ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Строго в клеточку и ни на миллиметр в сторону…
Записки студента-практиканта
Школа «на новенького» – это не просто интересно. Свежий взгляд
начинающего выхватывает события там, где о них думать забыли. И не так
уж наивен вопрос: а в чем на самом деле заключается работа учителя
в современной школе?
Ввиду преобразований в области науки и образования, то есть
слияния двух вузов нашего города в один, педпрактика была сокращена с
двух месяцев до одного. Проходила она в провинциальном городе, в
обычной школе без углубленного изучения каких-либо предметов. Всего я
провел десять уроков истории и обществознания в 9 классе, кроме того,
наблюдал за уроками однокурсников в 6-х классах.
Что сразу бросилось в глаза – дети по-другому ведут себя на переменах.
У каждого второго есть планшет, в котором школьник тихо и мирно
ковыряется перед уроком, а иногда и на уроке. С мобильными телефонами
по школе носятся и совсем маленькие ребята, лет десяти. Конечно, обилие
инноваций – это хорошо, но во всех четырех классах, за которыми я
наблюдал на протяжении месяца, ни один из обладателей этих
дорогостоящих «игрушек» не использовал их в качестве учебного подспорья.
Следующее впечатление – трудность и неиз бежность выставления
оценок. Особенно тяжело это делать в старших классах. У подавляющего
большинства учеников напрочь отсутствует познавательный интерес как к
истории, которую я вел, так и к школьному обучению. Домашнее задание
готовят лишь несколько человек, это одни и те же люди. Остальные не
могут ответить на элементарные вопросы. Но методисты от нас требовали
минимум 4–5 оценок за урок, чтобы к концу практики у всех учеников была
хотя бы одна оценка, выставленная нами в журнал. Что же ставить не
знающим и не готовящимся? Тут мне в голову пришла гениальная идея:
провести письменную работу! Впрочем, при проверке я был разочарован,
судите сами: «Конституция – это книжка с законами»… «Метрополия – это
праздник»… «Колония – это место заключения». Так с горем пополам план
по количеству оценок был выполнен.
Интересно было сравнить поведение на уроках учеников 6-х и 9-х классов.
Многие шестиклассники, даже если они не знают правильного ответа,
пытаются рассуждать, на все вопросы в классе кто-нибудь да тянет руку.
А в девятых классах картина абсолютно противоположная: инициатива и
рассуждения со стороны школьников полностью отсутствуют.
Случались некоторые проблемы с дисциплиной, но с этим справиться можно.
К концу практики взаимопонимание с учениками было близко к идеальному,
однако организовать подготовку домашнего задания не удалось.
Но главная моя проблема, даже беда, была в другом. Оценка за практику
напрямую зависит от сданных в срок конспектов и дневника практики.
Нужно заполнить массу отчетных документов, которые, по сути, дублируют
друг друга. Работа со всей этой бюрократией отнимала куда больше сил и
времени, нежели подготовка и проведение уроков. Сюда же стоит отнести и
работу с классными журналами: писать в них почему-то надо строго в
клеточку и ни на миллиметр в сторону, еще одной и той же пастой. Разве
в этом должна заключаться работа учителя?
Тот факт, что далеко не ко всем практикантам на уроки пришли
университетские преподаватели, которые потом выставляли оценки за
практику, – тоже информативен. Никому не важно, как ты учишь детей,?–
главное, чтоб на бумаге все было гладко.
Но неужели студенты медицинского факультета тоже получают оценки за
практику благодаря хорошей и вовремя сданной отчетности?..