ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Дополнительное образование: жизнь после оптимизации
Сократили – теперь можно развивать…
В Минобрнауки РФ прошло заседание Межведомственного совета по
дополнительному образованию и воспитанию детей, в состав которого
входят представители Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта. Открывая
заседание, министр образования и науки Дмитрий Ливанов напомнил, что
президент поставил задачу увеличить к 2020 году охват детей,
обучающихся по дополнительным образовательным программам, до
70–75%...
Кружки и секции должны быть доступны для каждого, сказал
министр, а ректор Московского городского психолого-педагогического
университета Виталий Рубцов добавил, что в этой сфере должны найти
применение своим способностям различные категории детей, в том числе
дети с ограниченными возможностями здоровья. А по мнению директора
Федерального института развития образования Александра Асмолова, в
недалеком будущем дополнительное образование будет задавать логику
развития общества, и школьное в него вольется. Поэтому ведущими видами
в дополнительном образовании должны стать познавательная и
исследовательская деятельность. Другие участники обсуждения удерживают
старую парадигму: задача дополнительного образования – профориентация и
помощь подросткам в самоопределении.
Однако задачи задачами, а решать их предстоит на основе
организационно-экономических механизмов. Пока муниципалитеты не
справляются с финансированием учреждений дополнительного образования.
Львиная доля выделяемых средств уходит на погашение расходов по
коммунальным платежам, тогда как на профильную деятельность зачастую
остается не более 3%. Поэтому средняя заработная
плата педагогических работников учреждений дополнительного
образования составила 19,8 тыс. рублей, это 70,7% от средней заработной
платы учителей. А установленный правительством плановый показатель 75%
от средней учительской был достигнут только в 28 субъектах РФ.
По мнению директора Центра социально-экономического развития ИРО НИУ
«Высшая школа экономики» Сергея Косарецкого, для финансирования системы
дополнительного образования необходимо использовать не только
государственные и муниципальные средства, но и ресурсы бизнес-структур.
В 2012–2013 гг. Минобрнауки России был проведен мониторинг системы
дополнительного образования детей в Российской Федерации, по
результатам оказалось: общее количество учреждений ДОД сократилось,
особенно спортивных школ и школ искусств. Это первое следствие
процессов оптимизации. Второе: значительная часть образовательных
программ предназначена для учащихся основной школы, и лишь около 20% –
для старшеклассников. Третье: количество педагогов дополнительного
образования сократилось за эти годы более чем на 40%. Четвертое:
уменьшилось число специалистов с высшим образованием. И так далее:
стало много хуже, чем было.
Естественно, в проекте Межведомственной программы развития
дополнительного образования детей предлагаются разнообразные меры по
улучшению ситуации. Например, новые механизмы финансирования, а именно:
давать деньги в рамках государственных целевых программ на конкурсной
основе; выделять гранты социально-ориентированным некоммерческим
организациям; выделять компенсации родительской платы за услуги;
сочетать бюджетные и внебюджетные формы финансирования. Для детей из
малоимущих семей, сирот, инвалидов ввести специальные сертификаты или
социальные карты для бесплатного пользования услугами дополнительного
образования.
Фактически – забюрокрачивая доступ населения к услугам. А что касается
оплаты труда педагогов, то и тут «поди-ка попляши»: переход к
эффективному контракту.
…Утверждение Концепции развития дополнительного образования детей
запланировано на июнь, а Стратегия развития воспитания детей в
Российской Федерации будет внесена в правительство в декабре. От того,
насколько убедительно будут написаны эти документы, зависит решение
правительства о выделении средств из федерального бюджета на развитие
ДОД.