Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Третья тетрадь
Детный мир

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ


Лобанов Игорь

Закон второго спектакля

Школьный театр – драмы за кулисами и на сцене

История одного школьного спектакля. Подлинные страсти, которые переживают подростки, читая стихи поэтов, выясняя отношения друг с другом. Сфера дополнительного образования, где ребята учатся таким простым и важным вещам: делать усилие, сотрудничать, терпеть, прощать.

Решая повседневно серьезные проблемы, я сам порой не знаю, в чем прав, а в чем заблуждаюсь. Где ошибка, а где прозрение. Потому и хочется написать.

Максим

Жизнь столкнула меня с этим парнем в прошлом году. Началась работа с 8 классом, самым неблагополучным в школе. Макс ходил на занятия, мы общались. Содержание общения – его мировоззрение. Убежденный и стойкий национал-социалист, активно участвующий в движении. Учеба – три пишем, два в уме. Постоянные прогулы, принципиальное невыполнение домашних заданий. Грубость, неуправляемость. Характер волчонка – сильный, озлобленный. Обостренное чувство справедливости. Где-то через месяц после начала работы пришла его мама с мольбой о помощи.

Эфиопия

Тоже прошлый год. В школе появилась интеллигентная преподаватель математики. Совместные постановки: веселый спектакль на английском языке «Эфиопия» и «Неделя математики». В ее классе сложился костяк из 5–7 девчонок. Соединить группы из двух разных классов – авантюра. Мне искренне жаль девчонок. Они с сентября купаются в этом море природного хамства парней, которые старше их на год и иначе как на языке шпаны общаться не умеют. Постепенно девочки научились хоть как-то им возражать, хоть какое-то общение состоялось.
Начали ставить «Федота-стрельца» и не потянули. Возникла идея «Бродячей собаки» (петербургское кафе начала ХХ века, место встречи поэтов, художников). Максим – Гумилев. Это его действительно греет.
Время премьеры – конец ноября. Катастрофически не успеваем, работа идет крайне медленно. Ребята не привыкли работать в принципе. Дисциплина, атмосфера репетиции для них – пустой звук. «Данное слово», «обещание» – абстрактные понятия. Что-то сделать самостоятельно – нереально.
Народу не хватает. Моя пламенная речь перед 10 классом привела в нашу компанию только одного человека. Зато какого! Гриша – отличник, Маяковский!

Предел

Кое-как выползали на премьеру к 7 декабря. Вдруг мама Максима решила прокатиться на недельку в Египет. Спектакль? Разве это ее проблема? Пять двоек в полугодии? Разве неделя что-то решает? Макс чувствует себя героем, едет в Египет, после чего продолжает «учиться».
Еще одно родительское чудо. Мама одной из актрис пришла на репетицию со словами благодарности: «Девочка изменилась, книжки стала читать, стихи, вежливая, по дому помогает!» А затем, пообщавшись с оппозиционно настроенными к театру учителями, запретила дочери ходить в «развратную секту» и читать со сцены стихи Паллады Бельской.

Успехи

На смену выбывшей Палладе приходит из соседней школы девочка, которая училась у меня раньше. Она в ужасе от атмо­сферы репетиций и отношения к работе у всех. Она может ходить только по субботам, но мне этого хватает: появился образец адекватного отношения к работе.
Никита заболел Северяниным, читает его стихи, биографию… Иван (Пронин) стал сдерживать свои пацанские проявления, меняется на глазах. Пока Максим был в Египте, у нас царила замечательная атмосфера на репетициях. Все это пережили – это стало частичкой опыта!
А что же Макс?
– Макс, ты поступил с учительницей математики недопустимо. Я не могу позволить, чтобы такой человек играл аристократа, честь и достоинство русской культуры, Гумилева.
– Что мне сделать?
– Извиниться.
– Я подумаю.
Никто не верил, что это случится.
Через день он спросил: «Какие слова говорят в таких случаях?» Оказывается, в жизни ни разу не извинялся.
Я говорю: «Тебе надо потренироваться в преодолении барьеров стеснительности». Дело было в кафе. Встаю: «Господа, прошу минутку вашего драгоценного внимания. Сейчас у вас на глазах произойдет одно из упражнений по актерскому мастерству на преодоление, Макс…»
Народ оторопел. Макс встает и говорит громко и выразительно: «Меня исключили из школы!»
Потом встает Ваня и говорит: «Бог есть!»
Только когда мы вышли, у них перестали дрожать коленки.
Макс извинился. Учительница математики начала со мной здороваться.

Пятница, 13-е

Я пригласил директора и завучей посмотреть генеральный прогон спектакля. Прихожу в школу в 10.30. Восемь артистов на месте. Шестерых нет! Маяковский, болевший последнюю неделю, пришел с температурой, но к окончанию спектакля – перепутал уроки. Дашу и Сашу не отпустили с уроков. У Маши (музыка и свет) жесткое отравление – она не пришла: мы и без Маши, и без инструментов. Апофеоз всему – Ваня и Никита, которые проспали! Максим бежит за ними домой, благо рядом.
В зале директор, три завуча. Я несу какую-то чушь, пытаясь развлечь зрителей до подхода моих сонь…
Наконец появился Иван, переодевшись, можно сказать, на глазах изумленной публики, запыхавшись, начинает диалог. Я играю и за Маяковского, и за Северянина. Мэри Лохвицкая (которая по плану появляется в середине спектакля) читает стихи за Палладу Бельскую. Представляете, какая каша в головах у зрителей?
Гумилев (Макс) и Есенин (Саша) читают отвратно, только Цветаева (Лера) и Ахматова (Ксения) – прекрасны! Девчонки (Тэффи, Гиппиус, Карсавина) сидят, как мумии. Ольга Судейкина свою танцевальную импровизацию показывает робко.
Но вот спектакль выравнивается, ребята преодолевают стресс, я чувствую, что настал момент, когда можно делать перелом – впереди две трети спектакля. Останавливаю, командую очередную сцену «начать сначала и по-человечески». Народ бодро просыпается, но… Встает директор, объявляет, что наше время истекло, в таком сыром виде спектакль показан быть не может. И она права – зрелище ужасно!

Момент истины

Как режиссер я, конечно, расстроен, но как педагог-психолог ликую. Это подарок судьбы. У нас происходит взрыв. Девчонки высказывают «бандитам» все, что думают. У слабеньких тепличных соцветий открывается желание бороться! Не шушукаться между собой: «Ах, этот Макс – то-се, и Ваня туда же, совсем не подарок!» А прямо в лицо сказать! Тут не перепалка с учителем на уроке – мы делаем общее дело. И «класс» в этой ситуации не на стороне бездельников. Это было не просто обсуждение! Жизнь клокотала! Ценности, качества личностей обнажались, как на экране, и формировались! По сути, происходило именно то, ради чего все и затевалось! 
Главный вопрос: играть или не играть – сдаться?

«Быть или не быть»

Парни не ожидали провала. Провал – это то, чего нет в их школьной практике. «Я хочу, я стремлюсь, и у всех нас из-за меня не получилось!» На повестке дня вопрос: через неделю, опять перед директором, мы сможем ТАК сыграть, чтобы нам разрешили выступать перед родителями?
С «бандитами» у меня тайная встреча на следующий день, где я их инструктирую на тему «Что такое грамотное поведение на репетиции». Въехали.
Но тут Цветаева (Лера) отказывается играть и уходит из студии. Ее слова о том, что она запустила учебу из-за спектакля, мало кого убеждают, и мы остаемся без сильной актрисы, которая играет одну из главных ролей.
Переделываем сценарий, выбрасываем эпизодическую роль балерины Карсавиной (Соня), и Соня учит стихи Цвета­евой.
А вечером в интернете в нашей группе «ВКонтакте» – баталия!
Лера: «Я не хочу больше позориться так, как я опозорилась сегодня из-за всех вас!» Соня: «В такие моменты еще круче взорвать зал!» Олеся: «Ты не надеешься?» Соня: «Кинешь в самый главный момент?» Лера: «Я не кидаю, кинули сегодня мальчики». Соня: «Нет, они подставили, но не кинули». Лера: «Я и так потратила два месяца, когда могла бы готовиться нормально к ГИА, я не хочу тратить еще неделю впустую». Лена: «Лера, это тоже поможет в жизни, неужели всегда только выигрывать?» Лис: «А кто же тогда мы все? А мы и есть «Бродячая собака»! Люди, которых не признает большинство! Гумилева не считали поэтом, Ахматову не печатали, Цветаева повесилась от голода. Только будущее признало их славу. А Лера… она не из «Бродячей собаки»… Ей важен успех у большинства, у учителей в первую очередь! Глядя в будущее, засучим рукава! Эти слова сказал Петр Яковлевич Чаадаев, один из умнейших людей XIX века, о нем я вам расскажу. Мы должны выстрелить в субботу».

Первая победа

И вот пятница. Все пришли вовремя. Все репетировали. Это была волшебная неделя. У Макса – прекрасная военная выправка. Как только его поведение стало достойным, у нас появился Гумилев – стержень спектакля. Соня читала Цветаеву превосходно. Но главное, мы научились создавать на сцене жизнь и буйно реагировать на события.
Я настоял на том, чтобы второй прогон проходил в присутствии зрителей. Это был восьмой класс, тот самый, с которым мы в прошлом году ставили шутку на английском языке. У нас был идеальный зритель! И еще нам повезло. У ребят-актеров во время показа по расписанию должен был быть урок литературы. Преподаватель – восхитительная интеллигентная женщина. Ее мнение значимо для учеников. Еще раз повезло – классный руководитель тоже оказалась свободной.
Как играли ребята! И совершилось главное – дети получили награду. Их труд был оценен. И это была вершина. Эмоциональная вершина нашего проекта.

Суббота. Спектакль для гостей и родителей

Этот спектакль я бы назвал учебным провалом. Родителям понравилось. Самим детям – нет, поскольку спектакль был на полторы головы ниже предыдущего. Предыдущий спектакль был боем! Ребята рвались на сцену, как в атаку. А теперь звезды демонстрировали себя! Как они хорошо читают, владеют ритмом, голосом… Технически, с точки зрения слаженности спектакль прошел лучше, но вот внутреннего задора не хватало. Это заметили все, кто видел предыдущий спектакль или бывал на репетициях.

Разговоры после спектакля

Соня (Цветаева):
– Лично мне дал этот спектакль огромное количество новых стихов, то есть получается, я открыла новую сторону в жизни и в себе, которой раньше не знала. Спектакль помог почувствовать себя свободней и уверенней. Я узнала ребят со стороны, которой раньше не могла увидеть, того же Макса: никогда бы не поверила, что он читает стихи.

Иван (Пронин):
– Классное ощущение, когда понимаешь, что обыденное не так-то просто, когда понимаешь суть и подтекст.

Алиса (Тэффи):
– Спектакль, во-первых, сблизил наш коллектив. Например, наш первый провал. После него у меня, можно сказать, опустились руки. Но впоследствии я поняла, что это было для нас испытанием. Сомневались все без исключения. И, все обдумав, я приняла свое решение: идти до конца. «Бродячая собака» научила меня достигать цели. Да, я считаю, мне что-то удалось.

Лера (экс-Цветаева) была на спектакле. Она извинилась перед ребятами.

Рейтинг@Mail.ru