Присутственное, но неоплачиваемое…
Учителей по-прежнему заставляют перерабатывать
На днях министр Дмитрий Ливанов доложил президенту, что
зарплата учителей выросла на 45%, и теперь средняя по стране –
28 000 руб. А повышения удалось добиться благодаря новым
схемам финансирования: на смену единым окладам пришла зарплата, которая
складывается из базовой и стимулирующей частей. Тут заметим, что с
«новой схемой» пришел и новый ужас: администрация школ вздумала
толковать понятие «рабочее время учителя» в своих интересах. Это при
том, что оплата идет по-прежнему, за часы. Учитель пишет:
«Невозможно
подсчитать, сколько времени учитель тратит на всякого рода подготовки
ко всему, но в этом году произошло невероятное: теперь надо находиться
в стенах школы 36 часов в неделю и по ним отчитываться. То есть,
проведя уроки (у меня 18 часов), я должна столько же отбыть по
«неоплачиваемой части», и к этому, дескать, обязывает новое
законодательство, Приказ Минобрнауки от 24 декабря 2010 года
http://www.edu.ru/db-inobr/mo/Data/d_10/m2075.pdf, который
устанавливает рабочее время учителя 36 часов в неделю. Казус в том, что
администрация во исполнение этого правила вводит присутственное, но
неоплачиваемое время для тех, у кого часов мало. А те учителя, которые
ведут 36 часов, то есть имеют рабочую неделю 72 часа, ничего отсиживать
не должны. Это нормальная ситуация?»
Юрист Александр Вавилов отвечает на этот вопрос так:
правительственное и ведомственное регулирование, касающееся оплаты
труда учителей, хоть и основано на законе, на деле содержит условия,
препятствующие исполнению требований федерального законодательства о
нормировании оплаты всего затраченного учителем труда. Подзаконные
акты, разрешающие учителю безразмерную учебную нагрузку, а также
ненормируемую (неконкретизируемую в часах) другую педагогическую
работу, противоречат закону, устанавливающему сокращенную
продолжительность рабочего времени педагогических работников не более
36 часов в неделю. И без отмены не согласующихся с законом и
сомнительных с точки зрения их легитимности подзаконных актов произвола
не избежать. О том, что проблему создают устаревшие
подзаконные акты Правительства РФ, Минобрнауки России и Минтруда
России, обеспечивающие консервацию несправедливой оплаты труда учителя,
Александр Вавилов написал статью в «Справочнике руководителя
образовательного учреждения», http://www.menobr.ru/materials/38/44624/.
То есть все директора прекрасно осведомлены о ситуации с законом, но
как эффективные менеджеры ищут и находят способы (типовые положения,
старые приказы) интенсификации труда учителя, пусть и в ущерб качеству
обучения детей.