Не думать о сиюминутной правоте…
Родители и школа – тема продолжается
Дорогие читатели! Спасибо за ваши поздравления и добрые
пожелания газете на Новый год! А что до писем – первыми пришли отклики
на материал «Родители и школа: ловушка взаимных ожиданий», №22/2013.
Видимо, тема повышения требовательности родителей к педагогам и системе
образования поднята своевременно.
Вера Николаевна ЗОЦ, доктор педагогических наук из Киева, пишет:
«…По настоянию пяти
родителей думающий и ответственный учитель математики был лишен класса
из-за того, что решил учить детей без отметок и обязательных домашних
заданий. Некоторым родителям это показалось совершенно не
соответствующим образцу того преподавания, которое им кажется понятным
и правильным.
Но что такое
«демократическое образование» на самом деле? Родители могут выбирать
школу, которая им нравится. Могут наблюдать педагогический процесс на
уроке и вне уроков. Директор может формировать педагогический коллектив
в соответствии с миссией и целью школы. Учитель выбирает методику,
которая поможет ему научить всех учеников, развивать их
самостоятельность и любознательность. Ученик не боится оценки, выбирает
темп, в котором он может успешно учиться, и в значительной степени
средства, которыми он может этого достичь. Для этого не нужны никакие
дополнительные средства, новые законы. Для этого просто нужно отбросить
инструкции и методички, которые мешают директорам школ и учителям брать
ответственность на себя.
Но многими гражданами
демократизация образования понимается как усиление их, и только их,
влияния на принятие любых решений. В ходу такие, например,
умозаключения родителей. Если мы выбрали вашу школу, то вы должны
работать так, как мы считаем правильным. Директор должен принимать и
увольнять учителей, переводить их из класса в класс по настоятельной
просьбе родителей, в зависимости от их вкуса и понимания того, что
такое хороший учитель. Родители (экономисты, бизнесмены, рестораторы,
таксисты…) посещают уроки и по результатам посещения одного-двух
уроков, выхваченных из системы, дают оценку профессиональной
деятельности учителя, поучают его в том, сколько задач задавать для
домашнего задания и как объяснять. Этим гражданам не понять, что
ученики, находясь между воюющими учителями и родителями, учатся
хитрить, манипулировать, а к образованию теряют всякий интерес.
На сегодня налаживание
конструктивного взаимодействия семьи и школы – первоочередная проблема.
Надо действовать в залоге «Какое решение мы можем найти вместе в данном
случае?», а не «Обслужите нас, как мы этого хотим»...»
Все так. От выбора той или иной стратегии в судьбах школ и судьбах
детей многое зависит. Только вот думать о судьбах, а не о сиюминутной
своей правоте пока мало кто готов.