Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ


Усольцев Сергей

Строго в клеточку и ни на миллиметр в сторону…

Записки студента-практиканта

Школа «на новенького» – это не просто интересно. Свежий взгляд начинающего выхватывает события там, где о них думать забыли. И не так уж наивен вопрос: а в чем на самом деле заключается работа учителя в современной школе?

Ввиду преобразований в области науки и образования, то есть слияния двух вузов нашего города в один, педпрактика была сокращена с двух месяцев до одного. Проходила она в провинциальном городе, в обычной школе без углубленного изучения каких-либо предметов. Всего я провел десять уроков истории и обществознания в 9 классе, кроме того, наблюдал за уроками однокурсников в 6-х классах.
Что сразу бросилось в глаза – дети по-другому ведут себя на переменах. У каждого второго есть планшет, в котором школьник тихо и мирно ковыряется перед уроком, а иногда и на уроке. С мобильными телефонами по школе носятся и совсем маленькие ребята, лет десяти. Конечно, обилие инноваций – это хорошо, но во всех четырех классах, за которыми я наблюдал на протяжении месяца, ни один из обладателей этих дорогостоящих «игрушек» не использовал их в качестве учебного подспорья.
Следующее впечатление – трудность и неиз  бежность выставления оценок. Особенно тяжело это делать в старших классах. У подавляющего большинства учеников напрочь отсутствует познавательный интерес как к истории, которую я вел, так и к школьному обучению. Домашнее задание готовят лишь несколько человек, это одни и те же люди. Остальные не могут ответить на элементарные вопросы. Но методисты от нас требовали минимум 4–5 оценок за урок, чтобы к концу практики у всех учеников была хотя бы одна оценка, выставленная нами в журнал. Что же ставить не знающим и не готовящимся? Тут мне в голову пришла гениальная идея: провести письменную работу! Впрочем, при проверке я был разочарован, судите сами: «Конституция – это книжка с законами»… «Метрополия – это праздник»… «Колония – это место заключения». Так с горем пополам план по количеству оценок был выполнен.
Интересно было сравнить поведение на уроках учеников 6-х и 9-х классов. Многие шестиклассники, даже если они не знают правильного ответа, пытаются рассуждать, на все вопросы в классе кто-нибудь да тянет руку. А в девятых классах картина абсолютно противоположная: инициатива и рассуждения со стороны школьников полностью отсутствуют.
Случались некоторые проблемы с дисциплиной, но с этим справиться можно. К концу практики взаимопонимание с учениками было близко к идеальному, однако организовать подготовку домашнего задания не удалось.
Но главная моя проблема, даже беда, была в другом. Оценка за практику напрямую зависит от сданных в срок конспектов и дневника практики. Нужно заполнить массу отчетных документов, которые, по сути, дублируют друг друга. Работа со всей этой бюрократией отнимала куда больше сил и времени, нежели подготовка и проведение уроков. Сюда же стоит отнести и работу с классными журналами: писать в них почему-то надо строго в клеточку и ни на миллиметр в сторону, еще одной и той же пастой. Разве в этом должна заключаться работа учителя?
Тот факт, что далеко не ко всем практикантам на уроки пришли университетские преподаватели, которые потом выставляли оценки за практику, – тоже информативен. Никому не важно, как ты учишь детей,?– главное, чтоб на бумаге все было гладко.
Но неужели студенты медицинского факультета тоже получают оценки за практику благодаря хорошей и вовремя сданной отчетности?..

 

Рейтинг@Mail.ru