Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Не думать о сиюминутной правоте…

Родители и школа – тема продолжается

Дорогие читатели! Спасибо за ваши поздравления и добрые пожелания газете на Новый год! А что до писем – первыми пришли отклики на материал «Родители и школа: ловушка взаимных ожиданий», №22/2013. Видимо, тема повышения требовательности родителей к педагогам и системе образования поднята своевременно.
Вера Николаевна ЗОЦ, доктор педагогических наук из Киева, пишет:
«…По настоянию пяти родителей думающий и ответственный учитель математики был лишен класса из-за того, что решил учить детей без отметок и обязательных домашних заданий. Некоторым родителям это показалось совершенно не соответствующим образцу того преподавания, которое им кажется понятным и правильным.
Но что такое «демократическое образование» на самом деле? Родители могут выбирать школу, которая им нравится. Могут наблюдать педагогический процесс на уроке и вне уроков. Директор может формировать педагогический коллектив в соответствии с миссией и целью школы. Учитель выбирает методику, которая поможет ему научить всех учеников, развивать их самостоятельность и любознательность. Ученик не боится оценки, выбирает темп, в котором он может успешно учиться, и в значительной степени средства, которыми он может этого достичь. Для этого не нужны никакие дополнительные средства, новые законы. Для этого просто нужно отбросить инструкции и методички, которые мешают директорам школ и учителям брать ответственность на себя.
Но многими гражданами демократизация образования понимается как усиление их, и только их, влияния на принятие любых решений. В ходу такие, например, умозаключения родителей. Если мы выбрали вашу школу, то вы должны работать так, как мы считаем правильным. Директор должен принимать и увольнять учителей, переводить их из класса в класс по настоятельной просьбе родителей, в зависимости от их вкуса и понимания того, что такое хороший учитель. Родители (экономисты, бизнесмены, рестораторы, таксисты…) посещают уроки и по результатам посещения одного-двух уроков, выхваченных из системы, дают оценку профессиональной деятельности учителя, поучают его в том, сколько задач задавать для домашнего задания и как объяснять. Этим гражданам не понять, что ученики, находясь между воюющими учителями и родителями, учатся хитрить, манипулировать, а к образованию теряют всякий интерес.
На сегодня налаживание конструктивного взаимодействия семьи и школы – первоочередная проблема. Надо действовать в залоге «Какое решение мы можем найти вместе в данном случае?», а не «Обслужите нас, как мы этого хотим»...»
Все так. От выбора той или иной стратегии в судьбах школ и судьбах детей многое зависит. Только вот думать о судьбах, а не о сиюминутной своей правоте пока мало кто готов.

Рейтинг@Mail.ru