Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Куценко Елена, Печатникова Людмила

Игры для зимнего вечера: предметы одушевленные, одухотворенные и даже волшебные

Пуговицы-воины и пуговицы-служанки

Такая простая и прозаичная вещь. «Из-за пуговицы не стоит жениться – из-за пуговицы не стоит разводиться…» Но в детстве бабушкина коробка с пуговицами казалась настоящим кладом.
Копаться в этой сокровищнице (большая жестяная коробка из-под давно съеденного праздничного печенья или будничных леденцов) разрешалось не часто и по особому поводу: потребовался новый глаз обтрепанному плюшевому зверю, нужно подобрать застежку для только что связанной шапки. И конечно, если ты болеешь. Лежишь слабый, капризный, температура упала – родители с готовностью бросаются исполнять любые желания…
И вот перед тобой груда пуговиц: маленьких-больших, матовых-блестящих, черных-белых-цветных. Случайная пестрота узоров. Разнообразие материалов (пластмасса, металл, дерево, заморский перламутр, сколотый с гигантских раковин) и даже вкусов (разве можно удержаться и не лизнуть леденцово-розовый, небесно-синий кругляшок?).
Пуговицы – окно в мир: маленькая дырочка, сквозь которую даже прищуренный глаз еле видит, или туманное стеклышко, искажающее очертания предметов.
На одеяле пуговицы выстраиваются в причудливые мозаики. Художник с легкостью меняет композицию, расставляет цветовые акценты, снова и снова пересыпая гремучие детали. Выбирая между стройной системой (все строго по размеру, по цвету) и хаотичной абстракцией.
Надоело изобразительное искусство и созерцание? Нас ждут приключения. Большие черные пуговицы – воины. Ими здорово «пуляться», а потом не так сложно собирать по углам. Невзрачные белые пластмасски – служанки прекрасной принцессы, перламутровой, с позолоченным узором пуговицы неправильной формы. Продолговатые деревяшки от старого зимнего пальто – крепостные стены или дремучий лес, смотря по обстоятельствам.
Даже скучное требование «собрать игрушки» в случае с пуговицами не такое уж тоскливое занятие. Аккуратно укладываем темных великанов на дно коробки, сыплем сверху разноцветную мелочь, утрясаем, разравниваем…
Есть ли сейчас в семьях заветные коробки с пуговицами? Замечательное средство занять воображение, время ребенка и получить полчаса-час тишины в доме. При выключенном телевизоре!

Фонарик,зажигающий настроение

В мире взрослых электрический фонарик – вещь сугубо утилитарная. И только иногда маленький огонек в темноте нужен не для дела, а для души, для настроения. Мы зажигаем свечи, чтобы изгнать из жизни рационализм, необходимость и однозначность хотя бы на один вечер. Или включаем огни на елке. В пространстве, освещенном колеблющимся язычком свечи или разноцветной гирлянды, можно позволить себе чуть больше, чем это положено взрослому. Отчасти это территория детства, игры, превращения.
Недаром дети так любят фонарики, цветные лампочки и лазерные указки. Огонь, движущийся во тьме, уже чудо. А если ты хочешь обустроить свое пространство, почувствовать себя творцом и хозяином окружающего – пусть и маленького мира, достаточно залезть под одеяло или в домик под столом и нажать на кнопку электрического фонарика.

Колокольчики расписные, глиняные, медные, жестяные!

Колокол – это огромно, торжественно, возвышенно. А колокольчик – как раз для ребенка, для дома. Для сказки про музыкальную шкатулку или Щелкунчика. В былые советские времена колокольчики считались дефицитом. Купить их можно было только в магазине «Рыболов-спортсмен» (как дополнительный аксессуар удочки), звенели они не слишком мелодично, выглядели не очень изысканно. И все равно мы тратили сэкономленные копейки, чтобы надеть ленточку с бренькающей жестянкой на шею игрушечного олененка или живой кошки. В этом было что-то оберегающее и нарядное. Те же рыболовные колокольчики мы прикалывали к форме в день школьного Последнего звонка. Забавно было слышать нестройное хрипловатое стрекотание, когда класс шествовал по коридору.
Сегодня выбор разнокалиберных колокольчиков огромен. Глиняные, расписные, медные, жестяные, стеклянные, даже пластмассовые. Мы их привозим из путешествий – на память, расставляем на полочках, перечитываем подписи: Псков, Валдай. И чаще всего предаем главное предназначение колокольчика – звенеть.
Дети подходят к делу гораздо более функционально. Они могут упоенно носиться по коридору с колокольчиком в руках и просто звенеть. Но если этот звон не просто, а к чему-то, например: всех собрать, дать сигнал к началу или призвать к тишине – звонарь чувствует себя особенно счастливым. Так просто завести в классе колокольчик и просить ребят звонить в него по разным поводам. Или вручить каждому гостю на празднике шелковый браслет с колокольчиком. И все события дня, все приключения, танцы-хороводы будут сопровождаться нежными переливами.
Отдельное удовольствие – случайный звон. Когда не ты руками трясешь, не кот скачет по стульям, а звучит что-то невидимое (вдруг не ветер?). Для этого колокольчик должен быть удачно повешен: на еловой ветке (чуть пробежишь мимо – и услышишь за спиной тихий отзвук), над вешалкой (сразу обозначается прибытие-отбытие гостей), на легкой занавеске (открытое окно становится источником таинственной музыки). Колокольчики появляются в доме, в классе – до праздничного дня, напоминают о веселье – после.
Тут есть одно важное условие – у колокольчика должен быть приятный голос. Поэтому, несмотря на обилие предложений, придется побегать в поисках звучных колокольчиков.

Топтыгин, превратившийся  в плюшевого мишку

Без него трудно представить себе детскую. Есть в этой игрушке какая-то истинно детская магия: страшный вообще-то, коварный и самый опасный в наших местах зверь стал символом надежности и предсказуемости взрослого мира.
В этой номинации китайские дешево-гламурные пушистые зверушки неопределенного биологического вида не рассматриваются. Настоящий плюшевый мишка выглядит иначе. С короткой блестящей шерсткой, по которой так приятно проводить пальцем, с тверденьким опилочным животиком, с двигающимися лапами – чтобы стоять, сидеть, ходить, протягивать их для объятия или задирать кверху. Физиономия у него не очень выразительная – две круглые стекляшки глаз и нос, – но какая-то удивительно располагающая, обаятельная. Сразу понятно, что мишка мгновенно поддержит любую твою игру. Будет отличным Винни-Пухом или изобразит страшное чудовище при случае, поставит роковую точку в жизни Теремка или просто уляжется рядом в кровать, когда тебе грустно, страшно, обидно. Или просто хочется пообниматься, а родители выключили свет и ушли.

Рассыпанные бусы, сломанный веер и перчатка с перламутровой застежкой

Это преимущественно девчачье сокровище. Хранится оно в довольно доступном месте, потому что для взрослых ценности не представляет. На дальней полке – обычно старая, но часто стильная и почти всегда имеющая историю коробка, заполненная за долгую жизнь вышедшей из моды бижутерией, гранеными стекляшками, рассыпанными бусинами, дешевыми колечками. Иногда там же можно найти и другие восхитительные мелочи вроде веера, шляпной булавки или пожелтевших тонюсеньких перчаток на пуговках, которые неуловимо пахнут духами из прежней жизни.
О предназначении этих вещей можно или догадываться, или спросить у старших. И при некоторой удаче получить восхитительный рассказ о том, кому принадлежали запонки или потускневшая пряжка. Повествования бывают, как правило, грустные (такая уж у нас история) или жгуче-романтические, иначе никто не хранил бы такой хлам много лет. И когда ты надеваешь на себя колечко или бусы с подобной историей, то как будто становишься причастным к ней, начинаешь сочинять детали и подробности, представляешь, что мог бы чувствовать тот далекий от тебя родственник, которого ты, может, и не видел никогда в жизни. Смешно, но через этот изящный хлам мы в детстве «прирастаем» к генеалогическому древу.
Не говоря уже о том, что, на детский взгляд, содержимое заветной коробки вполне заслуживает статуса драгоценностей: блестит, надевается для красоты и принадлежит взрослому миру. Оно незаменимо в тех играх, где фигурируют балы, феи, принцессы и прочие возвышенные персонажи, в роли которых должна побывать при желании каждая девочка.

Плед, платок, шаль – ширма, кулиса, костюм для спектакля

Шаль, плед, любой достаточно большой кусок ткани вместе с бабушкиной бижутерией позволят перевоплотиться в любого героя любой эпохи. Это универсальный минимум для костюма и многочисленных декораций. Лучше, если ткань легкая и с узором. Но даже старая простыня дает неограниченные возможности для игры.
Платок, наброшенный на плечи, закрепленный на веревочном поясе и повязанный на голову разными способами создаст образ грозной королевы, коварной колдуньи, индийского набоба, привидения, разбойника...
И еще ткань – это большая плоскость, которую очень ценят дети. Ею можно отгородить свой кусок пространства, повесив на веревку или закрепив на подходящей мебели. Плед, наброшенный на стол, за одну секунду создает восхитительный домик, в котором так хорошо посидеть. Даже просто так, не обыгрывая ситуацию. Сквозь узорный полог проходит свет лампы и делает тесное пространство еще более уютным.
Шаль становится в зависимости от игры шатром, морем (если сделать складки-волны), горной цепью (повиснув на спинках стульев), плотом, плывущим по океану. Или стать ширмой кукольного театра. Или кулисой. Одним словом, большой кусок ткани – это воплощенное пространство, зримое, ощутимое, с ним можно играть, менять границы, подчинять своему замыслу.

 Бумажные кареты,  бумажные дворцы

Сколько бы ни было у ребенка покупных игрушек, все равно хочется сделать что-то свое, авторское. Шить, лепить – долго, не каждому по силам. Вот вырезать из бумаги – дело нескольких минут. И никаких сложных приготовлений. Кто умеет рисовать – сам придумывает принцесс, рыцарей, фигуристов… Кто не умеет – вырезает из журналов, детских книжек (иногда и не детских, если взрослые вовремя не уследили).
Вырезанные герои, дворцы, кареты, машины и домашний скот – это еще не окончательный продукт – лишь заготовка. Впереди увлекательный процесс раскрашивания, дорисовывания деталей. А главное – создания бесчисленных коллекций модных платьев и аксессуаров. Тут особых способностей не требуется: обвел на листе бумаги фигурку, пририсовал клапаны для закрепления – вот тебе вечернее платье, еще и с бриллиантовым колье, спортивный костюм, новая попона для боевого коня – все, чего пожелает душа.
Невесомые бумажки кропотливо собираются в плоские конфетные коробки, в урочный час раскладываются на столе (или под столом), и начинает разворачиваться сложный сюжет с переодеваниями, путешествиями, сражениями, гонками, модельными показами. Прелесть бумажных фигурок в их абсолютной невесомости, податливости (полеты, любые выразительные позы и акробатические этюды). А еще привлекает соединение буквального подобия (вырезанный из журнала силуэт звезды экрана) и совершенной абстракции (кого угодно можно «переодеть» по своему вкусу, поместить в любые обстоятельства).
Достраивание бумажного мира не требует финансовой поддержки семьи: новую машинку или новую куклу еще выпросить нужно. Вырезаешь очередного воина, замок, средство передвижения, от ослика до лимузина, действительно «одним движением руки».
И так легко почувствовать себя творцом.

Музей всемирной славы игрушек

Пятнадцать лет назад американцы справедливо решили, что такая важная часть культуры, как игрушки, заслуживает самого серьезного отношения. И организовали Национальный зал славы игрушек США в городе Рочестер (штат Нью-Йорк), в музее которого уже хранились десятки тысяч игрушек. Номинировать новый экспонат Зала славы может любой, но в число финалистов попадают игры и предметы, отвечающие некоторым критериям. Они должны быть любимы несколькими поколениями детей, оказать влияние на мир игры в целом и доказать свою полезность для развития ребенка.
За полтора десятка лет зал пополнился всего пятьюдесятью четырьмя экспонатами-символами, ибо отбор очень строгий. Им занимается жюри, состоящее из двух десятков авторитетных специалистов – психологов, коллекционеров, дизайнеров. Судят они строго, но не забывают и о том, что игра – дело веселое и совершенно непредсказуемое.
Выбор уходящего года как нельзя лучше воплотил это сочетание. В нынешнем году в коллекцию были включены шахматы и резиновая уточка – разные полюса мира игры. Шахматы – это строгие правила, сложнейшие интеллектуальные построения, чемпионаты мира. И рядом простодушный резиновый утенок, которым забавляются миллионы младенцев, сидя в ванночке. Много визга, брызг, радости и никаких правил, выигрывают все.
Победили они в серьезной борьбе, опередив мыльные пузыри, самокат, фигурки черепашек-ниндзя, которые попали в число десяти финалистов.
За прошлые годы в Зале славы заняли свои заслуженно почетные места такие известные нашим детям экспонаты, как конструктор Лего, пластилин, велосипед, мяч, плюшевый мишка Тедди, кукла Барби, скакалка, кукольный домик, настольная игра «Монополия», домино, мозаика паззл.
Нельзя не отдать дань широте взглядов жюри, ведь в разные годы они включили в коллекцию не специально детские предметы – палку и картонную коробку. Во что они только не превращались в детских руках – палка за тысячи лет службы в качестве игрушки и коробка, которая несравнимо моложе, но простора для фантазии предоставляет не меньше. Их привлекательность – в простоте и универсальности, благодаря которым эти предметы превращаются буквально во что угодно. Это ведь и есть душа игры: «А давай как будто...»

Рейтинг@Mail.ru