«Беда в том, что сами взрослые не имеют твердых убеждений, и это ведет к отторжению детей от нас»
Тему «Трагедия в школе» обсудили психологи и педагоги и на пресс-конференции в «РИА Новости»
В пресс-конференции участвовали: президент РАО Людмила
Вербицкая, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко,
вице-президент Российского психологического общества Лариса Цветкова,
заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ
Ольга Карабанова и заведующий отделом медицинской психологии Центра
психического здоровья Сергей Ениколопов. Говорили специалисты
преимущественно о том, что у нас НЕ делается для детей…
Опасный возраст
«Мы всегда говорим о том, что подростковый возраст –
кризисный, и на этот кризис накладываются проблемы, которые возникают в
изобилии в нашем обществе, детям очень трудно, – говорила Ольга
Карабанова. – Состояние нынешнего подростка характеризуется ситуацией
высокой неопределенности. В то же время основная задача подросткового
возраста – это самоопределение. В условиях очень высокого темпа
развития общества эту задачу осуществить крайне сложно. Подросток
использует все средства и способы для самоутверждения, в том числе
двигаясь по принципу негативной идентичности, примеряя на себя роли
антигероев, которые ему предлагает нынешняя информационная среда».
Не находя пространства
для просоциального поведения
«Для самоутверждения подростка нужна среда, а у нас детские,
подростковые, молодежные организации по интересам занимают слишком мало
места в жизни подростка, – считает Ольга Карабанова. – Это надо
исправлять, иначе искать признания подросток начинает в киберсреде».
По данным исследований, у современных подростков – на всех пяти
континентах – на первом месте стоят ценности успеха. Не здоровья,
любви, благополучия, а именно признания своей значимости. В ситуации,
когда живое общение со сверстниками недоступно или затруднено,
обкатывать роли и примерять идеалы подростку предлагает информационная
среда. И очень часто эта среда героизирует криминал, упивается
бескультурьем, дает яркие примеры негативной идентичности.
«Раньше учились у старших, – рассказывает Ольга Карабанова, – теперь
молодые нас превосходят по части ориентировки в киберпространстве, но
это не беда. Беда в том, что сами взрослые не имеют твердых убеждений,
постоянно перетряхивают свои взгляды, непоследовательны, учат тому,
чего сами не делают и не понимают, – и это ведет к отторжению детей от
нас».
Лариса Цветкова рассказала о том, какие запросы у педагогов к
психологической службе. Перечень говорит сам за себя: действия в
конфликтной ситуации, знание закономерностей развития подростков,
повышение самооценки учителя. То есть «быть другом» ученику современный
взрослый не готов, а авторитарные схемы управления детьми больше не
работают.
Вот и «случилось то, что не бывает», как сформулировала Людмила
Вербицкая. По ее мнению, новые ФГОС общего образования дают школе
возможность расширить социальные практики подростков, предоставить им
больше свободы в решении своих вопросов.
Служба–помощь–профилактика
Подробно говорили о психологическом сопровождении системы
общего образования. Профессия школьного психолога существует 25 лет, но
за эти годы не создано внятной системы психологической службы в школе.
Сначала психологов не хватало, и их готовили на скорую руку из
учителей-предметников, потом, когда школы стали финансироваться из
местных бюджетов, их стали сокращать, экономя деньги на усиление
подготовки к ЕГЭ, и на сегодня психолог – экзотика для богатых школ.
Об этом рассказал Юрий Зинченко. По его мнению, в ближайшее время
ситуация изменится в корне. Наличие ставки психолога в каждой школе
будет закреплено на федеральном уровне распоряжением правительства.
Обучение и повышение квалификации школьных психологов станет задачей
первостепенного внимания. Хорошая служба – это стабильная
переподготовка и новые исследования.
Лишь обустроив это, можно создавать систему школьной психологической
службы и только потом что-то спрашивать с конкретного психолога.
Хорошо, если так. А то ведь, как заметил Сергей Ениколопов,
психологическая культура населения настолько низкая, что люди даже не
догадываются о том, что агрессивное и депрессивное поведение может
вызвать… страх быть осмеянным, не говоря о несправедливом наказании.
Главное, потом никто не знает, что с этим делать и как лечить. Но
по-прежнему требуют строгих мер.