Куклы – мальчикам, танки – девочкам
О педагогических решениях, которые ничего не решают
Обновленные, дети и педагоги встречаются после зимних каникул.
Чуть-чуть другие, восприятие чище, глаз острее. Это улучшает отношения,
а взаимодействие, как известно, ключ к укреплению образования в голове
ребенка. Да-да, в голове, потому что очень часто образование
происходит где угодно, только не там, где ему место, – в голове
ребенка. Идет по заезженной колее: у нас стандарт, а мы пассивны, все
зависит от внешних норм и правил. В том числе от правил возрастного
развития. Сказано: дети 10 лет могут освоить это, а то еще нет, значит,
так и есть. И мы исподволь сокращаем поле активной среды развития:
такова, мол, программа. Хотя конкретные ситуации (они-то и сплетают
контекст образования) говорят нам о другом. Дети – творческие,
исследующие, общительные, замкнутые, неуверенные, ответственные
(думающие про ценности) – разные, по-разному принимают решения. И под
каждого по идее нужен свой стандарт. Но насколько мы готовы к мысли о
том, что стандарты должны формироваться из человека? Ровно настолько,
насколько расположены наблюдать, примечать и разворачивать
соответствующие действия.
Пример я возьму из лекции немецкого профессора Фтенакиса, которую он
прочел недавно в Москве.
У девочек, рассказывал профессор, очень рано проявляется склонность
управлять поведением мальчиков, уже двухлетняя пытается командовать, и
мальчикам это, конечно, не нравится. Они не хотят подчиняться, поэтому
предпочитают не играть с девочками. Они играют между собой, девочки –
между собой, а общую игру не находят. В результате восьмилетние девочки
могут вести активное общение, у них есть площадка взаимодействия, а
мальчики гораздо хуже вербализуют свои эмоции и, соответственно, хуже
воспринимают чужие. Практически все пятнадцатилетние девочки
превосходят мальчиков в коммуникативной компетенции, и это уже
навсегда. Все видят эту закономерность – а что делают? Педагоги
говорят: мы применяем гендерные подходы, стараемся дать куклы
мальчикам, а технические игрушки девочкам. И что? Мальчики превратили
коляску для кукол в танк, а девочки использовали краны, чтобы поболтать
по телефону. То есть процессы разобщения только усилились.
Корректировать ситуацию следовало бы через организацию общих игр и
занятий, направленных на сплочение и интерес девочек и мальчиков друг к
другу. А «пусть идет, как идет» – это не позиция педагога.
…Пример красноречив: каждая конкретная ситуация может стать рабочей для
педагога, настроенного на самоэффективность: я могу, и будет результат.
А начинается «я могу» с отношения к ситуации: мы ее либо объясняем
себе, либо затираем. Во втором случае мы теряем шанс раскрытия
потенциала ребенка, того самого «образования в голове».