Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Кудряшова Мария

Искусство добрых пожеланий

Чтобы учить детей внимательно относиться друг к другу, повод не нужен

Школа охотно отмечает любую дату календаря, если в ней содержится воспитательный потенциал. Вот и 14 февраля, День влюбленных, во многих школах сопровождается организацией доброй почты, ажиотажем вокруг сердцеобразных открыток с признаниями. Но есть у нас учителя, которые поощряют внимательное отношение детей друг к другу круглый год…


Я учитель начальных классов. Ребенок, который только-только пришел в школу, светел и чист, он склонен к приятию и проявлению добрых чувств. И этот поток мне не хочется закрывать, наоборот, я пытаюсь найти новые русла для выражения благожелательности. Как только дети научились писать, у нас в классе «выросла» ромашка. Основание делала я и мальчики, а девочки вырезали лепестки – все это на уроке труда, так что этот цветок нам очень дорог. Каждый понедельник мы украшаем ее лепестки самоклеящимися цветными листочками с пожеланиями добра и любви друг другу. Всю неделю эти пожелания нас согревают, а в пятницу эти письма радости дети уносят домой.
Сначала я помогала им в формулировке пожеланий, так как словарный запас еще не очень развит, к тому же пожелания должны быть основаны на наблюдениях за одноклассниками, а как узнать, кому чего не хватает? Одним – здоровья, другим – друзей, третьим – выдержки, четвертым – чтобы мама поскорее вернулась из командировки и т.д. Внимательному отношению друг к другу тоже нужно было учить. Наблюдательность тренируется. Но уже спустя 3 недели дети все реже стали подходить ко мне за советами, но их пожелания были по-прежнему искренни и добры. Вероятно, они научились понимать связи между поведением одноклассника и ситуацией, в которой он находится, самостоятельно. Это заметно снизило количество конфликтных ситуаций в классе. Конечно, полностью избежать детских ссор нам не удалось, но в конце второго года обучения класс стал единым организмом, где один за всех и все за одного.
Еще у нас есть стенд «Моё настроение». На стенде прикреплены прозрачные кармашки, их столько же, сколько нас в классе, под каждым – файлы со смайликами, отражающими настроение. Придя в класс, ребенок помещает в свой кармашек карточку со смайликом, отражающим его настроение на данный момент. В течение дня дети могут поменять смайлик, что позволяет и мне, и другим ученикам отметить «эмоциональную температуру» каждого. Эти знаки вызывают большой интерес: можно поделиться своими переживаниями и получить поддержку. Приятно наблюдать, как ребята радуются изменениям грустных смайликов на веселые. А когда происходит обратное изменение, то ученики трогательно успокаивают и поддерживают героя, настроение которого по какой-то причине испортилось.

Рейтинг@Mail.ru