НАУКА ВНЕЗАПНОГО СЧАСТЬЯ
Когда настольная лампа становится лампой Аладдина
Хотите, чтобы ваша мечта сбылась? Что ж, садитесь за стол, берите бумагу и ручку...
Мечта только кажется неосуществимой. На самом деле мечты
сбываются! И люди со светлым, оптимистичным отношением к жизни это
знают. Другое дело – откуда у них берется такое отношение, ведь,
как?известно, «для веселия планета наша мало оборудована». И потом:
разве можно научиться оптимизму? Представьте – да, и никогда не поздно!
Так считает арт-терапевт Юлия Матвеева. Под Новый год ее советы могут
пригодиться!
Сказка сказывается
Если у тебя есть мечта, но ты не знаешь, как ее осуществить,
садись писать сказку. Да-да, сказку, потому что сказка прокладывает
мостик между настоящим, когда ты еще только мечтаешь о чем-то, и
будущим, где мечта уже сбылась. Не известно в точности, каким образом
сказка это делает, но факт остается фактом: сначала надо сочинить
сказку. Быть может, сказка проверяет мечту. Хотим ли мы того, чего
хотим, на самом деле? Настоящая это мечта или нет? Бывает ведь и так,
что, начиная писать, человек думает про одно, а в процессе написания
выясняется, что в действительности-то он стремится совсем-совсем к
другому! И тогда человеку приходится долго размышлять, как бы поточнее
описать-представить свое заветное желание.
Конечно, бывают случаи, когда вся сказка пишется быстро, как бы сама
собой, на одном дыхании. Но это редкие случаи, да и то – кто знает,
сколько времени ушло у человека на обдумывание своего прекрасного
желания. В любом случае сказка раскрепощает воображение и включает
образно-интуитивное мышление. Ведь в сказке возможно все! И те
допущения, которые человек не позволяет себе делать в обычной ситуации,
тут вполне уместны. Но вдруг выясняется, что казавшиеся совершенно
невероятными способы достижения желанной цели не такие уж и нереальные,
по крайней мере имеют реальные аналоги в нашем материалистичном
мире.
И это главное «приращение сказкой»: обретение веры в то, что твоя мечта
осуществима. Вы, главное, пишите свою сказку, пишите. Вы ведь в ней в
образе главного героя, даже если про красивую бабочку или судьбу
кувшинчика сочиняете. Вы ведь все равно себя описываете, так или иначе
отождествляетесь с главным героем.
И вот замечательное следствие: когда ваш сказочный герой наконец-то
осуществляет свою мечту, вы естественным образом оказываетесь «при
чем», вы ведь пережили все то же, успех и вас не миновал. А то, что вы
приписали своему герою какие угодно качества, даже те, которых, как мы
думаем, у нас и в помине нет (или о существовании которых мы по
каким-либо причинам не догадывались), – тоже полезно. Мы, пока писали,
тоже отчасти поумнели и осмелели, чего-то добились и хорошо
проявились.
В том и суть метода: написание сказки по сюжету нашей мечты обращает
нас к себе, раскрывает наш внутренний потенциал.
Как дело делается
Итак, приемы: первым делом как можно точнее определить для
себя, что конкретно должно сбыться. Это может быть что угодно, хоть
домик в деревне, хоть чья-то вожделенная благосклонность, главное – это
точно то, чего по-настоящему хочется. Рекомендую сначала на отдельном
листе написать так называемый запрос, в котором конкретизируется суть
желания, а уж потом взять другой лист, чтобы приступить к творчеству. С
чего начать? Вечный вопрос. Обычный сказочный текст начинается с
«жил-был», то есть с описания главного героя, который наделяется
некоторыми внутренними, а иногда и внешними вашими чертами. Пусть это и
не человек, а фантастическое существо, животное, неодушевленный
предмет, Кто или Что угодно, но вы уж о нем поподробнее, поподробнее.
Потом про ситуацию, в которой сказочный герой оказался. Скажем, он
чего-то хотел, пытаясь осуществить свою мечту, совершил такие-то
поступки, но у него ничего не получалось… пишите, пишите! Это довольно
сложный момент в написании сказки, когда сказочный герой оказывается в
точке сегодняшнего дня. Потому что вот теперь-то и надо пошевелить
мозгами – что делать, куда, с кем идти дальше. Проблема – отринуть
негативный опыт и создавать только положительный! На этом этапе у
некоторых наступает ступор: «Ну вот моя сказка и закончилась – все как
в жизни. И никаких способов достичь моей цели не видно: что бы я ни
делал – все будет бесполезно».
Тут единственный совет – освободиться от ограничений, которые мы
выставляем сами для себя. Надо нырнуть в сказку, довериться жанру.
Тогда можно призвать к себе волшебных помощников, воспользоваться
чудесными предметами – да просто самому стать хозяином мира!
У нас на семинаре был случай, когда одна девочка писала сказку и никак
не могла перекинуть мостик от мечты к воплощению. Ей казалось, что это
совершенно безнадежная ситуация, но мы поговорили о сказочных
возможностях, она ввела в сюжет Ветер Перемен, который просто подхватил
ее и перенес в то место, где мечта осуществилась.
Был ли я на том пиру?
Финал должен быть непременно счастливым! Хотя такая концовка
обычно дается нам нелегко, но это обязательное условие для получения
результата. Мы должны дойти, даже если середина, развитие сюжета нас в
чем-то не устраивает. Финальная часть удалась, считайте, 90 процентов
дела сделано. Хотя не так-то просто понять, удалась концовка или не
очень. Счастливый конец означает не только то, что все задуманное
главным героем сбывается и сказка заканчивается хорошо. Нет, главный
признак удачной концовки – когда такой финал нравится самому автору. И
здесь хочется привести пример. Недавно у нас был семинар, где одна
участница писала сказку про то, как она устраивается на работу. Сказка
была написана очень быстро, но у меня ее чтение почему-то не вызвало
никакого эмоционального отклика.
И тогда я обратилась к автору: «Почему-то в финале не чувствуется
никакой радости от перемен, а какие чувства у тебя?» «И у
меня тоже конец никаких особенных чувств не вызвал. Устроилась на
работу – и устроилась. Ну и хорошо».
То есть человек не о том на самом деле мечтает, о чем взялся сказку
писать. Это я к тому, что критерий «ощущение радости в финале» работает
безошибочно. Вот именно все так и будет!
А если вам интересно продолжение истории про девушку, то постепенно ей
удалось понять, что ее желание устроиться на работу – это следствие
ощущения потери себя. Оказалось, что запрос был вообще не про работу, а
про то, как найти свое настоящее предназначение, обрести в жизни то, от
чего душа поет. Итак, вывод: прилив вдохновения в конце сказочной
истории и есть единственный критерий того, что сказка получилась.
Есть люди, которые не решаются писать сказку, полагая, что для этого
надо иметь какие-то особые литературные способности, а у них-то этого
нет! Хотя на самом деле любой человек способен написать историю, пусть
даже в виде плана. То есть жила-была такая-то девочка, у которой была
такая-то проблема, которую она решила так-то: пункт первый – девочка
сделала то-то, пункт второй… После чего сказка подходит к логическому
завершению, и конец этот автору нравится, вот только смущает, что
«сказка получилась какая-то не волшебная. Будто и не сказка вовсе». А
смущаться здесь совершенно нечего. От того, что сказа похожа на план,
она не становится менее волшебной. Просто у разных людей разное
восприятие мира, и кому-то, чтобы осуществить свои желания, важно все
разложить по полочкам, тогда ему понятно, что и как надо делать.
Ковры-самолеты ткем сами
Я могу с уверенностью говорить, что в большинстве случаев
описанные в сказках мечты сбываются. Откуда я это знаю? От участников
семинаров, из их отзывов. Люди пишут, что их мечты сбылись. Хотя отзывы
– дело добровольное. Как пример приведу историю, которую прочла в одном
из последних писем. Женщина из Казахстана год назад сочиняла сказку о
путешествии. Ей очень хотелось поехать в какое-нибудь интересное,
необычное место, увидеть что-то новое, но денег на путешествие не было,
и она не представляла, как можно разрешить эту ситуацию без
вмешательства волшебных сил. Однако случилось так: «Мы уехали в
путешествие ровно через две недели после того, как я написала сказку».
…В общем, друзья, если у вас есть мечта и вы хотите, чтобы она сбылась,
вот вам мой совет: садитесь и пишите сказку!