ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Безопасность нужна. Но какая?
Американские исследователи отмечают, что увеличение числа камер и охранников порой приводит к результатам, противоположным ожидаемым
Трагедия школьного расстрела. Инстинктивная реакция у любого
взрослого – закрыть, запретить, защитить детей любой ценой. Но
к чему приводит бездумное усиление физических мер безопасности? В 2013
году Национальная ассоциация школьных психологов (National Association
of School Psychologists – NASP) выпустила доклад по итогам исследования
по вопросам школьной безопасности. Изучалось влияние мер безопасности
на учеников школ США, где разрешено ношение оружия и в школах инциденты
со стрельбой уже происходили. Ученые выяснили: охранники,
камеры, детекторы, оружие – дают обратный эффект. Чем больше ограждают
школу, тем больше она напоминает тюрьму, и тем выше градус насилия в ее
стенах.
Общий вывод
Национальная ассоциация школьных психологов предостерегает от
чрезмерного увлечения физическими мерами безопасности и повышения числа
охранников. Данные стратегии безопасности не дают никаких гарантий для
учеников, в то же время могут серьезно помешать учебе. NASP призывает к
комплексным усилиям по обеспечению безопасности. В первую очередь
необходимо сосредоточиться на вопросах благополучия детей и их
образования, что в конечном счете более эффективно с точки зрения
безопасности, нежели более привычные методы, такие как вооруженные
охранники, металлоискатели и камеры наблюдения. Решение о том,
использовать или нет вооруженную охрану, должны принимать отдельные
школы или общины, учитывая свои собственные потребности. При этом NASP
считает, что вооруженная охрана в школах должна комплектоваться
исключительно сотрудниками, специально обученными работать в
образовательных учреждениях.
Тенденция к
ужесточению
В 2009 году 68% учащихся в возрасте 12–18 лет сообщали, что в
их школах есть охранники или полицейские; 70% сообщили об использовании
камер видеонаблюдения и 11% – об использовании металлодетекторов. В
2009/10 учебном году в 61% государственных школ использовались камеры
видеонаблюдения для контроля за учащимися, тогда как десять лет назад –
только в 19%. Отмечается: строгие меры безопасности используются все
чаще в общественных школах США, даже если нет никаких заметных угроз.
При этом ужесточение политики безопасности распространяется и на другие
сферы школьной жизни, такие как внутренняя дисциплина и кодекс
поведения в школе.
Влияние мер безопасности
В докладе признается: нет четких доказательств того, что
использование металлоискателей, камер видеонаблюдения или присутствие
охранников эффективно предотвращает насилие в школах. Также совершенно
не изучен вопрос, какие непреднамеренные последствия для учеников
влечет за собой постоянное повышение мер безопасности. Не существует и
достаточного количества исследований, которые показывали бы, что
наличие металлодетекторов снижает риск агрессивного поведения среди
учеников. Исследователи ставят вопрос: допустимо ли столь широкое
использование технологий и средств безопасности при том, что так мало
известно об их эффективности?
А вот о том, что данные стратегии безопасности последовательно
неэффективны при защите учеников, известно. Более того, наличие камер и
охранников воспринимается как признак большего числа школьных
преступлений и нарушений, что повышает показатель уровня тревожности
детей в таких школах. Иначе говоря, школа, в которой нет человека в
форме и с оружием, воспринимается (и является) более безопасной для
детей.
Как это делается
Часть школ Нью-Йорка заключили договор о партнерстве с
полицией города. Однако, по данным статистики, у учеников этих школ
больше проблем с вовлечением в криминальные схемы по сравнению со
школьниками других школ Нью-Йорка, которые не участвуют в этом
партнерстве. Само по себе наличие видеокамер в школах ничего не
гарантирует – ученики легко находят места в зданиях или снаружи,
которые не попадают в зону наблюдения. Еще более тревожный факт –
камеры могут привлекать неуравновешенных людей и провоцировать на
масштабные акты насилия, на которые они идут, чтобы достичь большей
популярности. Также исследования показывают, что присутствие охранников
и металлодетекторов в школах способно увеличить уровень агрессии
школьников, так как провоцирует подростков перенимать «уличную
культуру» с ее привычными способами самозащиты от подобных мер.
Тешим себя
иллюзиями?
Сегодня в обществе широко распространено мнение, что школы
небезопасны. Редкие, но ужасающие инциденты со стрельбой в школах
подпитывают это мнение. Однако статистика говорит об обратном. Сегодня
школы не просто безопасны, а возможно, еще более безопасны, чем
когда-либо.
Так, по данным исследования, после расстрела школы «Колумбайн» уровень
тревожности среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет повысился лишь
незначительно. Сами ученики уверены, что их школы достаточно безопасны
и не нуждаются в усилении защитных мер, в то время как для властей эта
трагедия стала еще одним аргументом в пользу более широкого
использования строгих мер безопасности в американских школах.
Это при том, что многие исследования показали: как раз присутствие
охранников и металлодетекторов в школах создает ощущение небезопасности
и повышает уровень тревожности у детей. Таким образом, все эти меры не
снижают уровень беспокойства, а способствуют тому, что ученики,
наоборот, начинают думать о возможных преступлениях и их последствиях.
Под угрозой нормальное психическое развитие детей
Исследования показывают, что ограничения и запреты, связанные
с требованиями школьной безопасности, могут нанести вред учебной среде.
Чрезмерно жесткие меры безопасности индуцируют беспощадность и приводят
к тому, что детей из-за обычных школьных проступков и шалостей
подвергают аресту и отправляют в суд. Вторжение в школу полицейских не
приводит ни к чему иному, как распространению криминального поведения
среди учащихся. Вместо того чтобы призвать к порядку и дисциплинировать
проблемных учеников в стенах школы, полицейские отдают их системе
ювенальной юстиции. Излишне суровые требования к дисциплине, страх
нарушить порядок и безопасность отрицательно влияют на социальный
климат. А камеры наблюдения, основная цель которых в большинстве школ
не защищать от угроз извне, а держать учащихся под контролем,
запугивать их записанными случаями недостойного поведения – настоящее
издевательство над детской психикой.