Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Олейников Алексей

Безопасность нужна. Но какая?

Американские исследователи отмечают, что увеличение числа камер и охранников порой приводит к результатам, противоположным ожидаемым

Трагедия школьного расстрела. Инстинктивная реакция у любого взрослого – закрыть, запретить, защитить детей любой ценой.  Но к чему приводит бездумное усиление физических мер безопасности? В 2013 году Национальная ассоциация школьных психологов (National Association of School Psychologists – NASP) выпустила доклад по итогам исследования по вопросам школьной безопасности. Изучалось влияние мер безопасности на учеников школ США, где разрешено ношение оружия и в школах инциденты со стрельбой уже происходили. Ученые выяснили: охранники, камеры, детекторы, оружие – дают обратный эффект. Чем больше ограждают школу, тем больше она напоминает тюрьму, и тем выше градус насилия в ее стенах. 

Общий вывод

Национальная ассоциация школьных психологов предостерегает от чрезмерного увлечения физическими мерами безопасности и повышения числа охранников. Данные стратегии безопасности не дают никаких гарантий для учеников, в то же время могут серьезно помешать учебе. NASP призывает к комплексным усилиям по обеспечению безопасности. В первую очередь необходимо сосредоточиться на вопросах благополучия детей и их образования, что в конечном счете более эффективно с точки зрения безопасности, нежели более привычные методы, такие как вооруженные охранники, металло­искатели и камеры наблюдения. Решение о том, использовать или нет вооруженную охрану, должны принимать отдельные школы или общины, учитывая свои собственные потребности. При этом NASP считает, что вооруженная охрана в школах должна комплектоваться исключительно сотрудниками, специально обученными работать в образовательных учреждениях.

Тенденция к ужесточению

В 2009 году 68% учащихся в возрасте 12–18 лет сообщали, что в их школах есть охранники или полицейские; 70% сообщили об использовании камер видеонаблюдения и 11% – об использовании металлодетекторов. В 2009/10 учебном году в 61% государственных школ использовались камеры видеонаблюдения для контроля за учащимися, тогда как десять лет назад – только в 19%. Отмечается: строгие меры безопасности используются все чаще в общественных школах США, даже если нет никаких заметных угроз. При этом ужесточение политики безопасности распространяется и на другие сферы школьной жизни, такие как внутренняя дисциплина и кодекс поведения в школе.

Влияние мер безопасности

В докладе признается: нет четких доказательств того, что использование металлоискателей, камер видеонаблюдения или присутствие охранников эффективно предотвращает насилие в школах. Также совершенно не изучен вопрос, какие непреднамеренные последствия для учеников влечет за собой постоянное повышение мер безопасности. Не существует и достаточного количества исследований, которые показывали бы, что наличие металлодетекторов снижает риск агрессивного поведения среди учеников. Исследователи ставят вопрос: допустимо ли столь широкое использование технологий и средств безопасности при том, что так мало известно об их эффективности?
А вот о том, что данные стратегии безопасности последовательно неэффективны при защите учеников, известно. Более того, наличие камер и охранников воспринимается как признак большего числа школьных преступлений и нарушений, что повышает показатель уровня тревожности детей в таких школах. Иначе говоря, школа, в которой нет человека в форме и с оружием, воспринимается (и является) более безопасной для детей.

Как это делается

Часть школ Нью-Йорка заключили договор о партнерстве с полицией города. Однако, по данным статистики, у учеников этих школ больше проблем с вовлечением в криминальные схемы по сравнению со школьниками других школ Нью-Йорка, которые не участвуют в этом партнерстве. Само по себе наличие видеокамер в школах ничего не гарантирует – ученики легко находят места в зданиях или снаружи, которые не попадают в зону наблюдения. Еще более тревожный факт – камеры могут привлекать неуравновешенных людей и провоцировать на масштабные акты насилия, на которые они идут, чтобы достичь большей популярности. Также исследования показывают, что присутствие охранников и металлодетекторов в школах способно увеличить уровень агрессии школьников, так как провоцирует подростков перенимать «уличную культуру» с ее привычными способами самозащиты от подобных мер.

 Тешим себя иллюзиями?

Сегодня в обществе широко распространено мнение, что школы небезопасны. Редкие, но ужасающие инциденты со стрельбой в школах подпитывают это мнение. Однако статистика говорит об обратном. Сегодня школы не просто безопасны, а возможно, еще более безопасны, чем когда-либо.
Так, по данным исследования, после расстрела школы «Колумбайн» уровень тревожности среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет повысился лишь незначительно. Сами ученики уверены, что их школы достаточно безопасны и не нуждаются в усилении защитных мер, в то время как для властей эта трагедия стала еще одним аргументом в пользу более широкого использования строгих мер безопасности в американских школах.
Это при том, что многие исследования показали: как раз присутствие охранников и металлодетекторов в школах создает ощущение небезопасности и повышает уровень тревожности у детей. Таким образом, все эти меры не снижают уровень беспокойства, а способствуют тому, что ученики, наоборот, начинают думать о возможных преступлениях и их последствиях.

 
Под угрозой нормальное психическое развитие детей

Исследования показывают, что ограничения и запреты, связанные с требованиями школьной безопасности, могут нанести вред учебной среде. Чрезмерно жесткие меры безопасности индуцируют беспощадность и приводят к тому, что детей из-за обычных школьных проступков и шалостей подвергают аресту и отправляют в суд. Вторжение в школу полицейских не приводит ни к чему иному, как распространению криминального поведения среди учащихся. Вместо того чтобы призвать к порядку и дисциплинировать проблемных учеников в стенах школы, полицейские отдают их системе ювенальной юстиции. Излишне суровые требования к дисциплине, страх нарушить порядок и безопасность отрицательно влияют на социальный климат. А камеры наблюдения, основная цель которых в большинстве школ не защищать от угроз извне, а держать учащихся под контролем, запугивать их записанными случаями недостойного поведения – настоящее издевательство над детской психикой.

Рейтинг@Mail.ru