ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Витковский Анатолий, Пинская Марина
Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности
Когда учебные цели становятся открытыми и понятными для детей
Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей
учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой
актуальной задачи – формирующее оценивание. Не случайно обучение этому
методу все чаще включается в программы повышения квалификации. О
том, в чем суть формирующего оценивания, какие проблемы могут
встретиться на пути его освоения и как их можно решить, – наш разговор
с кандидатом педагогических наук Мариной ПИНСКОЙ.
– Марина
Александровна, поскольку в образовательных стандартах поставлена цель
развития оценочной самостоятельности, у многих педагогов возник запрос
на освоение новых педагогических средств. Но вы, насколько я знаю,
начали всерьез изучать технологию формирующего оценивания задолго до
принятия ФГОС. Что побудило вас заняться этой проблематикой?
– Дело в том, что формирующее оценивание или, как его еще
называют, оценивание для обучения (Assessment for learning) с начала
2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в
образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию
тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу
оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые
методики, такой подход ограничивает возможности развития системы
образования. После того как эта связь была осознана, формирующее
оценивание оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. К
примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились
слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить
положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты
оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.
То есть тесты показали риски их тотального применения, и «маятник»
качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с
детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а
активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в
организации своей учебной деятельности и оценивании ее результатов.
– А что, если
можно так сказать, формирует формирующее оценивание?
– Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе
способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее
оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные
достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог
определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы
улучшить собственные результаты.
– Если вкратце
описать суть процесса формирующего оценивания – какие здесь можно
выделить основные принципы?
– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны
для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны
прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и
понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками. Третий
принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от
ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может
получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится,
что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними
справиться…
– То есть ребенок видит, как
учитель использует критериальное оценивание, и постепенно учится
оценивать себя самостоятельно?
– Да, с какого-то момента учитель уже дает ребятам задания,
побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению
проявившихся в ходе оценивания результатов. Например, предлагает
обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг
другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше.
Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в
практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка.
Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы
увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть
на работу товарища.
– Вырабатывать оценочные
критерии вместе с детьми к каждому заданию нереально. Откуда можно
взять критерии «в готовом виде»?
– Например, на сайтах школ международного бакалавриата.
Скажем, на сайте Московской экономической школы www.mes.ru
выложены критерии, которые приняты для оценки работ в области
естественных наук, русского языка и математики. Кроме того, критерии
есть в книгах, посвященных формирующему оцениванию. К примеру, в книге,
которую мы написали совместно с Ириной Улановской, «Новые формы
оценивания. Начальная школа. ФГОС». А также в книгах психолога Галины
Цукерман. Отмечу, что инструменты, развивающие оценочную
самостоятельность, успешно применяются в классах развивающего обучения
в системе Эльконина–Давыдова. Но при этом учителю необходим опыт
самостоятельной выработки оценочных критериев, иначе он не сможет
научить этому учеников.
– Можно ли
описать формирующее оценивание как технологию с определенной
последовательностью этапов: сначала учитель ставит и объясняет учебные
цели, потом вводит критерии, затем ребята выполняют задания, где
оценивают друг друга и себя по этим критериям…
– Конечно, но это слишком механистическое описание. Для
раскрытия потенциала формирующего оценивания важно не только и даже не
столько соблюдение последовательности этапов, а скорее другие вещи.
Прежде всего – профессиональная позиция педагога. Мне вспоминается
текст анкеты в бельгийском департаменте образования, разработанной для
учителей, осваивающих новые образовательные инструменты. Знаете, с чего
она начинается? С двух вопросов: вы уверены, что каждый ваш ученик
способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш
ученик развивался? Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем
учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или
показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им
успешно продвинуться в своем образовании. И я безусловно верю, что
каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю
ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на
то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».
Кроме того, следует учитывать, что самостоятельное оценивание и
самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках,
которые надо развивать. Например, любой эксперт скажет, что ключевую
роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы
развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное
и вообще – не бояться думать. Кстати, недавно я проводила семинар,
посвященный новым способам оценивания, и знаете какое задание оказалось
самым трудным для учителей? Придумать вопрос, который был бы интересен
участникам семинара, детям…
– Не секрет, что
на практике самооценка нередко проводится формально. Например, учитель
предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик,
у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». Что это –
недопонимание сути оценивания?
– Это типичная ошибка, через которую проходят все. Главная
причина – сила привычек, складывающихся в процессе многолетнего
следования одной и той же методике. И педагог выстраивает учебный
процесс в рамках этого привычного алгоритма. Выйти за эти рамки даже
при большом желании сразу не получается. Но со временем это происходит,
главное – удерживать внутреннюю установку на восхождение вместе с
учениками к следующей ступеньке самостоятельности. Можно провести
своеобразную инвентаризацию того, что мы (в конкретном классе с
конкретными учениками) имеем на сегодняшний день (какой путь прошли,
чему научились), и подумать: куда мы можем продвинутся в ближайшей
перспективе и что нам для этого надо сделать?
– А может ли следующей
ступенькой быть, например, самостоятельный поиск путей преодоления
учебных проблем?
– Здесь в качестве примера я могу рассказать историю, которая
произошла в одном из 11-х классов, когда ребята готовились к сдаче ЕГЭ.
Вначале подготовка проводилась по обычной методике – учитель говорил:
сегодня повторяем такую-то тему, решаем такие-то задачи, завтра будет
тема такая-то, задачи такие-то. Но поскольку продуктивность подобной
подготовки не очень устраивала педагога, было принято решение
апробировать новую методику, основанную на самонаблюдении учеников за
тем, что у них получается, что – нет. В частности, с ребятами
периодически проводилась письменная саморефлексия, во время которой они
отвечали на вопросы: чего я хотел достичь? какие задачи перед собой
ставил? что получилось в результате? совпало или не совпало это с моими
ожиданиями? что я намерен изменить? И оказалось, что ребята довольно
быстро начали выходить в режим «самонавигации» – самостоятельно
принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой
уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему
стоит уделить больше времени.
– Если говорить о вашем
опыте проведения семинаров: какие концептуальные вещи в формирующем
оценивании наиболее трудны для понимания?
– Теоретические моменты практически никогда «не схватываются».
В лучшем случае слушатели могут за что-то зацепиться, чтобы потом
начать об этом думать. А что же убеждает учителей в том, что новый
метод стоит попробовать применить? Убеждает практика (своя или чужая),
которую можно показать: смотрите – вот учитель, вот фотография его
работы на уроках, вот фото его детей, вот описание рефлексии педагога.
И в этом рефлексивном тексте содержится описание опыта использования
нового инструмента – методики самостоятельного создания тестов: во
втором классе ребята придумывали проверочные вопросы друг для друга, из
которых потом складывался проверочный тест. Помимо прочего в этом
тексте отмечается следующий факт. В конце работы дети сказали: «Мы
почувствовали, что учителя очень хотят нам помочь и очень о нас
заботятся». Вот когда слушатели курсов знакомятся с подобной практикой,
у них возникают вопросы, пробуждающие интерес: «А что, до этого учитель
не заботился о детях? Конечно, заботился, но появился новый
педагогический инструмент, и вдруг это стало всем понятно. Почему так?
Наверное, вместе с освоением этого инструмента что-то изменилось в их
отношениях…»
– Какой вопрос
возникает на ваших семинарах чаще всего?
– Где взять время? Как заметил один учитель, рассказывая о
своем опыте организации оценочной деятельности в группах: «Все хорошо,
но мы не укладываемся в рамки урока. Уже звенит звонок, а они все
продолжают обсуждать работы друг друга».
– Универсальной рекомендации
здесь нет?
– Порекомендовать можно одно: начните, попробуйте применить
инструменты формирующего оценивания, и вы поймете, как вам обходиться с
временем. При этом важно понимать: есть инструменты, которые требуют
много времени, но есть и другие, позволяющие время сэкономить. Скажем,
как можно получить представление об уровне усвоения нового учебного
материала? Можно провести контрольную, а можно воспользоваться
инструментом «билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске
стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?» И:
«Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти
тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у
конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не
стоит задерживаться.