Искусство добрых пожеланий
Чтобы учить детей внимательно относиться друг к другу, повод не нужен
Школа охотно отмечает любую дату календаря, если в ней
содержится воспитательный потенциал. Вот и 14 февраля, День влюбленных,
во многих школах сопровождается организацией доброй почты, ажиотажем
вокруг сердцеобразных открыток с признаниями. Но есть у нас учителя,
которые поощряют внимательное отношение детей друг к другу круглый год…
Я учитель начальных классов. Ребенок, который только-только пришел в
школу, светел и чист, он склонен к приятию и проявлению добрых чувств.
И этот поток мне не хочется закрывать, наоборот, я пытаюсь найти новые
русла для выражения благожелательности. Как только дети научились
писать, у нас в классе «выросла» ромашка. Основание делала я и
мальчики, а девочки вырезали лепестки – все это на уроке труда, так что
этот цветок нам очень дорог. Каждый понедельник мы украшаем ее лепестки
самоклеящимися цветными листочками с пожеланиями добра и любви друг
другу. Всю неделю эти пожелания нас согревают, а в пятницу эти письма
радости дети уносят домой.
Сначала я помогала им в формулировке пожеланий, так как словарный запас
еще не очень развит, к тому же пожелания должны быть основаны на
наблюдениях за одноклассниками, а как узнать, кому чего не хватает?
Одним – здоровья, другим – друзей, третьим – выдержки, четвертым –
чтобы мама поскорее вернулась из командировки и т.д. Внимательному
отношению друг к другу тоже нужно было учить. Наблюдательность
тренируется. Но уже спустя 3 недели дети все реже стали подходить ко
мне за советами, но их пожелания были по-прежнему искренни и добры.
Вероятно, они научились понимать связи между поведением одноклассника и
ситуацией, в которой он находится, самостоятельно. Это заметно снизило
количество конфликтных ситуаций в классе. Конечно, полностью избежать
детских ссор нам не удалось, но в конце второго года обучения класс
стал единым организмом, где один за всех и все за одного.
Еще у нас есть стенд «Моё настроение». На стенде прикреплены прозрачные
кармашки, их столько же, сколько нас в классе, под каждым – файлы со
смайликами, отражающими настроение. Придя в класс, ребенок помещает в
свой кармашек карточку со смайликом, отражающим его настроение на
данный момент. В течение дня дети могут поменять смайлик, что позволяет
и мне, и другим ученикам отметить «эмоциональную температуру» каждого.
Эти знаки вызывают большой интерес: можно поделиться своими
переживаниями и получить поддержку. Приятно наблюдать, как ребята
радуются изменениям грустных смайликов на веселые. А когда происходит
обратное изменение, то ученики трогательно успокаивают и поддерживают
героя, настроение которого по какой-то причине испортилось.