Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.А.Субботина
Правда о найденном времени
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

Книга предназначена для родителей, которые хотели бы более разумно организовать свое время, а значит, и упорядочить жизнь в целом – свою и своих детей. Это необременительное чтение историй и советов, которыми делятся папы и мамы, научившиеся экономить драгоценные минуты и жить в ладу со своими биологическими часами. Рекомендации, конечно, не претендуют на сенсационность. Одна из первых, например, напоминает, что жизнь сильно упрощают списки дел на день, неделю, месяц, год. Причем хорошо бы пометить степень их важности и срочности. Каким бы простым ни казался совет, возможно, список, постоянно попадающийся на глаза, заставит оторваться от болтовни в соцсетях или компьютерной стрелялки. А значит, вернет для жизни час-другой.
Еще предлагается внимательно присмотреться к тому, что автор называет «хронофагами» – пожирателями времени. Их довольно много: и нечеткие цели, и неумение планировать, и нежелание делиться полномочиями, и неэффективное хранение, и куча других «не...». По поводу преодоления каждого можно найти несколько более или менее оригинальных идей для организации семейно-детского быта.
Значительная часть книжки рассказывает только о «детском времени». То есть о том, как ребенок учится жить в ладу с часами, календарем, буднями и выходными, с «сейчас», «потом» и «сначала». При этом важно и приучить ребенка к режиму дня, и сделать обязательные моменты и необходимые действия не тяжелой обязанностью, а привлекательным творческим занятием. Здесь тоже можно найти разумные советы, забавные идеи, простые рекомендации. Например, не забывать комментировать действия свои и ребенка, соотносить их с заранее составленными планами и напоминать о затраченном и оставшемся времени.

Кэрол Дуэк
Гибкое сознание
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

«Успех, успешность» – эти слова звучат отовсюду, как заклинание. Родители и педагоги, СМИ, безнес-консультанты и психологи озабочены тем, как наращивать достижения. Но если спросить окружающих, кто из них считает себя успешным человеком, окажется, что далеко не все. Возможно, книга К.Дуэк может стать ключом к заветному состоянию. Все-таки ее монография была признана книгой года Мировой федерацией образования.
Текст не ориентирован на обучение именно детей, педагогическому взаимодействию отведено лишь несколько главок. Автор излагает принципы, работающие и в ситуации школы, и в вузе, и в бизнесе. Главное, считает она, – представление человека о себе. «И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой». Поняв этот механизм, можно «высвободить потенциал – и свой, и своего ребенка». Выводы подкрепляются историями из жизни, чтобы проиллюстрировать, как действуют разные установки. Например, установка не на рост, а на данность может свести на нет даже хорошие способности ученика: высокий интеллект, память, сообразительность.
Откуда же они берутся и можно ли изменить свои установки? Можно, считает автор и предлагает в конце каждой главы тестовые вопросы, примеры для анализа и размышления. Кстати, некоторые прозвучат довольно неожиданно. Например, когда мы неустанно хвалим ребенка, то развиваем «не ту» установку – хвалить надо за процесс, успешное продвижение к цели. Вообще «настройка» детских установок – дело тонкое и постепенное. Автор описывает возможные трудности и этапы взращивания установки на рост.

Рейтинг@Mail.ru