Когда трагедия переводится в разряд ЧП...
Похоже, мы еще не готовы признать всю глубину кризиса, происходящего в наших отношениях с детьми
Трагическая история в московской школе получила большой
резонанс, и 10 февраля комиссия Общественной палаты РФ по проблемам
безопасности граждан и взаимодействию с судебно-правовыми органами
провела экстренное заседание. На тему «трудного возраста» высказывались
десятки экспертов, но их мнения оказались пугающе разными. И это еще
вопрос – продвинется ли общество в сторону большей человечности,
или отдастся своему страху?
Полицейские – за ужесточение наказаний
Обсуждение начали правоохранители – в конце концов, история
пятнадцатилетнего подростка-убийцы попала в их ведомство. От имени МВД
выступил начальник
главного управления по обеспечению охраны
общественного порядка Юрий Демидов. Он подчеркнул, что
проблема
профилактики правонарушений подростков – общее дело, как и проблема
повторной преступности: поработать должны все.
– Я считаю актуальным рассмотреть вопрос о пересмотре
наказаний несовершеннолетним, – объявил Демидов. – Я имею в виду не
ужесточение, а совершенствование механизма неотвратимости наказания.
Опыт показывает, что это лучшая мера воздействия. Суды часто применяют
76-ю статью УК, то есть отпускают подростка в связи с примирением
сторон или смягчают наказание до обязательных работ или условных
сроков. Все эти меры в ряде случаев не приводят к прекращению
противоправных действий.
На это резко отреагировала
председатель
правления общественной
организации «Сопротивление», член Общественной палаты Российской
Федерации Ольга Костина:
– Странно, что в этих вопросах мы начинаем спрашивать с
правоохранителей. Не они же должны наших детей воспитывать. Мы пытаемся
перевесить профилактику на прокуратуру и МВД, а ведь это не те
ведомства, которые должны решать задачу воспитания. За последние годы
агрессия в обществе выросла у всех, нервозная обстановка в доме – это
норма. Пора обратить внимание не на последствия, а на причины. В стране
национально опасная ситуация, а мы трясем за грудки МВД – жизнь так и
будет протекать от одного громкого преступления до другого.
- И пожалуйста, – добавила Костина, – давайте
прекратим лицемерные разговоры об ужесточении наказания. Если хотим
сажать детей с десяти лет, как в Швейцарии, то нам нужны для этого
специальное законодательство, ювенальная юстиция и специальный суд. А
поскольку всего этого нет – не имеем права и рассуждать об ужесточении.
Президент «Российского
благотворительного фонда "Нет
алкоголизму и наркомании"» Олег Зыков выступил еще резче:
– Обсуждение трагической истории с мальчиком как повод для
снижения возраста ответственности – это издевательство. Неужели дети
так нас достали, что давайте их расстреливать? Разговор об этом должен
быть прекращен.
Последовало новое предложение от МВД: сейчас в России есть 77
временных центров содержания несовершеннолетних преступников. Так
возможно, в качестве меры пресечения туда и следует помещать юных
нарушителей – но требуется более четкая процедура принятия решения о
переводе детей в образовательные учреждения закрытого типа. Нужно
установить более четкий норматив по перечню документов, прежде всего
медицинских.
Демидов признает, что успешный опыт работы с
несовершеннолетними, преступившими закон, в России есть, например в
Перми и Татарстане. Там человек, вернувшись из колонии, способен
ощутить, что ему помогают. Умиляет чиновника и «задействование в
процесс разных общественных формирований», как отряды юных друзей
правоохранительных органов, советы отцов, советы бабушек.
Начальник управления
организации деятельности участковых
уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних
Михаил Павличук высказал мнение, что все беды у нас от
безделья.
Следует больше думать о занятости детей:
– После школы несовершеннолетние никуда не идут, ничем
достойным не занимаются. Все кружки на платной основе – и спортивные, и
творческие. Недостаточно ведется и просветительская работа: надо в
школах доводить до сведения учеников статьи Уголовного кодекса. А то на
учет в МВД поступают те, кто уже что-то совершил, а работать с
подростками надо так, чтобы они ничего не совершали. Дайте им
возможность чем-то заниматься в свободное время!
Другие эксперты возражали: это все прописные истины, их знают,
но ничего не происходит. А от того, что в школе будет прочитана
очередная лекция, ничего существенно не изменится.
– Результат деятельности есть, – не соглашался Павличук, – но
и рост преступности тоже есть.
По поводу же стрельбы в школе ответ полицейского был такой:
слишком много было контроля, заучили, передавили.
Психиатры:
контролировать психику с нулевого возраста
Главный
психиатр Минздрава России, директор Государственного
научного института судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского
Зураб Кекелидзе предложил свою картину искоренения
проблемы:
– Во-первых, забота о здоровье будущего ребенка начинается за
месяц до свадьбы его родителей. Отношения должны начинаться с
предоставления полной информации о себе и своем здоровье. Ничего,
брачный договор мы тоже не сразу приняли. Во-вторых, знания друг о
друге и о себе: наше общество остается до ужаса зашоренным и ханжеским.
В-третьих, ввести обязательный осмотр детей врачом-психиатром с
нулевого возраста. Наконец, грамотный детский психолог в саду, в
школе и с третьего класса преподавание психологии – не науки,
а прикладной дисциплины.
Почему с третьего класса? Так предложили педагоги,
так как, по их сведениям, детям с 4 класса уже начинают предлагать
алкоголь и наркотики.
Автор и ведущая программ
развития личности и личностной
компетентности, кандидат психологических наук, директор АНОО «Институт
развития личности» Юлия Качалова считает, что «отмежевание
школы от
функции воспитания – серьезный стратегический просчет. Теперь многие
школы сами как могут возвращают себе эту функцию. Но спорт и интеллект
– то, на что сейчас делают ставку все государственные воспитатели, –
это явно неверный путь. Пример интеллектуального спортивного подростка
с деструктивным мировоззрением сегодня у всех на глазах. А повышение
осознанности, развитие чувств, эмоций, собственных целей, желаний,
представлений о себе и о других остается вне сферы заботы взрослых».
Школа: мы не
можем отвечать за всех и за все
Несмотря на снятые полномочия по воспитанию, на школу
продолжают возлагать большие надежды. Например, представители МВД
констатировали: как только ребенок уходит из школы, он вскоре
становится потенциальной жертвой криминальной системы и будущим
нарушителем.
От Министерства
образования выступила Ирина Терентьева. По ее
мнению, проблема заключается в отсутствии единой системы учета трудных
детей: только в 14 субъектах Федерации такая система создана, в
остальных каждое ведомство работает на свои показатели, отчитывается –
и успокаивается.
Нужен регламент межведомственного взаимодействия по каждому
трудному ребенку – чтобы и школа, и полиция, и все остальные
организации точно знали, что нужно сделать именно в этом случае, чтобы
помочь подростку.
Тут оказалось, что у экспертов других ведомств накопилось
немало вопросов к Минобру. Например, было озвучено: в последние годы
школа становится совершенно закрытым учреждением наподобие тюрьмы.
Занятия с подростками не проведешь, многие организации гонят из школ.
Хотя, казалось бы, ФГОС предусматривают синтез образовательных сфер, а
школы должны стать центрами притяжения разных сфер дополнительного
образования.
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве,
резюмировал:
– Из произошедшего разговора стали понятнее ключевые проблемы
взрослых, которые работают с подростками. Ведомства работают по своим
вопросам – кто по грабежам, кто по первой любви, а сам по себе ребенок
оказывается вне сферы внимания всех этих ведомств: ни по критериям, ни
по сферам он им не подходит. Учителя, выслушивая неприятную статистику,
говорят, мол, это не про нас. Рейтинги школ весьма показательны: важен
только балл ЕГЭ, а не атмосфера в школе, не кружки и не медиация – за
них школа не получает поощрения.
В этот раз «кнопка» сработала, и не обошлось без жертв.
Взрослые взяли отвратительную манеру общения с подростками – «доводить
до сведения»… Даже директора школ признаются: мы не хотим бесед, мы
хотим безопасных односторонних лекций... Но так мы никогда не построим
социальное государство.
Чем силовые
решения отличаются от принципа «единого окна»
Выступил на заседании
полковник милиции и отец пятерых детей
Владимир Слепак:
– Мы обсуждаем психолого-педагогические аспекты, а надо –
безопасность! Смотрите, как мы защищаем наших детей: в школах дежурят
вахтовики-охранники, это несерьезно. Решит задачу только система
вневедомственной охраны, создание резерва из бывших полицейских.
Проверьте в срочном порядке паспорта безопасности детей – пусть за это
возьмется родительский комитет. Проверьте, пожалуйста, частные охранные
предприятия – кто там работает, прошли ли спецподготовку? Поставьте в
классах систему блокировки помещений. А выявлением трудностей
подростков должна заниматься академическая наука.
– Но что было бы, если бы мальчика с оружием заблокировали в
том классе? – спросил председатель
межрегиональной общественной
благотворительной организации «Комитет за гражданские права» Андрей
Бабушкин. – Думаю, ничего хорошего.
Видно невооруженным глазом – сейчас юный правонарушитель
играет роль мяча, который ведомства перебрасывают друг другу: а не
создать ли новое ведомство, куда и передать все подростковые проблемы?
А то «у семи нянек дитя без глазу». Ольга Костина задала этот вопрос
прямо. К тому же «няньки», как выясняется, регулярно меняют показания.
– У меня дежа-вю, – заявляет Олег Зыков. – Сейчас нам
предложили центры временной изоляции использовать как СИЗО, но недавно
те же представители МВД разгоняли педагогические кадры в этих центрах.
Многие такие школы и центры пустуют, балансируют на грани закрытия.
Статистика у нас тоже прихотливая: спокойная, когда ее сдают, но как
только случилась беда, появляются ужасающие цифры.
Правоохранители отнекиваются:
– В течение пяти лет мы наблюдали снижение подростковой
преступности, просто полиция чаще стала проводить рейды в ночное время
и выявлять больше преступников – отсюда и цифра роста...
...И все-таки – подумаем вместе. Разве не бросается в глаза, что общий
тон дискуссии – как нам обуздать и укротить этих непонятных, диких
несовершеннолетних, от которых того и жди беды? Общее место – их надо
подозревать, ловить, уличать, пресекать, блокировать; постоянно следить
за их действиями и не давать спуску. А беды, мол, растут оттого, что
«семь нянек» пока еще не объединились в единую команду заботы о
подростках.
Увы, такова наша повседневная практика «заботы» о детях:
держать и не пущать. Мы не находим ничего оскорбительного для ребенка в
том, что родители получают смс об отметке за урок раньше, чем ее узнает
ученик; что список учеников с отметками (рейтинг) висит в классе на
всеобщем обозрении; что мы открыто обсуждаем семью ученика в
учительской, не доверяем ребенку, который отпрашивается с урока, трясем
родителей по каждой мелочи – мы много чего позволяем себе с детьми из
того, что для себя не допускаем. Родители и вовсе к физическим
наказаниям прибегают. Ребенок – он же не вполне человек.
Что ж удивляться, если нечеловеческая позиция взрослого
рождает в ответ нечеловеческие реакции, если отношения, сместившись в
плоскость охоты, утрачивают саму возможность быть конструктивными? Но
именно так у нас принято «заниматься детьми»: самоутверждаться за их
счет.
Но до обсуждения этой – коренной – точки проблемы дело в
Общественной палате не дошло.