УЧИТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ
Закон второго спектакля
Школьный театр – драмы за кулисами и на сцене
История одного школьного спектакля. Подлинные страсти, которые
переживают подростки, читая стихи поэтов, выясняя отношения друг с
другом. Сфера дополнительного образования, где ребята учатся таким
простым и важным вещам: делать усилие, сотрудничать, терпеть, прощать.
Решая повседневно серьезные проблемы, я сам порой не знаю, в
чем прав, а в чем заблуждаюсь. Где ошибка, а где прозрение. Потому и
хочется написать.
Максим
Жизнь столкнула меня с этим парнем в прошлом году. Началась
работа с 8 классом, самым неблагополучным в школе. Макс ходил на
занятия, мы общались. Содержание общения – его мировоззрение.
Убежденный и стойкий национал-социалист, активно участвующий в
движении. Учеба – три пишем, два в уме. Постоянные прогулы,
принципиальное невыполнение домашних заданий. Грубость,
неуправляемость. Характер волчонка – сильный, озлобленный. Обостренное
чувство справедливости. Где-то через месяц после начала работы пришла
его мама с мольбой о помощи.
Эфиопия
Тоже прошлый год. В школе появилась интеллигентная
преподаватель математики. Совместные постановки: веселый спектакль на
английском языке «Эфиопия» и «Неделя математики». В ее классе сложился
костяк из 5–7 девчонок. Соединить группы из двух разных классов –
авантюра. Мне
искренне жаль девчонок. Они с сентября купаются в этом море природного
хамства парней, которые старше их на год и иначе как на языке шпаны
общаться не умеют. Постепенно девочки научились хоть как-то им
возражать, хоть какое-то общение состоялось.
Начали ставить «Федота-стрельца» и не потянули. Возникла идея
«Бродячей собаки» (петербургское кафе начала ХХ века, место встречи
поэтов, художников). Максим – Гумилев. Это его действительно греет.
Время премьеры – конец ноября. Катастрофически не успеваем,
работа идет крайне медленно. Ребята не привыкли работать в принципе.
Дисциплина, атмосфера репетиции для них – пустой звук. «Данное слово»,
«обещание» – абстрактные понятия. Что-то сделать самостоятельно –
нереально.
Народу не хватает. Моя пламенная речь перед 10 классом привела
в нашу компанию только одного человека. Зато какого! Гриша – отличник,
Маяковский!
Предел
Кое-как выползали на премьеру к 7 декабря. Вдруг мама Максима
решила прокатиться на недельку в Египет. Спектакль? Разве это ее
проблема? Пять двоек в полугодии? Разве неделя что-то решает? Макс
чувствует себя героем, едет в Египет, после чего
продолжает «учиться».
Еще одно родительское чудо. Мама одной из актрис пришла на
репетицию со словами благодарности: «Девочка изменилась, книжки стала
читать, стихи, вежливая, по дому помогает!» А затем, пообщавшись с
оппозиционно настроенными к театру учителями, запретила дочери ходить в
«развратную секту» и читать со сцены стихи Паллады Бельской.
Успехи
На смену выбывшей Палладе приходит из соседней школы девочка,
которая училась у меня раньше. Она в ужасе от атмосферы репетиций и
отношения к работе у всех. Она может ходить только по субботам, но мне
этого хватает: появился образец адекватного отношения к работе.
Никита заболел Северяниным, читает его стихи, биографию… Иван
(Пронин) стал сдерживать свои пацанские проявления, меняется на глазах.
Пока Максим был в Египте, у нас царила замечательная атмосфера на
репетициях. Все это пережили – это стало частичкой опыта!
А что же Макс?
– Макс, ты поступил с учительницей математики недопустимо. Я
не могу позволить, чтобы такой человек играл аристократа, честь и
достоинство русской культуры, Гумилева.
– Что мне сделать?
– Извиниться.
– Я подумаю.
Никто не верил, что это случится.
Через день он спросил: «Какие слова говорят в таких случаях?»
Оказывается, в жизни ни разу не извинялся.
Я говорю: «Тебе надо потренироваться в преодолении барьеров
стеснительности». Дело было в кафе. Встаю: «Господа, прошу минутку
вашего драгоценного внимания. Сейчас у вас на глазах произойдет одно из
упражнений по актерскому мастерству на преодоление, Макс…»
Народ оторопел. Макс встает и говорит громко и выразительно:
«Меня исключили из школы!»
Потом встает Ваня и говорит: «Бог есть!»
Только когда мы вышли, у них перестали дрожать коленки.
Макс извинился. Учительница математики начала со мной
здороваться.
Пятница, 13-е
Я пригласил директора и завучей посмотреть генеральный прогон
спектакля. Прихожу в школу в 10.30. Восемь артистов на месте.
Шестерых
нет! Маяковский, болевший последнюю неделю, пришел с температурой, но к
окончанию спектакля – перепутал уроки. Дашу и Сашу не отпустили с
уроков. У Маши (музыка и свет) жесткое отравление – она не пришла: мы и
без Маши, и без инструментов. Апофеоз всему – Ваня и Никита, которые
проспали! Максим бежит за ними домой, благо рядом.
В зале директор, три завуча. Я несу какую-то чушь, пытаясь
развлечь зрителей до подхода моих сонь…
Наконец появился Иван, переодевшись, можно сказать, на глазах
изумленной публики, запыхавшись, начинает диалог. Я играю и за
Маяковского, и за Северянина. Мэри Лохвицкая (которая по плану
появляется в середине спектакля) читает стихи за Палладу Бельскую.
Представляете, какая каша в головах у зрителей?
Гумилев (Макс) и Есенин (Саша) читают отвратно, только
Цветаева (Лера) и Ахматова (Ксения) – прекрасны! Девчонки (Тэффи,
Гиппиус, Карсавина) сидят, как мумии. Ольга Судейкина свою танцевальную
импровизацию показывает робко.
Но вот спектакль выравнивается, ребята преодолевают стресс, я
чувствую, что настал момент, когда можно делать перелом – впереди две
трети спектакля. Останавливаю, командую очередную сцену «начать сначала
и по-человечески». Народ бодро просыпается, но… Встает директор,
объявляет, что наше время истекло, в таком сыром виде спектакль показан
быть не может. И она права – зрелище ужасно!
Момент истины
Как режиссер я, конечно, расстроен, но как педагог-психолог
ликую. Это подарок судьбы. У нас происходит взрыв. Девчонки высказывают
«бандитам» все, что думают. У слабеньких тепличных соцветий открывается
желание бороться! Не шушукаться между собой: «Ах, этот Макс – то-се, и
Ваня туда же, совсем не подарок!» А прямо в лицо сказать! Тут не
перепалка с учителем на уроке – мы делаем общее дело. И «класс» в этой
ситуации не на стороне бездельников. Это было не просто обсуждение!
Жизнь клокотала! Ценности,
качества личностей обнажались, как на экране, и формировались! По сути,
происходило именно то, ради чего все и затевалось!
Главный вопрос: играть или не играть – сдаться?
«Быть или не быть»
Парни не ожидали провала. Провал – это то, чего нет в их
школьной практике. «Я хочу, я стремлюсь, и у всех нас из-за меня не
получилось!» На повестке дня вопрос: через неделю, опять перед
директором, мы сможем ТАК сыграть, чтобы нам разрешили выступать перед
родителями?
С «бандитами» у меня тайная встреча на следующий день, где я
их инструктирую на тему «Что такое грамотное поведение на репетиции».
Въехали.
Но тут Цветаева (Лера) отказывается играть и уходит из студии.
Ее слова о том, что она запустила учебу из-за спектакля, мало кого
убеждают, и мы остаемся без сильной актрисы, которая играет одну из
главных ролей.
Переделываем сценарий, выбрасываем эпизодическую роль балерины
Карсавиной (Соня), и Соня учит стихи Цветаевой.
А вечером в интернете в нашей группе «ВКонтакте» – баталия!
Лера: «Я не хочу больше позориться так, как я опозорилась
сегодня из-за всех вас!» Соня: «В такие моменты еще круче взорвать
зал!» Олеся: «Ты не надеешься?» Соня: «Кинешь в самый главный момент?»
Лера: «Я не кидаю, кинули сегодня мальчики». Соня: «Нет, они
подставили, но не кинули». Лера: «Я и так потратила два месяца, когда
могла бы готовиться нормально к ГИА, я не хочу тратить еще неделю
впустую». Лена: «Лера, это тоже поможет в жизни, неужели всегда только
выигрывать?» Лис: «А кто же тогда мы все? А мы и есть «Бродячая
собака»! Люди, которых не признает большинство! Гумилева не считали
поэтом, Ахматову не печатали, Цветаева повесилась от голода. Только
будущее признало их славу. А Лера… она не из «Бродячей собаки»… Ей
важен успех у большинства, у учителей в первую очередь! Глядя в
будущее, засучим рукава! Эти слова сказал Петр Яковлевич Чаадаев, один
из умнейших людей XIX века, о нем я вам расскажу. Мы должны выстрелить
в субботу».
Первая победа
И вот пятница. Все пришли вовремя. Все репетировали. Это была
волшебная неделя. У Макса – прекрасная военная выправка. Как только его
поведение стало достойным, у нас появился Гумилев – стержень спектакля.
Соня читала Цветаеву превосходно. Но главное, мы научились создавать на
сцене жизнь и буйно реагировать на события.
Я настоял на том, чтобы второй прогон проходил в присутствии
зрителей. Это был восьмой класс, тот самый, с которым мы в прошлом году
ставили шутку на английском языке. У нас был идеальный зритель! И еще
нам повезло. У ребят-актеров во время показа по расписанию должен был
быть урок литературы. Преподаватель – восхитительная интеллигентная
женщина. Ее мнение значимо для учеников. Еще раз повезло – классный
руководитель тоже оказалась свободной.
Как играли ребята! И совершилось главное – дети получили
награду. Их труд был оценен. И это была вершина. Эмоциональная вершина
нашего проекта.
Суббота. Спектакль для
гостей и родителей
Этот спектакль я бы назвал учебным провалом. Родителям
понравилось. Самим детям – нет, поскольку спектакль был на полторы
головы ниже предыдущего. Предыдущий спектакль был боем! Ребята рвались
на сцену, как в атаку. А теперь звезды демонстрировали себя! Как они
хорошо читают, владеют ритмом, голосом… Технически, с точки зрения
слаженности спектакль прошел лучше, но вот внутреннего задора не
хватало. Это заметили все, кто видел предыдущий спектакль или бывал на
репетициях.
Разговоры после спектакля
Соня (Цветаева):
– Лично мне дал этот спектакль огромное количество новых
стихов, то есть получается, я открыла новую сторону в жизни и в себе,
которой раньше не знала. Спектакль помог почувствовать себя свободней и
уверенней. Я узнала ребят со стороны, которой раньше не могла увидеть,
того же Макса: никогда бы не поверила, что он читает стихи.
Иван (Пронин):
– Классное ощущение, когда понимаешь, что обыденное не так-то
просто, когда понимаешь суть и подтекст.
Алиса (Тэффи):
– Спектакль, во-первых, сблизил наш коллектив. Например, наш
первый провал. После него у меня, можно сказать, опустились руки. Но
впоследствии я поняла, что это было для нас испытанием. Сомневались все
без исключения. И, все обдумав, я приняла свое решение: идти до конца.
«Бродячая собака» научила меня достигать цели. Да, я считаю, мне что-то
удалось.
Лера (экс-Цветаева) была на спектакле. Она извинилась перед
ребятами.