МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Иваницкая Елена, Бердичевская Анна
В сельском клубе, в комнате за экраном...
Об особом времени детства, в котором каждое мгновение – для
чего-то, о здоровье души ребенка и о его таинственных переходах в иную
реальность, имя которой – культура, мы разговариваем
с Анной БЕРДИЧЕВСКОЙ. Поэт, прозаик, сценарист, фотохудожник,
математик-программист, Анна Бердичевская родилась на севере Пермского
края в одном из лагерей Усольлага – ее мать отбывала наказание
по печально знаменитой 58-й статье в последнюю волну сталинских
репрессий.
– Анна Львовна, так как
вы поэт, то, значит, относитесь к тем, кто останавливает мгновение. Ибо
поэты именно это и делают. Расскажите, как все начиналось? Когда,
почему, как именно вам захотелось, вас потянуло самой создать
стихотворение?
– Почти всю жизнь я знаю, что за каждым настоящим
стихотворением стоит настоящая реальность. Что-то там, в той реальной
отправной точке, реальным человеком было увидено, почувствовано, что-то
стряслось и решило сохраниться, воплотиться в тексте…
Я хорошо помню, как лет в девять решила именно «создать стихотворение».
Мама писала стихи, читала мне свои и чужие… Я была плохим слушателем,
стихи, не только мамины, но и пушкинские, казались мне легкими и
пустыми, чем-то ненастоящим. Маму это огорчало. А маму я очень любила и
пыталась проникнуться, подыграть, восхититься. И вот взялась сама
сочинить… Помню даже первую, именно сочиненную, строфу (как же она мне
тогда глаза намозолила!): «Девочка в белой косынке, в рыжих ресницах
глаза…» и т.д. Я намаялась – бессовестно рифмовала «глаза» и «иногда»,
потому что ничего, кроме глаза–слеза–гроза, не находилось, а мне
хотелось бодрое стихотворение сочинить, про чистое небо, в котором
летают птицы и отражаются в глазах девочки… Ничего не вышло. Потому что
– не было. Ничего этого не было. Ни птиц, ни рыжих ресниц, ни девочки.
Нечему было воплотиться. Специально сочиненное оставалось пустым. Пшик.
Я и маме не показала, и запомнила именно как обманку…
Но однажды, через несколько лет, где-нибудь в тринадцать, в зимний
вечер я сидела у окна и смотрела во двор. Довольно долго. Проникла
куда-то… И это была реальность. Что-то забрезжило, что-то важное.
Наутро написалось стихотворение:
Мир мой узок, а взгляд
глубок.
Двор – долина, холмами снег,
По долине клубок дорог
Меж холмами и вниз и вверх.
Все дороги ведут в города,
Города велики и малы,
И текут в городах года,
А вокруг городские валы.
Там народец велик и убог,
По холмам бродят дикие звери.
Я-то знаю, что я там Бог,
А в меня там никто не верит.
Я не поняла, плохо это или хорошо, и сейчас не больно-то
понимаю, но это было, факт реальности состоялся и воплотился в строчки
на бумаге.
Преображение одного вида реальности в другой, в более, что ли, прочный…
вот что значит для меня поэзия. Да и проза отчасти. Но поэзия – короче,
скон-цен-три-ро-ван-нее… Какие длинные и непоэтические слова надо
произносить, чтоб описать в прозе такую краткую и простую вещь, как
стихи! Вот что еще: поэзия пригождается! И не только автору. Она живет
своей жизнью, важной для кого-то где-то, далекого во времени и
пространстве. То есть она без помех и без потерь перемещается из одной
реальности в другую. Она сильная и завоевывает пространство-время.
Сохраняя, таким образом, иногда на века, первую свою реальность –
автора! Не всегда… Но Пушкин, Лермонтов, Блок – им удалось. «Нет, весь
я не умру – душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит…» –
вот что всё это значит. Вот что зарыто в потребности писать стихи. А
волевое намерение «непременно создать стихотворение» не срабатывает.
Душа сама – реальность и сама берется за этот труд – преображения мысли
и чувства – в слово.
Я не знаю, что произойдет с моими стихами, этого никто никогда не
знает, но мне мое первое стихотворение пригодилось. Во-первых, я сама
его помню именно как точку реальности и, возможно, в какой-то мере свою
отправную точку…
– А как вообще ребенок
начинает вдумываться в то, что «мгновенья» утекают навсегда? Вы в своем
детстве как это переживали? Я лет в десять разграфила листочек на все
дни третьей четверти и по вечерам с облегчением зачеркивала: вот
наконец еще один кусок тоски и тягомотины кончился! Пока не подумала: а
что же это я делаю?..
– Нет-нет, никаких разграфленных листочков. С пяти до
пятнадцати (примерно) мне казалось, что время вообще всегда было и
будет, и я в нем каким-то образом всегда была и буду. Детское чувство
бессмертия распространялось у меня не только в сторону предстоящей
жизни, но и в сторону прошлого. Я была всегда. Я не подгоняла время, не
пыталась от него избавиться, мне не бывало скучно. Каждый миг для
чего-то нужен. Даже боль. Ее следует перенести стойко, потому что потом
настанет счастье. И оно всегда в конце концов наступало.
Хотя было, конечно, и в моей детской жизни полное безвременье, серая
мгла. Я ведь помню себя только с возвращения мамы из лагеря, с пяти
лет. Я же родилась в лагере, жила в «детской зоне», не говорила до трех
лет, потом детские дома. Но вернулась мама, и время жизни ожило,
проявилось, как фотопленка в черном пластмассовом бачке… Хотя пять лет
остались «засвеченными», сработала какая-то защитная химическая
реакция… Может, еще и поэтому прошлое – всё до маминого возвращения –
казалось мне бесконечным, но неразличимым.
А потом долго, практически все мое сознательное детство, мы жили с
мамой в сельском клубе, в комнате за экраном, я смотрела кино по три
сеанса в день, много трофейных фильмов и много тех, что шли «вторым
экраном», то есть не самых благонадежных и правильных… но, возможно,
самых лучших. Или просто старых, драных… От «Чапаева» до «Моста
Ватерлоо». Мы были с мамой замечательной парочкой. Так что и детство у
меня было, как фильмы второго экрана – неправильное и замечательное.
Хотя со смертью, с похоронами я тоже встретилась рано. Похороны бывали
под духовой оркестр, под марш Шопена. Конечно, смерть меня занимала
очень, еще бы! Но я в нее… как бы… не верила. Это было такое, как
сейчас бы сказали, отчасти шоу… Правда, с присутствием какого-то
леденящего холода. Тупичок какой-то возникал в сознании… Но ударила
меня смерть впервые, когда умерла моя любимая бабушка Агния Ивановна.
Ударила через маму. Через ее отчаяние, я почувствовала ужас и
реальность смерти. Но когда бабушку хоронили, я прекрасно помню, что
все равно в гробу была – не она. Она настоящая ушла. Куда-то ушла,
ускользнула. Правда, совсем, навсегда… здесь, с нами, ее больше не
будет. То есть смерть была для меня в те времена прежде всего разлукой.
Мне было одиннадцать.
И только к отрочеству с моим чувством времени стало что-то происходить.
Оно вместе с пространством начало клубиться, а иногда и рваться. Порой
мне казалось, что реальность – это «потемкинская деревня», что вот
идешь по улице – и вроде бы всё есть, но стоит свернуть за угол, и там,
где только что жил весь мир, – НИЧЕГО НЕТ. Я иногда пыталась «поймать
миг обмана», например, внезапно заглядывала в подворотни…
Правда-правда. Так, видимо, закончилось детство, здоровье души. Маме я
об этом не рассказывала. Я ее берегла.
– Бабушки и дедушки часто
говорят детям: «в наше время…» Но время-то общее, они же рядом и
вместе. Что за парадокс? Как вы его объясняете?
– Думаю, что бабушки и дедушки имеют в виду время, когда они
были молоды. Но что было в то время, чего сейчас нет? Любовь, страсть,
ошибки, открытия – это было и есть во все времена. Я сама бабушка, я
очень люблю людей, которые старше меня, но думаю, что правы молодые.
Молодым могу сказать, что быть старым – это очень интересно. Скорость,
с какой происходят технологические перемены, пугает меня, как и многих,
но раз мне довелось пожить в XXI веке, то я пытаюсь справляться с его
«холодными чудесами» его же средствами.
Ну кто мог представить еще двадцать лет назад, что в нашу жизнь так
плотно войдут мобильные телефоны и интернет? Я за молодых именно
потому, что помню прошлое. Очень хорошо помню. Я знаю, как трудно
молодым. Со мной случалось то, что происходит со многими в отрочестве,
и с мальчиками еще ужаснее, чем с девочками. Мне казалось, что мир
просто рухнул, что всё неинтересно, бессмысленно, что все мы одинаковые
– и не в божественном смысле, а в самом ужасном. Это проходит, как
болезнь, как некая стадия развития, страшная, но неизбежная. От полной
детской гармонии к разрыву с ней – и к обретению понимания, какие мы
разные. К следующему чуду жизни и природы.
В детстве я была очень счастлива. После детдома, когда мама вернулась
из лагеря, у меня началась жизнь. Я не поняла бы слов «оптимизм,
оптимистка», но я жила в ощущении счастья. Мама курила – я это обожала.
На улице мороз 40 градусов – лучше не бывает. Дождик – чудесно! В один
год – мне было пять лет – я научилась сразу бегать, прыгать, читать и
писать. Мамина любовь – я знаю, что и сейчас мама меня откуда-то любит.
И если я верующий человек, то потому, что испытала и заполнена была
любовью.
– Анна Львовна, как началось
ваше приобщение к литературной классике и чем она для вас стала?
– На станции Мулянка в клубе «Прогресс» была библиотека. И там
произошло два события – судьбоносных. В один прекрасный день на меня
свалился синенький томик Блока. Дореволюционный. Он упал, открывшись на
«Незнакомке». Я начала читать, и поскольку боролась с ятями и ерами,
читала как бы на чужом языке, а с «Незнакомкой» вдруг приняла всю
поэзию целиком. Это меня потрясло. Потом мама принесла «Войну и мир».
Мама учила меня французскому языку, она успела немного поучиться в
гимназии, любила французский, и она ввела меня в эту книгу с
французского текста – в салоне мадам Шерер. Мама не велела мне читать
подстрочный перевод, а велела вчитаться и понять. Так начался для меня
Толстой. «Исповедь» Толстого я прочла, боюсь сказать, в 9–10 лет. Для
меня было огромной новостью, что об этом, о таком можно думать.
Много позже, в восемнадцать, потрясением свежего, нового, современного
литературного языка был для меня Андрей Георгиевич Битов. Советская
проза меня после Толстого интересовала редко. Но книжечку со странным
названием «Дачная местность, или Жизнь в ветреную погоду» меня
притянула. Сунула туда нос – и привет! И до сих пор читаю Битова…
Конечно, я и подумать не могла, что познакомлюсь с автором. Жизнь
большая, и однажды в Грузии мы познакомились. У Битова я нашла в юности
то, что находила у Толстого, – прямую речь, правду от первого лица. Он
помог мне пережить кризис времен моей юности, современный кризис. Это
огромное наслаждение – следить за мыслью и интонацией, современной нам,
за мыслью писателя, абсолютно честного перед собой и читателем,
думающего прямо сейчас, «в режиме реального времени». В этом смысле
этот писатель – учитель, и слава Богу, не только мой. Когда люди вокруг
тебя очень хотели бы «знать, понимать, быть как ты», как раз и
означает, что ты им учитель.
Сейчас, в зрелые годы, я с радостью ловлю себя на том, как остро
чувствую, что во мне собралось из разных, разных, разных моих времен:
как во мне отпечатался Пушкин, как Толстой, тысячи потрясающих
случайных новостей… Случайных ли? Кто-то захотел мне отдать свою
реальность… Это моя школа постоянная и естественная до сегодняшнего дня.