Когда каждый урок как команда «На взлет!»
Дневник окрыленного учителя
Разговоры об энергосбережении в среде учителей: надо себя
поберечь, нечего понапрасну растрачиваться, все равно нас не ценят.
Скорее всего это ни к чему не обязывающее ворчание, по крайней мере не
в сторону детей. Настоящая педагогическая работа захватывает,
обогащает и «накрывает целиком», как пишет учитель в дневнике, записи
из которого мы приводим.
Идеальный четверг
День, когда все сложилось. Редко так бывает. И хотя уроки
почему-то сокращенные, много успели. В девятых классах разобрать
принципы кодирования, переводы в двоичную и назад, единицы информации.
С примерами и повторениями деления целых чисел, остатков, степеней
двойки. Параллельно прошлись по истории счета, почему полинезийцы
считали в 20-ричной системе. Второклашки отличают виды информации и
процессов, идеально играют «в крокодила» по теме
«Информация». Смотрели ПИН-код, серию «Хранение информации» и попрыгали
в новую физкультминутку вместе с пингвинами, поющими на английском. С
10 классом разделились на группы по гуглосервисам: переводчик,
поисковик, карты – и провели презентацию каждого из них с рекламными
паузами (практически тоже танцами). Снимать видео они не разрешили, о
чем потом сами же пожалели. С 11 смотрели видео с речью Стива Джобса,
потом пришли ребята из других школ – «чего-нибудь поделать».
С клуба встреч
Люблю, когда собираются ученики разных возрастов и темы как
таковой сначала нет. Несколько вроде бы несвязных реплик в режиме
диалога, и все. Тут вся суть в передаче энергии, а сама информация или
ее подача большого смысла не имеют. Такие занятия никогда не проходят
зря. От всего могу оторваться: от интересного фильма, от вкусного
стола, от красивого пейзажа, но когда вот так спрашивают, говорят и
слушают, а еще и понимают, тут меня действительно накрывает. Подруга
говорит, что это называется life-coaching.
Во исполнение
Школьная система вся в инновационных процессах, что небо в
звездах. В пятом классе рекомендовано два месяца оценок не ставить,
чтобы детей не травмировать. То есть раньше дети оценки получали, а
теперь не рекомендовано. Малые смеются и спрашивают: как они поймут,
что сделали правильно? Пришлось рассказывать о самооценивании и умении
не зависеть от постороннего мнения. Слушали с огромным интересом.
Боюсь, что с такими рекомендациями начальство пролетело мимо цели. Или
понадеялось на неисполнение.
Правильные цели обучения
формулируются просто
Читаю статью об учителе математики Татьяне Великановой (ее уже
не стало), и там цитата из ее книги: «В начальной школе первая цель –
научить элементарным приемам и навыкам. Вторая – обеспечить успех
каждому ученику. Успешность или неуспешность во многом определяет всю
его дальнейшую судьбу. Третья – привить вкус и любовь к
интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого,
поискового подхода. В средней и старшей школе одна из главных целей –
научить понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы
изучаем, – модели сложного, но реального; что любая модель действует в
ограниченной области, и очень желательно знать границы применения
модели». Вот и достаточно.
Странная ориентация
На сообщение о том, что у одноклассника А. призовое место на
INTEL ISEF, 20% ребят сказали «ух, круто, молодец, не сомневались», а
80% – «ух, круто, и что ему за это дадут?». И такой расклад всегда, и я
уже не хочу отвечать на этот вопрос. Пока головы работают так, мир не
станет ни на йоту гармоничнее.
О профориентации
Есть ли у вас ответ на вопрос «что вы умеете делать?». Это
очень сложный вопрос, мало кто в состоянии ответить без подготовки. Да
и с подготовкой мало кто. По ученикам упрощенный критерий: способен ли
ты подготовиться к государственной аттестации без репетиторов? При
положительном ответе есть смысл получать высшее образование, при
сомнениях лучше потратить это время на приобретение практических
навыков. А вузы сокращать потихоньку. Потому что за тучей никуда не
годных начинают сдавать позиции хорошие, ибо идея взять учиться
«чтопопало» – никакой связи с равным доступом не имеет. Вижу, как умные
ребята уходят из вузов: времени жаль. У меня в этом году такие умные
пацаны выпускаются, хоть самой в кондукторы уходи. Но им приходится
готовиться к глупым и абсолютно непоказательным тестам, учить какие-то
невнятные ответы и копипастить рефераты из сети.
Почему они не учатся
Идея, что ученик каким-то фантастическим образом сможет
слепить разрозненные, нелогичные и выдернутые из наук куски в целостный
его образ, лежит в основе школьного образования. Поэтому лучшими
становятся ученики с хорошими генетическими данными, из образованных
семей. Почему нельзя давать логичную и полную картину изначально?
Объект – свойства – методы и построение нейронных связей без
последующих попыток их перестраивать. Технология эффективного
обучения – быстрый старт, наблюдение, делегирование самостоятельности
принятия решения, возможная поддержка без навязывания, опора на
взрослого. И все это я увидела в одном ролике «Малыш учится плавать».
Ребенку год, он сам прыгает в бассейн, предварительно настроившись,
мама рядом.
Переход количества в качество
Вываливаешься из школы в «силнет», ничего не хочется,
перспектива в ноль, любой звонок сбивает с ног, любое движение
раздражает, вид детей вызывает ужас. И вдруг внутри какой-то «та-дам!»
происходит. И уже убирается квартира, включается музыка и столько всего
хочется успеть. А дети! Они прекрасны.
Так работает моя жизненная энергия Та-дам.