КРУГ ВОПРОСОВ
ЕГЭ в переводе с языка баллов
Интерпретация и представление результатов единого экзамена: проблемы и возможные решения
Чьи они, баллы ЕГЭ?
Чем дальше, тем больше результаты ЕГЭ обретают политическое, а
не профессиональное значение. Сегодня острие споров здесь: одни
доказывают, что нельзя оценивать систему образования региона по
среднему баллу выпускников, а другие – «перестаньте нас бить по рукам
своим «нельзя», если не можете ничего предложить взамен».
Действительно, ЕГЭ – единственный внешний независимый инструмент оценки
качества образования, и его результаты использует кто угодно для
принятия каких угодно решений – в зависимости от интереса
интерпретатора.
И хотя здравый смысл всегда говорил о том, что результат ученика на ЕГЭ
– это его личный результат, нам все время вдалбливали: нет, и учителя,
и школы, и сети школ, и региональной системы образования. Наконец,
Минобра – ведь вычисляется средний балл по стране!
– А когда что-то неправильное повторяется много-много раз, люди
начинают воспринимать это как правильное, – говорил Сергей Боченков,
основной докладчик на семинаре.
По его мнению, результаты ЕГЭ надо использовать по прямому назначению:
проверка освоения выпускником образовательного стандарта. Причем у
школы не может быть задачи освоения учениками стандарта на высоком
уровне, в ее компетенции – преодоление всеми учениками порогового
уровня, положительная оценка. Амбициозные задачи пусть ставит сам
ученик. А то, что происходит сейчас, – гонка за баллами – умаляет
значение всей остальной школьной работы. Действительно, на карте,
представленной Сергеем Боченковым, территория «ЕГЭ» – это маленькое
окошечко, 5% территории. Потому что дети учатся в школе не только в
старших классах, но и с первого по девятый; учатся не только на уроках,
но и во внеклассной жизни, в дополнительном образовании. И оценивать
школу по результатам ЕГЭ грубо, некорректно и даже вредно. Работа школы
в ЕГЭ просматривается лишь частично.
Все проценты неправильные
«На уровне регионов составляются ежегодные сборники по ЕГЭ с
картинками и диаграммами, и там я видел много нехорошего», – говорит
Сергей Боченков и вслед объясняет ошибки использования данных.
Во-первых, некорректная статистика по количеству сдающих: сдают не
только выпускники этого года, но и прошлых лет, из вечерних школ и
колледжей, двоечники, просто пересдающие – дифференциации нет. Как
делать выводы о работе школ, если не отделять результаты ЕГЭ
выпускников текущего года от прочих?
Во-вторых, «песни вокруг среднего балла», по выражению докладчика. При
прямом сравнении баллов видно, что результаты по математике всегда
хуже, чем по русскому языку, мы хватаемся за голову: математике учат
хуже, давайте нам новую концепцию и проч. На самом деле тесты по этим
предметам несопоставимы по сложности, цена балла там разная.
Специалисты ФИПИ это понимают и проводят пороговую градацию, применяя
математическую статистику. Нижний порог по русскому начинается с 36
баллов, а по математике – с 26; 62 балла по математике эквивалентны 75
баллам по русскому. О чем же может сказать средний балл, если в разных
предметах порог разный? Что значит «сдали выше 80 баллов столько-то
выпускников»? Ничего, потому что 60 баллов по математике – это считай
«5», а по иностранному – еле-еле «3». Одни экзамены идут на базовом
уровне, другие на профильном. В одной школе выбирают сдавать одно, в
другой другое – что-то выигрышно по баллам, что-то нет.
Между тем специалисты, составлявшие рейтинг «500 школ России»,
начисляли школе баллы и полубаллы именно по цифре среднего балла, 220
или 190. Другой пример: новое правило для поступления олимпиадников,
которое будет действовать с этого года – они должны предъявить
результаты ЕГЭ по предметам не ниже 65 баллов. Что такое 65 баллов по
математике для гуманитария, мы теперь поняли, как и то, что
100-балльная шкала не откалибрована, другое дело – почему об этом не
знают те, кто создает правила?
И далее сыплется все: сравнение результата по годам, сравнение школ,
муниципалитетов, регионов и средний балл по стране в качестве
верстового столба.
А значит, реально и честно – спрашивать и анализировать данные о не
преодолевших минимальный порог на ЕГЭ. Важна доля не справившихся. Это
то, что должно сильно волновать государство, и в этом суть и смысл ЕГЭ
как выпускного.
Что на самом деле можно
проанализировать
И все-таки, считает Сергей Боченков, по данным ЕГЭ, кое-что
существенное о работе учителя, школы, муниципалитета сказать можно. Но
не для передачи руководителям, а для рефлексии своей работы.
Тут надо сказать, что в течение последних лет Сергей Боченков создал
независимую структуру по интерпретации результатов ЕГЭ в Чувашии, и у
него появляются партнеры в других регионах. Школы заинтересованы в
независимой оценке и заказывают работы по исследованию уровня освоения
стандарта учениками. Довольно распространенное явление на Западе, у нас
Независимое агентство оценки качества образования «Лидер» – первый
прецедент. Но к делу.
Отобрать работающие показатели можно.
Что значит «хорошо сдали» для учителя? Дети пришли подготовленными, а
кто не готовился, тот предмет не выбрал и не пришел; те, кто сдавал,
сдали не хуже других; результаты детей адекватны текущим оценкам. Если
это содержание транслировать в показатели и провести анализ, то на
разных графиках можно увидеть, как дети сдают каждую часть, используют
ли позадачную решаемость, понимают ли связь тем и заданий… и что им
дает прохождение минимального порога, если лишь 2,3% детей берутся за
третью часть. Выводы напрашиваются.
Для школы важно, чтобы все допущенные к экзамену получили аттестат,
чтобы сдавали в соответствии с профилем и чтобы результаты были не
хуже, чем у других. Этот запрос тоже транслируется в показатели, и
последующий анализ показывает, например, что в школе 37% детей выбрали
биологию, 30% – химию, а ни один из них не прошел выше минимального
порога. То есть профиль есть, но он не поддерживается. Бывает наоборот:
высокобалльники по химии в школе есть, а предмет не поддерживается, там
другой профиль.
Что такое «хорошо» для сети школ? Все допущенные сдали, профиль
подтверждается, нарушений в процедуре или аномальных результатов нет.
Для анализа данных важно посмотреть на разброс результатов успешных и
несдавших как внутри школы, так и между школами. Допустим, 75 детей
города выбрали физику, из них 30% учатся в двух специализированных
школах, а остальные хотят, но не получают должной подготовки. Выводы?
Или такой вопрос: о чем говорит большой разброс в результатах у детей в
большой массовой школе и очень маленький – в лицее? Ведь кое-что можно
сделать.
…И в целом, по мнению Сергея Боченкова, в фокусе оценки должны
находиться не какие-то средние количества, а совокупный результат
конкретного ученика. Раз уж у нас деньги следуют за учеником, давайте и
смотреть на него, и заниматься им.
Очень важно, что наконец-то это прозвучало в экспертном сообществе
высокого ранга.