ПОВЕСТКА ДНЯ
Нормативные акты проверят на педагогичность
Местные правовые нормы зачастую не соответствуют целям образования и воспитания
17 февраля 2014 года Правительство РФ издало Постановление
№120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов
нормативных актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов
обучения и воспитания».
В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» Правительство постановляет: 1) утвердить
Правила проведения экспертизы; 2) рекомендовать властям субъектов
Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении
своих проектов нормативных актов и самих актов, касающихся вопросов
образования и воспитания. Проверять локальные нормативные документы
следует на предмет «выявления их негативного воздействия на процесс и
условия воспитания и образования».
…Давно пора. Ни для кого не секрет, что Методические рекомендации
Министерства образования и науки о применении федеральных законных и
подзаконных актов на местах игнорируются, чиновники пишут «свои»
рекомендации, сообразуясь с какой угодно пользой, только не с
педагогической. Например, министерские Рекомендации по разработке
показателей эффективности деятельности учреждений в сфере образования
от 18.07.2013 г. не легли в основу локальных актов ни в одной из пяти
областей, в которых проводился сбор данных о показателях эффективности,
принятых на местах. Почему? Потому что за счет введения эффективного
контракта местная власть собирается не улучшать качество образования, а
экономить, то есть заставлять работников больше работать за меньшие
деньги.
Второе. Одной только экспертизы локальных актов для возвращения
образованию педагогических смыслов мало. Само устройство
управленческого процесса в российском образовании таково, что
финансово-экономическая деятельность школы теперь стала основной, а
учредитель – «ключевой фигурой» в образовании. Учредитель в
субъективном порядке принимает любые решения по поводу школы, вплоть до
снятия директора с должности в одночасье. Он утверждает устав и план
хозяйственной деятельности (детализирует его как хочет), формирует
государственное муниципальное задание, распределяет по сети ресурсы,
определяет нормативные затраты, рассчитывает стоимость услуги – и все
это по своему усмотрению. Он уволит, он «не так» посчитает – а правовой
ответственности не несет, только политическую, перед администрацией.
Но если в управленческом процессе ничего, кроме полной зависимости от
власти, не задействовано, все другое повисает в воздухе: законы,
стандарты, стратегии, мониторинги, рекомендации, общественное участие,
эффективность… Это то, что рисуют, а не то, чем живут.
Однако греет даже слабая надежда на пересмотр произвольных,
необоснованных, а то и вредных указаний местной власти.