КРУГ ВОПРОСОВ
Кириллова Светлана, Рожков Артемий
Объяснительная к закону
Эксперты подготовили 250 ответов на самые частые вопросы о реализации Закона «Об образовании в РФ»
Школьная администрация, управляя учебным заведением, лавирует
между многими «подводными камнями». С начала учебного года в ее работе
прибавилась еще одна трудность – необходимость применять новый Закон
«Об образовании в РФ». Сегодня в сети действует ресурс, который
позволяет завучу, директору школы, а также всем заинтересованным
учителям напрямую обращаться к столичным экспертам с вопросами по
применению закона. Рассказывает Артемий РОЖКОВ, заместитель директора
Института образования, директор Центра прикладных правовых разработок
Института образования НИУ-ВШЭ, руководитель портала http://273-фз.рф.
– Существуют
порталы, сайты и форумы для педагогов, завучей, директоров школ,
руководителей образования… Почему возникла нужда еще в одном?
– Наш портал «273-фз.рф» адресован не обучающимся, не
родителям и даже не отдельным учителям, а тем, кто управляет системой
образования и конкретными образовательными организациями. Как мы
убедились, даже эти люди, реализующие в своей профессиональной
деятельности Закон «Об образовании в РФ», зачастую не знают, что принят
тот или иной подзаконный акт. Либо прочитали его не до конца, либо
получили некорректный комментарий от кого-либо в региональных ИПК или
органах управления образованием. Либо воспользовались слухами и
высказываниями, которые услышали из непрофессиональных СМИ. Сейчас на
портале подобраны 250 ответов на часто задаваемые вопросы о реализации
закона. Кроме того, размещен текст Закона «Об образовании в РФ» со
всеми дополнениями и с гиперссылками на подзаконные акты. Можно
прочесть все письма Минобрнауки России, которые направлены на
разъяснение отдельных норм закона. Можно позвонить на «горячую линию»,
получить компетентный ответ, и все эти звонки затем разбираются
экспертами. Так что призываю пользоваться этой информацией. На портале
все бесплатно.
– Новый закон до
сих пор кажется многим чрезвычайно громоздким и трудным для
использования. Иногда руководители школ просят от управленцев
инструкцию по его применению в той или иной ситуации и получают ответ:
«Мы не знаем, потому что по данной норме нового закона до сих пор нет
подзаконного акта». Как школа должна поступать в такой ситуации?
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, является законом прямого
действия. Его нормы применяются и при отсутствии разработанных и
принятых Правительством РФ и Минобрнауки России подзаконных нормативных
актов. Действительно, отдельные подзаконные акты не приняты на
сегодняшний день, но нельзя сказать, что это парализует работу.
В новом законе есть специальная оговорка о том, что подзаконные
нормативные акты, принятые ранее по старому закону РФ «Об образовании»,
продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону и
принятым в соответствии с ним подзаконным актам.
– Иными словами,
если старая инструкция, данная департаментом образования, не
противоречит статьям нового закона, то директору школы не надо просить
у управленцев новую инструкцию, а просто использовать ту, которая уже
есть?
– Да, директор школы может поступить именно так. Такое правило
применяется в настоящее время, например, в отношении ФГОС общего
образования, изменения в которые в соответствии с новым законом пока не
внесены.
– Часто спрашивают, почему
Минобрнауки РФ не успевает в нужный срок подготовить новое Положение
по тому или иному вопросу (чтобы потом в регионах управленцы сделали на
его основе инструкцию для школ). Разве министерству не хватает времени?
Ведь новый Закон «Об образовании в РФ» подписан президентом более года
назад!
– Подготовка подзаконного акта – это длительная работа. В ее
ходе осуществляется общественное обсуждение проектов подзаконных актов,
во-первых, на сайте Минобрнауки России, во-вторых, на Едином портале
для размещения информации о разработке федеральными органами
исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов
их общественного обсуждения (www. regulation.gov.ru). Затем
акты проходят антикоррупционную экспертизу и регистрацию в Минюсте,
которая зачастую длится два-три месяца. Это объективные обстоятельства,
которые замедляют ход процесса. Но они же позволяют исключить из
итогового документа ошибки и непродуманные нормы, которые впоследствии
все равно потребуют изменений.
Должен сказать, что даже после утверждения того или иного акта
Минобрнауки России реагирует на все вопросы, которые поступают с мест.
Например, в первоначальной редакции Положения о порядке осуществления
образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
образовательным программам была включена такая деталь: организации,
реализующие эти программы, обязывались изготавливать удостоверения о
повышении квалификации на предприятиях Гознака (как защищенную
полиграфическую продукцию). Это долго, сложно, дорого. Министерство
прислушалось к замечаниям и внесло соответствующие изменения в
нормативный акт. Вы можете возразить, что это мелочь, но именно такие
мелочи в практике работы управленцев системы образования очень важны.
В целом по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
уже принят основной блок подзаконных нормативных актов уровня
Правительства РФ и Минобрнауки России. Принят порядок осуществления
образовательной деятельности по большинству видов образовательных
программ. Приняты и 3 февраля 2014 года зарегистрированы Минюстом
нормативные акты о порядке проведения государственной аттестации за 9 и
11 классы, включая порядок проведения ЕГЭ. Правительством РФ утверждено
Положение о лицензировании и госаккредитации, а Министерством
утверждены новые формы лицензии на осуществление образовательной
деятельности.
– Новый закон
начал действовать с осени прошлого года, а в него уже вносятся
изменения. Иногда задают вопрос: зачем было публично обсуждать и
принимать закон, если уже назавтра его статьи изменяются? И кстати, не
факт, что педагогическая общественность первой узнает об изменениях…
– Закон «Об образовании в РФ» определенным образом изменяется,
где-то уточняется, но никаких существенных изменений в него не
вносится. (Разумеется, если под «существенными изменениями» иметь в
виду, скажем, слухи об отмене бесплатного образования.)
Большинство изменений связано с принятием иных отраслевых законов
(например, по вопросам защиты персональных данных, охраны здоровья
граждан, обеспечения транспортной безопасности). Они потребовали
изменений и в сфере образования.
Кроме того, важны изменения, внесенные Федеральным законом от 3 февраля
2014 г. № 11-ФЗ. В новом законе не было прямой нормы, которая
предусматривала бы (как это было ранее) право на обучение в
магистратуре за бюджетный счет для лиц, имеющих высшее образование и
квалификацию «дипломированный специалист» (это те, кто обучался по
старым ГОС, еще до введения двухуровневого высшего образования).
Требовалась четкая норма, которая снимала бы различные толкования.
Соответствующая норма появилась в ст.108 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» и дополнила те переходные
положения, которые уже существовали. Теперь нет никаких разночтений:
учитель или директор школы, отучившиеся в вузе 5 лет и имеющие
квалификацию «дипломированный специалист», могут поступить в
магистратуру и обучаться в ней бесплатно. Это не будет считаться для
них вторым высшим образованием.
Еще одна поправка внесена по детям-сиротам: для них до 2017 года
сохраняется льгота по поступлению на программы бакалавриата и
специалитета.
И к вопросу, как первым узнать об изменениях в законе… Можете заходить
на наш портал. Здесь отображаются все поправки в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» с комментариями экспертов.
– Какой вопрос
посетители портала задают вашим экспертам чаще всего?
– Сегодня один из первых вопрос по лицензированию. К
сожалению, новое положение о лицензировании не очень удачно. Оно имеет
целый ряд позиций, которые возвращают систему лицензирования на
пять–семь лет назад, к жесткому контролю лицензирующих органов,
проверки «всего и вся». А это на самом деле упраздняет изменения,
которые были наработаны в системе лицензирования за последние годы в
рамках оптимизации предоставления государственных услуг в сфере
образования еще в 2010 году. Противоречит это и нормам, которые
содержатся в 91 ст. закона. Новые нормы по лицензированию требуют
выработки правоприменительной практики и принятия новых подзаконных
актов.
– С какими
проблемами может столкнуться сегодня директор школы? Что ему надо
сделать в первую очередь, чтобы его не обвинили в нарушениях нового
закона? Ведь в силу объективных причин какие-то нормы закона он себе не
очень ясно представляет…
– Директору образовательной организации нужно прежде всего
произвести подробный анализ локальных правовых актов, которые действуют
в его школе. Если Устав школы можно изменять до 1 января 2016 года, то
вся текущая правовая деятельность школы, ее локальные акты должны
соответствовать закону с момента его вступления в силу (то есть с 1
сентября 2013 года). Кроме того, директор должен помнить: новый закон
предоставляет большие права образовательной организации. Он практически
исключает какое-либо влияние на содержание образования органов,
осуществляющих управление в сфере образования. У нас есть федеральные
государственные образовательные стандарты. Школа в пределах этих
стандартов и в соответствии с их требованиями разрабатывает свою
образовательную программу, реализует ее, определяет и формы, и методы
промежуточной аттестации, ну и, конечно, регулирует эти вопросы в своих
локальных правовых актах.
– А нет ли противоречия
между жесткостью лицензирования и свободой образовательной деятельности?
– Лицензирование определяет только материально-технические
условия осуществления образовательной деятельности. Лицензионные
процедуры не устанавливают требования к программам. Эти требования у
нас определены в стандартах. А стандарт сегодня (выполнение которого
проверяется процедурами государственной аккредитации и государственного
контроля качества) допускает большие творческие возможности
образовательной организации по его реализации.
– Каких
последствий следует ждать директору школы, если комиссия установит, что
локальные акты его школы не соответствуют новому закону?
– Если в эти документы не внесены формальные изменения, а
практика правоприменения в школе соответствует новому закону – это не
самое страшное. В рамках проверок по соблюдению закона может наступить
административная ответственность, директору может быть вынесено
предписание внести изменения в локальные акты. Гораздо хуже, если
директор продолжает действовать в рамках старого закона. Например,
принимает на обучение в школу по форме семейного образования или
экстерната. Эти формы обучения не предусмотрены новым законом. Семейная
форма образования – это форма получения образования вне образовательной
организации. Вопросы по семейному образованию задаются часто. Поэтому у
нас на портале вывешены подробные консультации, в том числе
разъяснительное письмо – рекомендации Минобрнауки. Думаю, если коллеги
познакомятся с этими материалами, то абсолютное большинство вопросов по
семейному образованию будет снято.