Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Присутственное, но неоплачиваемое…

Учителей по-прежнему заставляют перерабатывать

На днях министр Дмитрий Ливанов доложил президенту, что зарплата учителей выросла на 45%, и теперь средняя по стране – 28 000 руб. А повышения удалось добиться благодаря новым схемам финансирования: на смену единым окладам пришла зарплата, которая складывается из базовой и стимулирующей частей. Тут заметим, что с «новой схемой» пришел и новый ужас: администрация школ вздумала толковать понятие «рабочее время учителя» в своих интересах. Это при том, что оплата идет по-прежнему, за часы. Учитель пишет:

«Невозможно подсчитать, сколько времени учитель тратит на всякого рода подготовки ко всему, но в этом году произошло невероятное: теперь надо находиться в стенах школы 36 часов в неделю и по ним отчитываться. То есть, проведя уроки (у меня 18 часов), я должна столько же отбыть по «неоплачиваемой части», и к этому, дескать, обязывает новое законодательство, Приказ Минобрнауки от 24 декабря 2010 года http://www.edu.ru/db-inobr/mo/Data/d_10/m2075.pdf, который устанавливает рабочее время учителя 36 часов в неделю. Казус в том, что администрация во исполнение этого правила вводит присутственное, но неоплачиваемое время для тех, у кого часов мало. А те учителя, которые ведут 36 часов, то есть имеют рабочую неделю 72 часа, ничего отсиживать не должны. Это нормальная ситуация?»

Юрист Александр Вавилов отвечает на этот вопрос так: правительственное и ведомственное регулирование, касающееся оплаты труда учителей, хоть и основано на законе, на деле содержит условия, препятствующие исполнению требований федерального законодательства о нормировании оплаты всего затраченного учителем труда. Подзаконные акты, разрешающие учителю безразмерную учебную нагрузку, а также ненормируемую (неконкретизируемую в часах) другую педагогическую работу, противоречат закону, устанавливающему сокращенную продолжительность рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю. И без отмены не согласующихся с законом и сомнительных с точки зрения их легитимности подзаконных актов произвола не избежать. О том, что проблему создают устаревшие подзаконные акты Правительства РФ, Минобрнауки России и Минтруда России, обеспечивающие консервацию несправедливой оплаты труда учителя, Александр Вавилов написал статью в «Справочнике руководителя образовательного учреждения», http://www.menobr.ru/materials/38/44624/. То есть все директора прекрасно осведомлены о ситуации с законом, но как эффективные менеджеры ищут и находят способы (типовые положения, старые приказы) интенсификации труда учителя, пусть и в ущерб качеству обучения детей.

Рейтинг@Mail.ru