ТРУДНАЯ ТЕМА
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ: «Ребенок испытывает ужас, не чувствуя в мире своего взрослого»
Тема инклюзивного образования наконец-то начала привлекать
внимание. Медленно, в гомеопатических дозах, но информация
просачивается в школу. Если в классе оказался ребенок с ограниченными
возможностями здоровья, понятно хотя бы, что педагогические задачи и
организацию работы надо подстраивать под новую ситуацию. А если в класс
пришел сирота – усыновленный или до сих пор живущий в детском доме?
По умолчанию считается, что если детдомовского ребенка приняли
в семью, то это хеппи-энд. В его жизни все стало хорошо. И грозят ему
лишь обычные школьные трудности, как остальным его одноклассникам,
которые ни одного дня не были «ничьими».
Но стоит хотя бы поверхностно столкнуться с детьми, у которых в
анамнезе годы сиротства, понимаешь, что твой педагогический опыт работы
дает сбой. Натыкаешься на непредвиденные реакции, странные ситуации,
действуешь и говоришь «мимо». Да и может ли быть иначе? Когда малыш
растет в семье, его характер, привычки, модели поведения наращиваются
под влиянием ежесекундных мелких событий, соприкосновений с родными
взрослыми. Как уровень почвы растет по миллиметру в год, складывается
из всякой ерунды, уплотняется. А мы, учителя, потом возводим на ней
образовательную постройку.
Можно предположить, что у ребенка, проведшего несколько лет даже в
хорошем детском доме, наверняка есть лакуны в этой «почве» его натуры.
Его не носил на плечах папа. Не катала на коленке мама – «В ямку бух!»,
когда сердце замирает от веселого страха. Не хлопотали встревоженные
бабушки, когда он капризничал, лежа с температурой. И чего-то
корневого, важного он не получил. Может быть, поэтому школьная
конструкция особенно часто не ладится именно у не домашних детей.
Педагог, не понимающий глубинных проблем, работает как умеет и терпит
неудачу. Если же понимать основные возможные особенности приемных детей
и сирот, есть надежда, что с частью трудностей справиться будет легче.
Рассказать о том, что нужно помнить, планируя учебное взаимодействие с
таким ребенком, мы попросили психолога Людмилу ПЕТРАНОВСКУЮ.
– Сейчас в детских домах
вполне приличное финансирование, все обуты-одеты, игрушки, ремонт
свежий, еда, медицина, телевизоры, компьютеры... Некоторые в семьях не
могут себе позволить такого. И все же любой нормальный взрослый
чувствует: этот образ детства глубоко неправильный. Чего лишен ребенок
в самом распрекрасном казенном доме?
– Человеческий детеныш рождается очень незрелым, совсем не
готовым к самостоятельности. Он довольно долго нуждается в заботе
взрослого. Поэтому у родителей включается соответствующая программа.
Благодаря ей мы так радуемся улыбке младенца и совсем не можем выносить
его плач. Для ребенка эта эмоциональная связь вообще жизненно важна.
Его программа недвусмысленно говорит: если у тебя нет своего взрослого,
ты обречен. Именно поэтому ребенок, о физическом теле которого
позаботились нянечки и педиатры, испытывает ужас, не чувствуя в мире
своего взрослого. Не страх, не тоску, а смертный ужас. Даже психику
взрослого человека ужас смерти серьезно меняет, а тут ребенок. И длится
это состояние месяцами, годами.
– Наверняка ребенок стихийно
вырабатывает какой-то механизм защиты. Каким он может быть?
– Некоторые дети выбрасывают фигуру взрослого из своей картины
мира. Они воспринимают только сверстников, находящихся рядом. И если,
например, взрослый возьмет на руки такого ребенка, тот будет плакать и
проситься обратно в манеж, где копошатся другие дети. Когда такой малыш
идет в школу, он и там не воспринимает взрослых, ведь он так и не
освоил роль ребенка.
– Что это значит?
– Позиция ребенка предполагает, что он маленький, зависимый,
нуждается в защите. А значит, доверяет взрослому, полагается на него,
признает авторитет. Верит, что взрослый плохого не посоветует. С таким
ребенком учителю легко взаимодействовать. Совсем иное дело, если
ребенок или вообще не воспринимает взрослого, или считает его
потенциальным обманщиком и предателем. Он не понимает, как можно
доверять взрослому. Ученику с несформированной позицией ребенка даже в
голову не придет обратиться к учителю за помощью, советом, утешением.
Такими бывают дети, от которых отказались еще в роддоме или если
родители были ненадежные: оставляли надолго без присмотра, пили.
– Иногда дети из
неблагополучных семей бывают не просто отстраненными, а активно
агрессивными. Или заторможенными. Это они запечатленный образ поведения
родителей демонстрируют?
– Агрессивные дети скорей всего сталкивались с насилием вместо
заботы с самого раннего возраста. В их картине мира взрослый есть, и он
опасен. Ему нельзя жаловаться: вместо помощи получишь побои. Но ребенку
жить как-то надо, и он начинает грубить, огрызаться, драться. Ему очень
страшно. Не получив в раннем возрасте любви и защиты, он старается
занять доминирующую позицию, чтобы остальные боялись. Он настроен
обижать, чтобы не быть обиженным. Совсем другой тип – дети, поставившие
себя «на паузу». Они в отсутствие эмоциональной связи уходят в себя.
Свой взрослый необходим, но его нет, и как жить – непонятно. И ребенок
замедляет свое развитие: психическое, речевое, физическое. Попадая в
семью, такие дети обычно успешно реабилитируются, поскольку
естественная картина мира у них остается, просто глубоко спрятана.
– Педагоги знают, что
ребенку для нормального взросления с первого класса важно иметь хотя бы
маленький кусочек приватного пространства; ему нужна возможность
выбора, возможность влиять на то, что с ним будет происходить. Вряд ли
в детских домах это учитывают.
– В детском учреждении жизнь выверена до мелочей с научной
точки зрения: от меню до распорядка дня. Еда, туалет, сон. И не важно,
хочет ли ребенок в этот момент спать, голоден ли он. Парадоксально, но
эта ситуация напоминает жизнь с родителями-алкоголиками. Что там, что
здесь скорее всего не получишь желаемого в нужный момент. У ребенка нет
опыта желания чего бы то ни было, нет опыта влияния на события в своей
жизни. Он привыкает одеваться, делать уроки, есть, играть только по
распоряжению, а не по собственной воле. В приемной семье и в школе
такое отсутствие произвольного поведения очень заметно. Ребенок похож
на куклу-марионетку: пока не дернешь за ниточку, не пошевелится. Он
может часами сидеть, уставившись в телевизор. Ему не скучно при этом,
просто он не умеет захотеть чего-то другого и сделать, распорядиться
свободным временем. Было бы ошибкой ожидать от ребенка немедленной
самостоятельности, способности выбора на том основании, что его
двенадцатилетние сверстники на это способны. Педагогов такое поведение
часто ставит в тупик. Привычные способы – уделять больше внимания и
заниматься дополнительно – в этом случае неэффективны. Чтобы
тренировать произвольность, ребенок должен говорить «нет», не
слушаться, качать права.
– Что еще сильно может
помешать ребенку стать успешным учеником?
– Вспомните картину: малыш учится ходить, или собирает
пирамидку, или пытается залезть куда-то. У него не получается, он
падает раз за разом и снова пытается. По сравнению со взрослым, который
давно махнул бы рукой на свою затею, ребенок удивительно устойчив к
неудаче, к разочарованию. Как же он обеспечивает себе эту выносливость?
В какой-то момент после очередной неудачи – опять упал, ударился, все
укатилось – запас прочности иссякает, и что делает ребенок? Бежит к
родителям, плачет, просится на руки. Он обращается за тем, что
психологи называют «контейнированием». Взрослый берет ребенка на руки,
окружает его своим объятием, дает защиту и заботу. А ребенок тем
временем, будучи в безопасном «коконе», может полностью сосредоточиться
на своих переживаниях. Гормоны стресса выходят со слезами, происходит
полное восстановление. Не остается последствий, не остается травм. И он
снова готов идти осваивать мир: всюду залезать, все хватать и
исследовать. То есть познавательную активность обеспечивает присутствие
неподалеку родителей, которые в случае чего позволят пережить неудачу,
боль, страх. Так происходит с ребенком, растущим дома. Но если у малыша
нет своего взрослого, а те что есть говорят «справляйся сам»,
познавательная активность не развивается. Школьный возраст наступил, а
ребенок не научился интересоваться тем, что происходит в мире. Педагоги
могут разбиться в лепешку, изобретая интересные приемы, пробуждающие
мотивацию, а ребенку этого не надо, ему неинтересно. Все силы уходят на
преодоление стресса.
– Это безнадежная ситуация?
Можно ли как-то расшевелить познавательную активность?
– Восстановить ее довольно сложно, если весь дошкольный период
ребенок был постоянно в стрессовой ситуации. Развитие происходит не
потому, что мы делаем что-то специально развивающее. «Развитие
начинается с точки покоя» – есть такое положение в теории
привязанности. Взрослый дает покой, безопасность, заботу. И если
ребенок почувствует, что взрослый его всегда защитит и прикроет, то от
точки покоя пружина интереса к миру начнет раскручиваться без всяких
наших дополнительных усилий. Отсутствие покоя, уверенности,
защищенности могут испытывать и домашние дети. Например те, кого
постоянно таскают по всяким «развивалкам». Родители и сами
неблагополучны внутренне, боятся выглядеть неуспешными, и ребенка
вгоняют в постоянный стресс. Он посещает несметное количество занятий,
но ни одно его не интересует.
– То, как чувствует себя
ребенок в школе, сильно зависит еще и от стратегий его поведения.
Наверняка тут тоже есть специфика.
– Из-за отсутствия «контейнирования» ребенок не только теряет
познавательную активность, но и находится в постоянном стрессе. Мы
социальные существа и расслабляемся только если окружающие «охраняют
вход в пещеру», обеспечивают безопасность. И если ребенок долго живет
без этого чувства, ему постоянно плохо, это постоянная травма. У него
нет внутренних сил для противодействия неудаче. Нет нормальной реакции
на трудности. Часто приемные дети испытывают такой страх перед
неудачей, что даже не пытаются что-то сделать. Открыл тетрадку,
представил, что не получится, и так и сидит над пустым листом. Это
усугубляется боязнью рассердить приемных родителей и разочаровать
учителя. Еще одна объективная трудность – очень скудный опыт общения с
разными взрослыми и действий в большом мире. Словарный запас небольшой,
и это сильно затрудняет понимание на уроке.
– И что же делать учителю,
если на ребенка давит столько всего?
– Не винить ребенка в том, что у него «плохие гены», что
делает назло. Не ребенок ненормальный – это просто его способы
справиться с ненормальной, невыносимой ситуацией. И они, как реакция на
стресс, могут сохраняться долго даже после усыновления, ведь они
помогли выжить. Понимая это, легче взаимодействовать с ребенком. Тому,
кто не умеет обращаться за помощью, предлагать ее до того, как ребенок
впадет в отчаяние. Тому, кто привык доминировать с помощью агрессии,
противопоставить свою доброжелательную силу, авторитет. И ни в коем
случае не демонстрировать беспомощность. Со слабым, неуверенным
взрослым такие дети идут вразнос. Есть те, кто очень мучительно
переживает дефицит внимания взрослых. Они стараются привлечь его любыми
способами, в том числе становясь классными шутами. Чтобы не доводить
ситуацию до неприятностей и не закреплять эту модель поведения, можно
почаще стоять рядом с ребенком, обращаться к нему, давать мелкие
поручения. Одним словом, понимая причины проблем, можно сознательно
подбирать способы взаимодействия с ребенком.
Беседовала Елена КУЦЕНКО
P.S.
Короткий разговор может только наметить направление работы. Если вас
искренне волнует эта тема, можно обратиться к сайту
http://irsu.info/, на котором вы найдете много полезной
информации и сможете посмотреть документальный фильм Ольги Синяевой
«Блеф, или С новым годом» – о том, как влияет детский дом на психику
ребенка.