Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Скворцова Юлия

Учебные олимпиады: новый порядок по старым нотам

Система по-прежнему устроена так, что школе важнее баллы, а не перспективы конкретного ребенка

 Приказ Минобрнауки России № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» вступил в силу 9 февраля 2014 г. А старый приказ, ранее регламентировавший порядок проведения олимпиады, признан утратившим силу. Что же изменилось и что осталось прежним в порядке проведения олимпиады?

Школьная всероссийская

Перечень предметов, по которым проводится олимпиада, остался прежним, предметов 19, только теперь этот перечень включен в Порядок. Новым Порядком определены права и обязанности участников олимпиады. В частности, оговорено право участника олимпиады на подачу апелляции, рассмотрение которой должно проводиться в его присутствии с использованием видеофиксации. Однако в случае нарушения участником установленного порядка он может быть удален из аудитории без права дальнейшего участия в олимпиаде по данному предмету в текущем году.
Теперь в месте проведения олимпиады вправе присутствовать общественные наблюдатели. Родители (законные представители) участника должны предоставить письменное согласие на обработку персональных данных ребенка. Протоколы жюри каждого этапа олимпиады должны быть опубликованы на официальном сайте организатора. Олимпиадные работы участников всех этапов олимпиады должны кодироваться с целью обезличивания.
В соответствии с новым Порядком в состав жюри всех этапов олимпиады не могут входить специалисты, не являющиеся педагогическими, научными и научно-педагогическими работниками (ранее в состав жюри могли входить «аспиранты и студенты образовательных организаций высшего профессионального образования, иные высококвалифицированные специалисты, не являющиеся научными и педагогическими работниками»).
Организатором школьного этапа олимпиады (равно как и муниципального) теперь является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (не сами образовательные организации, как было). Немного сдвинулись сроки проведения этапов олимпиады на «пораньше».
Что касается участников: теперь они на любом этапе олимпиады вправе выполнять задания для более старшей возрастной группы. Победители и призеры школьного этапа олимпиады больше не награждаются дипломами, лишь призеры муниципального и регионального этапов получают поощрительные грамоты. А победители и призеры последнего этапа олимпиады получают дипломы от Минобр­науки России, образцы которых приведены в приложении к приказу. Однако квота на число победителей заключительного этапа олимпиады сокращена до 8%, на число призеров – до 30%.
О праве на прием без вступительных испытаний для победителей и призеров олимпиады не сказано ничего. Правда, в ч. 4 ст. 71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право для победителей и призеров заключительного этапа олимпиады прописаны. Видимо, теперь этот вопрос не требует уточнения. И наконец, за субъектом РФ закрепляется обязанность обеспечения участия в заключительном этапе олимпиады (п. 56), включая не только проезд, питание и проживание, но и страхование жизни и здоровья, экскурсионное обслуживание.

Во имя какой цели?

В последнее время появилось большое количество нормативных документов, в которых провозглашается приоритетное направление образовательной политики – выявление и поддержка одаренных детей. Организация конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности направлена на создание условий для развития молодых талантов, на повышение качества человеческого капитала страны. Проведение мероприятий такого рода стало показателем качества работы любой образовательной организации.
Однако цели еще более сместились в сторону формальных показателей. Для учащихся – это пополнение портфолио, что особенно актуально при оценке достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также для преимущественного поступления в вуз. У педагогов тоже есть профессиональное портфолио для прохождения аттестации и для получения «значительных стимулирующих выплат», как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». А общеобразовательная организация получает возможность повысить свою конкурентоспособность благодаря успехам своих учеников. То есть мотивация «очередной плюсик в копилку» является основной. В олимпиадах участвовать надо обязательно, это всем выгодно.

Неистребимый формализм

Однако вернемся к заявленной в документах цели – поддержке одаренных. Не отличников, а детей, которые ярко проявляют себя в чем-то одном и плохо справляются с остальным, как раз тех, кто нуждается в поддержке, так как не может вписаться в систему. Поговорим об олимпиаде на местах.
В основе – спущенные сверху методические рекомендации и задания, добровольно-принудительное решение олимпиадных заданий отличниками после уроков (на школьном этапе) и по выходным (на муниципальном этапе). Школа не может отказаться посылать участников на муниципальный этап, школа обязана изыскивать средства для поездки на региональный этап, на заключительном – засилье центральных регионов. 
Читая форум официального портала олимпиады (rosolymp.ru), видишь, какая неразбериха царит на муниципальных и региональных уровнях проведения олимпиады, отношение – «провели и забыли». Люди спрашивают элементарное: сколько времени отводится на написание работы, каковы критерии оценки, т.к. «у нас с олимпиадами муниципального уровня полный произвол. Детей буквально выгнали через 2 часа, а потом опубликовали бланки заданий, на которых написано, что время выполнения – 3 часа. Документов по организации вообще нет». Или вот такое: местное министерство образования приказывает провести олимпиаду по экологии в один день, 5 февраля. То есть участник с 10 до 14 ч. на теоретическом туре, а с 15 ч. на защите проекта – где взять силы на такой марафон? А ведь в приказе Министерства РФ четко прописано: сроки олимпиады по экологии – 5, 6 и 7 февраля. 
…Новые порядки мало что меняют. Когда я училась в школе, была отличницей, и меня отправляли практически на все – тогда их называли районными – олимпиады. «Но почему меня, – спросила я однажды у учителя биологии, – мне биология неинтересна, я просто учусь и не хочу участвовать». На что учитель напомнил мне о пятерке по предмету и о чести школы. Прошло 20 лет, и, будучи учителем и заместителем директора по УВР, я поймала себя на том, что ничего, кроме похожей фразы, предложить своим ученикам не могу. Посылаем надежных, а не одаренных, нам важнее баллы школе, а не перспективы конкретного ребенка.

P.S. 20 марта 2014 г. стартует заключительный этап олимпиады (начинается он с олимпиады по немецкому языку). И проводиться он будет уже на основании нового Порядка. Причем Минобрнауки России посчитало необходимым направить письмо с разъяснениями о заключительном этапе олимпиады (письмо от 05.02.2014 № 08-111), в котором обращает внимание на нормы ответственности как организаторов, так и участников олимпиады.
Документов все больше и больше, а воз и ныне там…

Рейтинг@Mail.ru