
привычек
Специфика тестового экзамена предполагает, что для достижения
высокого результата надо обладать специальными навыками. Скажем, в ЕГЭ
по математике есть часть «B», где проверяется только ответ. То, как вы
решали задачу в этой части, в принципе никого не интересует. Что из
этого следует? Важно учитывать, что в математике многие задачи можно
решить разными способами, есть длинные пути к решению, а есть короткие.
На ЕГЭ умение воспользоваться самым быстрым способом решения имеет
колоссальное значение.
Почему не все, кто хорошо знает предмет, успешно сдают ЕГЭ? Потому что
сильные ученики игнорируют различия в оценивании тестового и
нетестового экзамена. Одно из них: во время устного ответа ученик
что-то рассказывает, а экзаменатор выхватывает из потока его речи то,
что показывает, насколько хорошо усвоен определенный материал. Когда
учитель оценивает сочинения, он также старается прежде всего ухватить
главное: раскрыта тема или нет. На тестовом экзамене оценивание
осуществляется принципиально иначе. Скажем, сочинение-рассуждение в
части «С» по русскому языку предполагает жесткую структуру. Например, в
сочинении высказан очень оригинальный и глубокий взгляд. Если в
подтверждение своих мыслей выпускник сошлется не на текст произведения,
а только на дядю Ваню, он потеряет баллы.
Конечно, учителя говорят детям об этих требованиях, но просто
проговорить эти вещи недостаточно. Чтобы преодолеть инерцию
укоренившихся привычек, надо проделывать тренировочные задания, а затем
вместе с детьми разбирать результаты работы строго по критериям,
которые предъявляются на экзамене к эссе.
С какими числами справляться
труднее?
Может быть, самый большой бич ЕГЭ – невнимательность. По
статистике ФИПИ, сильные ученики, которые на «ура» справляются с
заданиями части «С», в части «B» теряют 10–15 баллов. Примечательно,
что довольно часто ребята оступаются в очень простых ситуациях. Скажем,
в задаче требуется найти наименьшее значение функции на определенном
отрезке. Молодой человек дает ответ «-2», потому что в точке с
координатой «-2» функция достигает наименьшего значения. Однако в
задаче спрашивается, не в какой точке достигается наименьшее значение,
а каково наименьшее значение. Правильный ответ – «-6».
Кстати, практика говорит о том, что ребятам психологически сложнее
справляться с задачами, где ответ – отрицательное число. Есть
статистика, показывающая, что когда в одном из регионов старшеклассники
выполняли задание с ответом «4», из всех ответов 84% оказались
правильными. Когда в том же регионе ребятам примерно с таким же уровнем
подготовки была предложена задача с ответом «-2», то процент правильных
ответов снизился до 54. В экзамене по английскому языку количество
неверных решений существенно возрастает, когда задание меняется так,
что в ответе вместо «cat» надо писать «cats» (то есть единственное
число меняется на множественное).
У каждой задачи
– свой «потолок»
Какие еще закономерности выполнения экзаменационных заданий
важно знать абитуриентам? Желательно иметь в виду, что практически
каждая задача имеет свой «потолок эффективности». Что это такое?
Возьмем, к примеру, задачу, где требуется определить наибольшее и
наименьшее значения функции на отрезке. Статистика показывает, что те,
кто решает эту задачу правильно, делают это меньше чем за 4 минуты.
Значит, если вы еще не решили эту задачу и видите, что прошло 4 минуты
тридцать секунд, можно переходить к следующему заданию. А над этой
задачей подумаете в конце, если, конечно, останется время.
Подготовил Анатолий Витковский