ИМЯ И СЛОВО
Поэт предчувствия
Что это значит – уметь превращать события календаря в события души
В этой статье будет много стихов, потому что она о поэзии.О
поэзии Александра Блока, которого любили и даже обожествляли не
только курсистки и интеллигенты, но и сами поэты. «Томик Блока»
пополнил набор поэтизмов наравне с березами и волнами ржи. Читать это
сегодня трогательно, а временами и забавно. «В доме пустующем, где
много книг, лишь чудотворный Блока томик один на полочке грустит».
Или: «Растрепался доверчивый локон / И, его поправляя рукой, / Я иду
домой с томиком Блока / По земле, несогретой такой».
Я намеренно взял стихи сентиментальные, не высшего класса, чтобы было
понятно: почти всякий рифмующий хотел зафиксировать в стихах свою
любовь к Блоку. Но Блоку посвящали стихи и Пастернак, и Цветаева, и
Ахматова. Казалось бы, «Пришли иные времена. Взошли иные имена». Они
сами, кстати, и были этими именами. Но имя Блока не сходило с уст:
Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,–
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.
……………………………………..
Но Блок, слава богу, иная,
Иная, по счастью, статья.
Он к нам не спускался с Синая,
Нас не принимал в сыновья.
Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем.
Сегодня пожалуй что и навязан – школьной программой хотя бы.
Для поколения же Пастернака, чьи стихи я цитировал, Блок был важным
событием личной жизни. При всей романтической возвышенности – не
небожитель, не доктринер и не учитель («не спускался с Синая», «не
принимал в сыновья»). В чем была сила того гипнотического внушения,
которое Блок оказывал на современников (открытки с его портретом
продавались в уличных киосках)? И почему сегодня стал возможен вопрос:
а точно ли Блок гениальный поэт?
* * *
На второй вопрос, как ни странно, ответить легче, чем на
первый. Сквозь затертую романтизмом лексику не всегда легко ощутить
искренность, проникнуть в тревожные, мистические смыслы, которые и сами
далеки от сегодняшнего читателя. Чужой исторический антураж. А при
этом – то возвышенность, то взвинченность на манер героев Достоевского.
Все чужое, предмет одного и другого ускользает. «Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо – / Всё в облике одном предчувствую Тебя. / Весь
горизонт в огне – и ясен нестерпимо, / И молча жду,– тоскуя и любя».
Кого предчувствует? Почему «Тебя» с заглавной буквы? Влюблен? Так нынче
уже вроде бы не влюбляются. И вдруг: «Так вонзай же, мой ангел
вчерашний, / В сердце – острый французский каблук!» Напоминает сцену в
публичном доме из старого западного фильма. Эстетизированная патетика.
И потом: трудно поверить, что и то и другое написал один поэт.
Между тем всех этих препятствий как будто не существовало, когда после
десятилетий замалчивания Блок в конце пятидесятых годов прошлого века
снова был открыт читателям. Вечера его поэзии собирали ликующие толпы,
совсем как при его жизни в начале века. И время, правда, было
особенное. После смерти Сталина и развенчания его культа люди были
полны надежды и снова чувствовали себя народом. Так же как в
предреволюционные годы у них возникла потребность в поэте, способном
объединить. Поверх голов еще живых Ахматовой и Пастернака они
безошибочно выбрали поэта, который, по выражению Кушнера, «помимо
прочих замечательных свойств обладал главным, безупречным,
бескомпромиссным чувством ответственности, ответственности за судьбу
России, за судьбу живущих в ней людей».
Сегодня – другое. Много хороших поэтов. Не хватает не гения, а поэта,
способного всех объединить. И потребности нет. И оснований, кажется,
тоже.
* * *
Поэты так же приходятся к погоде времени, как и мысли, стиль
одежды и поведения, слова, как будто давно замурованные в словарь и
вдруг вскочившие в разговорную речь. Стойкая популярность поэта –
явление, которое можно поддерживать только искусственно. Казалось бы,
ну, Пушкин-то исключение. Не существовало такой эпохи, в которую он не
был востребован.
Пушкин во всех случаях – исключение. И все же… Приведу строфу из
стихотворения Пастернака, которую я опустил: «Не знал бы никто, может
статься, / В почете ли Пушкин иль нет, / Без докторских их диссертаций,
/ На все проливающих свет». К национальному достоянию поэзии Пушкина
это, разумеется, отношения не имеет, но и его медийная всепроникаемость
не имеет никакого отношения к массовому чтению. Большая часть населения
Пушкина не читает, понимает его никак, а знает только те строчки,
которые массовой культурой возведены в ранг шлягера (по-немецки –
«ходкий товар»). Осип Мандельштам горько иронизировал:
Где вы, трое славных
ребят из железных ворот ГПУ?
Чтобы Пушкина славный товар не пошел по рукам дармоедов,
Грамотеет в шинелях с
наганами племя пушкиноведов –
Молодые любители белозубых стишков…
С одной стороны, совсем неплохо, что у людей на слуху строки
именно Пушкина. С другой, народный поэт – только метафора. Народным, и
то, если иметь в виду грамотное население, он бывает один раз, в дни
или годы своей прижизненной славы. В другие эпохи он то пропадает, то
возникает вновь, по внезапно возникшей потребности времени. Кто знает,
возможно, сейчас как раз наступает время Блока?
* * *
Но ведь говорят, и вероятно недаром, о волшебстве поэзии. О
том, что она вечна, то есть всегда своевременна, а не сиюминутна.
Потому через тысячелетия и столетия востребованы и Катулл, и Петрарка,
и Вийон, и тот же Пушкин.
Это так. Но не всеми востребованы и не всегда. Во-первых, потому, что
слух на поэзию развит не у всех. Вкус и культура – вещи если и не
воспитуемые, то воссоздаваемые. Или не воссоздаваемые. Сегодня, во
всяком случае, этот процесс сильно затормозился. Поэзию не слышат.
Бездарность эта возведена в принцип. На фиг?
Ведь в чем состоит открытие венгерского ученого Ивана Фонодя? Почему
стихи более информативны, чем любой другой текст? Потому что
информацией здесь является не слово, а фонема, не мысль, а интонация,
не смысловое сочетание слов, а ускользающий смысл. А-о-е-и-у Блока. «По
вечерам над ресторанами / Весенний воздух дик и глух». Или согласные,
воссоздающие событие больше, чем слова: «Тяжело-звонкое скаканье по
потрясенной мостовой». Пушкин. Ж-з-к (трижды), по (дважды) и, поехали –
«мостовой». А почему потрясенной-то? Да потому, что она была не
каменная, а деревянная. Камень отталкивает, дерево сотрясается. Все
сказано и все передано. Звуками.
Все ли это слышат? Не все. А ведь и те, у кого есть слух или глаз на
искусство, слышат, видят и выбирают разное. Мы существа избирательные.
Не меньше, чем в любви. За что любим или не любим, объяснить другому
невозможно.
В сущности, встреча писателя и читателя противоречит теории
вероятности. Ее не должно было быть. Об этом очень точно на страницах
«ПС» сказал Андрей Битов: «Энергетика или то, что я под нею понимал,
она вела только в литературу. Если всему этому вокруг не придавать
формы художественного текста, то тогда вся жизнь наша была полный
абсурд. При таком подходе получается, что рассчитывать на понимание
другого было невозможно. …Человек одинок, и читатель одинок. И вдруг из
него получается исполнитель текста: он почему-то откликнулся, понял.
Получается, что я со своим солипсизмом оказался адекватен восприятию
другого человека».
* * *
Искусство, а поэзия, может быть, особенно – сфера интимного.
То есть не нуждающаяся ни в подтверждении, ни в доказательствах. Между
тем и к ней мы по привычке обращаемся со спортивным азартом. Кто
больше? Кто лучше? Кто первый? А в чем достижение?
Достижения, разумеется, есть у каждого поэта. Только надо понимать, что
дело не в сугубо технических новациях. Вот, например, я скажу, что Блок
фактически узаконил в русской поэзии дольник. Дольник, поясню, размер
переходный от силлаботонического к тоническому стихосложению. То есть в
строке количество безударных слогов меняется в отличие, скажем, от
строгого ямба или хорея.
В том, что я сказал, все правда и все неправда. Во-первых, никакого
перехода от одного стихосложения к другому у Блока не было.
Традиционный тонический стих благополучно существовал в русской поэзии
уже целый век. Стало быть, это было сознательное разрушение
традиционного стиха. В какой-то мере переходным дольник был у Державина.
А вот и вторая неправда. Этот размер мы можем найти не только у
Державина, но и у Лермонтова, у Тютчева. Стало быть, Блок не первый. И
недаром я вставил слово «фактически». И все же, повторяю, дольником
русская поэзия обязана Блоку. Потому что дело не в техническом
достижении. Блок впервые свободно заговорил этим стихом. Не теряя
мелодизма, он раскрепостил человеческую речь, предоставил ей свободу
дыхания. И создал шедевры, которые в искусстве и являются высшей
нормой, то есть воплощением естественности:
Девушка пела в церковном
хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
В поэте нам близка тайна его и наших предпочтений. Блок
узнаваем в каждой строке, но при этом фантастически разнообразен. При
общем приятии его поэзии каждый может найти в ней свой угол, свое
зеркало. Недаром три тома своей лирики он назвал «романом в стихах». Об
этом его особом складе я расскажу в другой раз. А сейчас – о
предпочтениях.
Как вы помните, Пушкин подробно описывал свое отношение к разным
временам года. У Блока такой автохарактеристики нет. Обращение к
биографии может только спутать карты. Известно, что лицо его начинало
покрываться загаром еще в январе, при увеличении светового дня. Лето
любил проводить в подмосковном Шахматове. Написал гимн весне («О, весна
без конца и без краю»). Но весна в нем скорее символическая, чем
реальная. Недаром и написаны они в октябре. Любимыми временами года для
Блока были поздняя осень (день его рождения) и зима. В стихах пейзажи
этого времени года теснят все остальные. Метели и вьюги были откликом и
выражением его тревоги, преображенный пейзаж обещал перемены, сулил
нечаянную радость встречи:
Там, в ночной завывающей
стуже,
В поле звезд отыскал я кольцо.
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
Замечу, что и время суток здесь у него любимое – ночь. Свобода
мысли, простор для фантазии, тайна и предчувствие. Блок – поэт
предчувствия. Так, в ноябре он пишет стихи о Новом годе. Но о каком?
Часовая стрелка близится к
полночи.
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
С Новым годом, сердце! Я люблю вас тайно,
Вечера глухие, улицы немые…
Немного отдает сентиментальным романсом. Но, с другой стороны,
ничего подобного в поэзии ни до, ни после Блока сказано не было. Новый
год как событие души, а не одного только календаря. Собственно, поэзия
и повествует только о событиях души. В этом смысле она вечна, да.
Кто-то сказал, что для правильного самочувствия человек должен читать
хотя бы одно стихотворение в день. Не будем относиться к этому как к
рецепту, но похоже на правду.
(Окончание в следующем номере)