О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Как известно, профессиональный рост учителя во многом
определяется той средой, в которой он работает, и прежде всего
сложившейся структурой взаимоотношений с администрацией и коллегами.
Какая же структура характерна для российских школ? В чем ее специфика?
Этим вопросам было посвящено исследование, результаты которого
представлены в статье доктора педагогических наук К.Ушакова «Диагностика реальной структуры
образовательной организации» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4 за 2013 год).
Выяснилось, что для профессиональных отношений в школьных коллективах
характерен «низкий уровень сложности». Что это означает? Что в
профессиональном взаимодействии преобладают асимметричные,
односторонние связи. В подавляющем большинстве учителя не испытывают
профессионального интереса к своим коллегам, полагая, что ничему
научиться у них не могут. В этой ситуации профессиональное развитие
педагогов может происходить только за счет внешних ресурсов.
Автор обращает внимание, что тотальное доминирование нестабильных,
односторонних связей говорит о высокой степени иерархичности структуры
отношений. Причем статусное неравенство сильно проявляется как в
формальных, так и в неформальных взаимодействиях (большинство педагогов
не умеют и не желают кооперироваться), что препятствует
организационному развитию школы. Дело в том, что развитие любой
организации опирается на так называемый социальный капитал, то есть на
способность образовывать устойчивые сети и действовать в этих сетях,
объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели.
Кроме того, как отмечает автор, сложившаяся жестко иерархичная
структура отношений не позволяет возникнуть синергетическим эффектам,
когда групповые усилия могут дать результат значительно больший, чем
усилия отдельных членов коллектива.
Многие трудности, которые испытают ребята во время сдачи ЕГЭ,
обусловлены индивидуальными особенностями учеников. В частности,
особенностями психологического склада и организации нервной системы.
Каким образом учителю следует учитывать подобные различия в процессе
подготовки к экзамену? Об этом статья В.Горковенко «ЕГЭ: трудности и стратегии
поддержки старшеклассников» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2014 год).
Автор дает множество практических рекомендаций, которые могут
пригодиться в работе с самыми разными по своим психофизиологическим
характеристикам ребятами.
Например, правополушарным детям с хорошо развитым воображением и
образным мышлением проще пробовать свои силы не столько в тестовых
заданиях типа А, сколько там, где требуется развернутый ответ.
Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом
переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).
В работе с синтетиками важно помнить, что эти ученики редко
концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать вещи во
взаимосвязи друг с другом, соотносить полученные знания с личным
опытом. Поэтому в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с
материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с
их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Желательно также
акцентировать внимание синтетиков на выявлении основного и главного в
каждом задании.
Синтетики часто испытывают затруднения, связанные с необходимостью
детального анализа и оперирования конкретными фактами. А значит,
педагогу необходимо развивать у синтетиков аналитические навыки,
учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному.
А вот для тревожных детей наиболее труднопреодолимые проблемы может
создать отсутствие эмоционального контакта с взрослым. Чтобы быть
максимально полезным этим ученикам, педагогу необходимо уделить особое
внимание обеспечению эмоционального комфорта.
При работе с детьми, которые не уверены в своих силах, следует
воздерживаться от прямых советов («Сначала реши простые задания, а
потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и
терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего
лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Очень важно, чтобы
неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми
его личного выбора.