Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Булыгина Людмила

Когда каждый урок как команда «На взлет!»

Дневник окрыленного учителя

Разговоры об энергосбережении в среде учителей: надо себя поберечь, нечего понапрасну растрачиваться, все равно нас не ценят. Скорее всего это ни к чему не обязывающее ворчание, по крайней мере не в сторону детей. Настоящая педагогическая работа захватывает, обогащает и «накрывает целиком», как пишет учитель в дневнике, записи из которого мы приводим.

Идеальный четверг

День, когда все сложилось. Редко так бывает. И хотя уроки почему-то сокращенные, много успели. В девятых классах разобрать принципы кодирования, переводы в двоичную и назад, единицы информации. С примерами и повторениями деления целых чисел, остатков, степеней двойки. Параллельно прошлись по истории счета, почему полинезийцы считали в 20-ричной системе. Второклашки отличают виды информации и процессов, идеально  играют «в крокодила» по теме «Информация». Смотрели ПИН-код, серию «Хранение информации» и попрыгали в новую физкультминутку вместе с пингвинами, поющими на английском. С 10 классом разделились на группы по гуглосервисам: переводчик, поисковик, карты – и провели презентацию каждого из них с рекламными паузами (практически тоже танцами). Снимать видео они не разрешили, о чем потом сами же пожалели. С 11 смотрели видео с речью Стива Джобса, потом пришли ребята из других школ – «чего-нибудь поделать».

С клуба встреч

Люблю, когда собираются ученики разных возрастов и темы как таковой сначала нет. Несколько вроде бы несвязных реплик в режиме диалога, и все. Тут вся суть в передаче энергии, а сама информация или ее подача большого смысла не имеют. Такие занятия никогда не проходят зря. От всего могу оторваться: от интересного фильма, от вкусного стола, от красивого пейзажа, но когда вот так спрашивают, говорят и слушают, а еще и понимают, тут меня действительно накрывает. Подруга говорит, что это называется life-coaching.

Во исполнение

Школьная система вся в инновационных процессах, что небо в звездах. В пятом классе рекомендовано два месяца оценок не ставить, чтобы детей не травмировать. То есть раньше дети оценки получали, а теперь не рекомендовано. Малые смеются и спрашивают: как они поймут, что сделали правильно? Пришлось рассказывать о самооценивании и умении не зависеть от постороннего мнения. Слушали с огромным интересом. Боюсь, что с такими рекомендациями начальство пролетело мимо цели. Или понадеялось на неисполнение.

Правильные цели обучения формулируются просто

Читаю статью об учителе математики Татьяне Великановой (ее уже не стало), и там цитата из ее книги: «В начальной школе первая цель – научить элементарным приемам и навыкам. Вторая – обеспечить успех каждому ученику. Успешность или неуспешность во многом определяет всю его дальнейшую судьбу. Третья – привить вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого, поискового подхода. В средней и старшей школе одна из главных целей – научить понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы изучаем, – модели сложного, но реального; что любая модель действует в ограниченной области, и очень желательно знать границы применения модели». Вот и достаточно.

Странная ориентация

На сообщение о том, что у одноклассника А. призовое место на INTEL ISEF, 20% ребят сказали «ух, круто, молодец, не сомневались», а 80% – «ух, круто, и что ему за это дадут?». И такой расклад всегда, и я уже не хочу отвечать на этот вопрос. Пока головы работают так, мир не станет ни на йоту гармоничнее.

О профориентации

Есть ли у вас ответ на вопрос «что вы умеете делать?». Это очень сложный вопрос, мало кто в состоянии ответить без подготовки. Да и с подготовкой мало кто. По ученикам упрощенный критерий: способен ли ты подготовиться к государственной аттестации без репетиторов? При положительном ответе есть смысл получать высшее образование, при сомнениях лучше потратить это время на приобретение практических навыков. А вузы сокращать потихоньку. Потому что за тучей никуда не годных начинают сдавать позиции хорошие, ибо идея взять учиться «чтопопало» – никакой связи с равным доступом не имеет. Вижу, как умные ребята уходят из вузов: времени жаль. У меня в этом году такие умные пацаны выпускаются, хоть самой в кондукторы уходи. Но им приходится готовиться к глупым и абсолютно непоказательным тестам, учить какие-то невнятные ответы и копипастить рефераты из сети.

Почему они не учатся

Идея, что ученик каким-то фантастическим образом сможет слепить разрозненные, нелогичные и выдернутые из наук куски в целостный его образ, лежит в основе школьного образования. Поэтому лучшими становятся ученики с хорошими генетическими данными, из образованных семей. Почему нельзя давать логичную и полную картину изначально? Объект – свойства – методы и построение нейронных связей без последующих попыток их перестраивать. Технология эффективного обучения – быстрый старт, наблюдение, делегирование самостоятельности принятия решения, возможная поддержка без навязывания, опора на взрослого. И все это я увидела в одном ролике «Малыш учится плавать». Ребенку год, он сам прыгает в бассейн, предварительно настроившись, мама рядом.

Переход количества в качество

Вываливаешься из школы в «силнет», ничего не хочется, перспектива в ноль, любой звонок сбивает с ног, любое движение раздражает, вид детей вызывает ужас. И вдруг внутри какой-то «та-дам!» происходит. И уже убирается квартира, включается музыка и столько всего хочется успеть. А дети! Они прекрасны.
Так работает моя жизненная энергия Та-дам.

Рейтинг@Mail.ru