ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Нешаблонная диагностика
Искусство повседневных педагогических наблюдений
Несмотря на все слова о компетенциях и универсальныхучебных
действиях, большая часть диагностических
работ по-прежнему проверяет предметные
навыки: знание формул и правил, умение решать задачи
определенного типа. А хочется разобраться – за истекшее
время научились ли школьники чему-то важному, о чем
не написано в учебнике, но что действительно может
пригодиться, причем на любом предмете. Но как это сделать?
Правила игры
Важный показатель того, что в классе
действительно идет работа, – развивающееся у детей понимание правил
игры.
С одной стороны, это правила взаимодействия с учителем. То есть
понимание
того, какие требования предъявляются, за
что ставятся оценки в журнал, как подводятся итоги.
В нормальной жизни есть не только
«можно» и «нельзя», но целая палитра
оценки действия: совершенно недопустимо, крайне нежелательно, не очень
хорошо, лучше бы не надо и т.п. Насколько
дети чувствуют эти нюансы? Насколько вы
сами последовательны в своих требованиях к детям: страшнее опоздать или
вовсе
не прийти на урок, не сделать письменное
задание или не прочитать заданный текст,
получить замечание за разговоры с соседом или за игру на телефоне?
Если в январе ученик средней школы
по-прежнему интересуется, что нужно
сделать, чтобы исправить двойку, или почему его выгнали из класса,
значит, он не
очень хорошо ориентируется в ситуации.
Если подобные вопросы возникают у целой группы детей, значит, педагог
недостаточно ясно представил классу критерии успешности, границы
дозволенного.
Однако правила игры – это взаимодействие не только с людьми, но и с
учебным
материалом. Понимает ли ребенок, что
условия задачи связаны в первую очередь
с темой урока, объяснениями учителя? Вопросы по тексту связаны с самим
текстом,
фактами, деталями из него. И обращаться
к личному опыту в этой ситуации неуместно. Способность ограничить
собственный
полет фантазии, воспринять задание в
контексте урока – показатель понимания
правил игры, сути учебной ситуации.
Строгость мышления
Способность проконтролировать ход
своих рассуждений, отбросить лишнее,
даже если идея интересна, – это свойство
образованного человека. Сила логики,
дисциплина мышления – качества, которые поддаются тренировке. И лучший
способ совершенствования – постоянная необходимость доказывать свою
точку зрения. Любой ответ признается правильным
или хотя бы приемлемым, одобренным,
если подкреплен аргументами. Задумчивое «Мне так кажется» – предисловие
к
монологу на тему «Откуда у меня взялось
такое ощущение?».
А вот заявления типа
«Это мое личное мнение» – признак тупика, когда человек не в состоянии
осознать,
что творится в его голове, какой была цепочка умозаключений. Выход из
затруднительного положения – демонстрация со
стороны других людей разных вариантов
рассуждений. Хорошо бы, конечно, нащупать некоторые доводы, которые
крутятся
в сознании ученика, хоть он сформулировать их не может. А тут, услышав
из уст учителя, одноклассника собственные смутные соображения, увидев,
какими разными путями движется человеческая мысль,
ребенок проведет грань между правом на
собственное мнение и ответственностью
за обоснованность и логичность высказывания. А еще смирится с
многообразием
мнений, каждое из которых имеет право
на существование.
Строгость мышления, привычка аргументировать свои суждения переносятся
постепенно из учебной сферы на личные
взаимоотношения. И тогда в классе чуть
меньше становится немотивированных
конфликтов и драк.
Оригинальность
Умение действовать по заданному алгоритму необходимо всякому
человеку. Но
есть люди, которые способны что-то придумать самостоятельно. И не то
чтобы они
стремились к некой оригинальности. Просто у них так получается. Особый
подход
к решению задачи. Особый взгляд на сюжет, историческую коллизию. Причем
не
просто «взгляд и нечто», а именно мысль,
идея, своя логика. Человек действительно
думает, но не как все.
В школе эта способность не всегда положительно сказывается на оценках в
журнале. И непонятно, насколько она зависит
от наших усилий. По крайней мере, осознав, что перед нами ученик
«нестандартный», можно снисходительно отнестись
к его «завиральным» идеям и уж точно не
спрашивать такого на открытом уроке,
когда требуется дать правильный ответ,
записанный в методичке. А если в классе
целая компания оригиналов собралась,
есть повод задуматься над осуществлением грандиозного творческого
проекта.
Чтобы не «засушить» детские порывы.
Стремление к завершенности
Хоть исполнителю, хоть творцу важно
научиться доводить работу до конца, то
есть до состояния, когда ее можно предъявить другим людям. Очевидно,
что привычка «заканчивать дело и гулять смело»,
вкус к завершенности формируются постепенно. И тут полезны две внешне
совершенно разные ситуации: цейтнот и избыточный запас времени. В школе
первый
вариант встречается чаще.
Решаем задачу, делаем коллаж, буклет,
презентацию, пишем сочинение – вдруг
звонок. Урок окончен. Учитель предлагает
ребятам или сдать неоконченные работы
(завтра можно будет прокомментировать
то, что не успел совершить), или забрать
их с собой, чтобы доделать дома. Сколько человек предпочтут закончить
начатое
вместо того, чтобы рассказывать, как это
должно быть сделано?
Бывают противоположные ситуации.
Серьезное задание. Много времени (для
малышей – неделя, для старшеклассников – месяц, четверть). Конечно,
педагог
может разбить большой объем на удобоваримые порции и ежедневно
проверять
какую-то часть. А может разрешить ученикам самостоятельно спланировать
работу,
распределить время, силы. Поначалу ктото оставит все «на последний
день», ктото принесет ровно половину от заданного
(«не успел по уважительной причине»). Но
постепенно у ребят появится опыт, понимание того, сколько времени
требуется
для выполнения той или иной задачи. И
кто-то не захочет сдавать недоделанное.
Не из-за оценки и не из-за выговора. Просто неловко. Даже если придется
просидеть за письменным столом (компьютером) пару ночей.
Разумеется, работа должна быть интересна, важна ученику. Какой смысл
завершать то, что и начинать не стоило?
Интуиция
Чем больше человек знает, чем больше у него опыта, тем больше
он может
доверять своей интуиции, предчувствию.
Вот ученик читает условия задачи и почти
мгновенно называет способ решения (порядок расстановки знаков
препинания в
предложении). Подумав, он обосновывает
свою догадку. Но она родилась раньше,
чем были произведены все положенные
логические операции. Ребенок интуитивно почувствовал, как нужно
действовать.
Незнакомая книга на парте. Заголовок,
несколько строк, выхваченных глазом на
случайно открывшихся страницах. Для
опытного читателя достаточно, чтобы понять, какая книга перед ним.
Потом можно
объяснить свое предчувствие. Можно проверить себя, приступив к
внимательному чтению. До чего приятно бывает, если
ожидания не обманули! Какое чудесное
ощущение собственной прозорливости!
Интуиция не как сверхъестественный
дар, но как результат упорной учебы и сохранившейся уверенности в себе.
Сколько
учеников в классе уже вышли на этот уровень?
Здравствуйте, грабли
Пока учатся, дети ошибаются многократно, причем на одно и то
же правило,
один и тот же прием. С первого по одиннадцатый – проблемы с безударными
гласными и арифметическими вычислениями. Это неизбежно. Но среди
тысячекратного повторения заколдованного
слова «как будто» или таблицы умножения
педагога вдохновляет способность ученика самостоятельно сформулировать
свою
ошибку. Пусть даже не найти ее в контрольной – учитель сам подчеркнет
неверную строчку. Достаточно, если ребенок с
досадой заметит: «Опять не поменял знак
при переносе выражения. Я всегда здесь
ошибаюсь». И это – победа! Потому что
еще чуть-чуть – и «здесь» ошибки исчезнут. Зато останется привычка
следить за
своими промахами, классифицировать их,
выделять типичные. Необходимый навык
для человека, пытающегося стать лучше.
Рабочая карта
для учителя
Умение работать с информацией считается одним из ключевых в
стандартах. Ему можно уделить особое внимание. Понять, насколько
интенсивно развивается это умение в классе,
у конкретного ученика, будет проще, если разбить сложное действие на
несколько простых и оценить их по трехбалльной шкале.
Способность
правильноформулировать вопросы
– Ученик самостоятельно формулирует вопрос, проблему, которую
надо решить (3балла).
– Формулирует вопрос с помощью учителя,который сужает круг тем,
позволяя сконцентрироваться на ключевой проблеме (2 балла).
– Принимает вопрос, сформулированный взрослым (1 балл).
Способность
находить необходимую информацию
– Ученик самостоятельно и быстро находит надежные источники
информации (3 балла).
– Оценивает достоверность источника информации с переменным успехом (2
балла).
– Переходит от одного источника информации к другому, не задавая себе
вопрос, чем они отличаются друг от друга и какой может быть полезен в
данном случае (1 балл).
Способность обрабатывать
информацию
– Ученик самостоятельно выделяет главное в полученной
информации, структурирует сведения (3 балла).
– Способен из полученных данных выстроить простейшую структуру или
структурировать часть информационного блока (2 балла).
– Не выделяет главное, не видит связи между фактами (1 балл).
Способность
использовать информацию
– Ученик находит оригинальное решение проблемы (3 балла).
– Следует стратегии, предложенной взрослым (2 балла).
– Грамотно использует другие решения (1 балл)
Способность оценивать
правильность решения, ответа
– Ученик может проверить, насколько его решение соответствует
вопросу и условиям задачи (3 балла).
– Способен определить, какой информацииему не хватает для проверки (2
балла).
– Принимает любое решение, котороеможно записать в тетради (1 балл).
Способность представить свое
решение
– Ученик представляет свою работу понятно, выразительно и
полно (3 балла).
– Ответ, презентация дают некоторое представление о решении проблемы (2
балла).
– Ученик присоединяется к чужому ответу (1 балл).