Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

З. и Н.Некрасовы
Ты учись, а мы поможем!
СПб.: Питер, 2010


Ребенок готовится стать первоклассником, потом входит более или менее успешно в новый для себя мир школы. Эти годы юного человека часто бывают окрашены тревогой, страхами, напряжением в отношениях с родителями. Да и взрослые, вместо того чтобы получать удовольствие от общения с ребенком, только и знают что ругать, переживать и контролировать.
Авторы, мать и дочь, предлагают читателям развернутую картину изменений, происходящих с детьми в возрасте от пяти до десяти лет. Чтобы рекомендации, которыми заполнены многочисленные книжки о подготовке к школе, обрели основание. Иногда нужно специально вглядываться, чтобы заметить те ступеньки, которые преодолевает ребенок с наступлением школьного возраста. Если недавно от родителей нужна была главным образом защита, то теперь требуется помощь. Стремительно выстраивается собственный мир – и вчера еще понятный, легко «читаемый» ребенок превращается в шкатулку с секретом. Малыш становится спорщиком, отстаивает свои позиции – и это прекрасно, так он учится осознавать свои желания и смысл своих поступков.
Ребенок стремительно меняется, и родителям нельзя отставать от него в своих реакциях. Например, «сделать шаг в сторону… Это совсем непросто: отпустить детскую ручку и позволить идти самому». Авторы понимают дискомфорт и трудности родителей – и в этом большой плюс книги. Они не обрушивают перечень рекомендаций, а сочувственно советуют. Как, например, помочь ребенку привыкать к самоконтролю? Сначала показать, как нужно собирать портфель. Потом ребенок это делает под присмотром взрослого. Следующий шаг – оставить вместо себя заменяющий предмет («Покажи роботу, как ты умеешь собирать портфель»). И наконец, самостоятельное действие. Таких практикумов, развернутых советов, тестов, приемов в книге множество.
Отдельная глава отведена для описания родительских «мешалок». Это слова, устремления и действия, которые могут лишь навредить растущему человеку в пору кризиса семи лет.

Сьюзен Бартелл
Лучшие ответы на 50 самых трудных детских вопросов
М.: АСТ, 2014


Дети, едва научившись разговаривать, засыпают взрослых вопросами. Нелепыми и трогательными, раздражающе-настырными и удивительно глубокими. Научившись вслушиваться в них, мы можем «понять, что у них на уме и что они чувствуют на самом деле». Автор показывает это на примере простейшего и самого часто задаваемого вопроса: «А что у нас сегодня на ужин?» За ним может стоять и простое любопытство, и желание провести вместе с родителями вечер за столом, и попытка проголодавшегося малыша напомнить о том, что пора бы собирать на стол.
 Если ты взял за правило не отмахиваться от детских «А почему…», то довольно часто встаешь в тупик и долго прикидываешь, что стоит за этим вопросом и как лучше ответить. Эти два раздела сопровождают каждый из пятидесяти вопросов, собранных в книжке. Разумеется, точной формулировки ответа автор не предлагает, но обращает внимание родителей на важные повороты в разговоре и прогнозирует, к чему они могут привести в дальнейшем.
Сами вопросы распределены по главам. Одни помогают разобраться в отношениях с окружающим миром – «Можно я не пойду сегодня в школу?». «Почему они не хотят со мной играть?» Другие делают видимыми детские страхи – «Вы что, разводитесь?», «Ты рассердишься на меня, если…?» Нужно быть готовым и к трудным, личным вопросам ребенка: «А ты пробовала курить?» или «У тебя было счастливое детство?» И на них тоже придется отвечать максимально искренне и терпеливо. Ведь это «окно в его переживания и страхи, заглянув в которое вам будет легче ему помочь».

Рейтинг@Mail.ru