МАСТЕРСКАЯ ПРАЗДНИКА
А теперь – об атмосфере чуда и ее составе!
Настоящее волшебство основано на очень практических вещах – педагогических тонкостях и знании возрастных особенностей
Чтобы устроить для детей настоящий праздник, новогоднее
волшебство, взрослым нужно постараться вспомнить собственное детство: о
чем мечталось, чего просила душа. И хотя настоящий праздник свой
у каждого периода детства, главное – позволить ребенку реализовать его
действительные потребности.
Непоседы
Начнем с малышей, дошколят, учеников начальных классов. Хотя
подростки в Новый год – тоже дети. Отличие – в деталях. Первая
детская потребность – движение. Поэтому заставлять ребят пяти–десяти
лет по два часа (старших еще дольше) высиживать «елочные»
представления, того хуже – выступления всех школьных талантов – верный
способ превратить праздник в пытку. Зато перебегать от одного чуда к
другому, куда-то заползать, проходить через арки – для ребят истинное
наслаждение. И места потребуется не так много, как кажется. Достаточно
подвальчика с комнатками-закутками и сумрачным коридором. Подойдет
обычный школьный коридор, соответствующим образом украшенный, с
несколькими незапертыми кабинетами. Даже актовый зал, перегороженный
ширмами, ближайшие лестницы…
Еловые ветви, свисающие до пола в проеме двери, не просто декорация.
Раздвигая колкие лапы, делаешь шаг, и ты уже в сказочном мире. Дело не
в расстоянии – в самой возможности перемещения, изменения положения
тела, эмоционального состояния, принятой роли.
Творцы
Вторая базовая потребность – что-то сделать своими руками.
Выразить внутреннюю радость. Причем своим способом, а не по инструкции
учительницы, не по заданному образцу.
Значит, удачному детскому празднику нужна мастерская. На носу Новый
год, Рождество – будем мастерить елочные игрушки, пряники, конфеты,
свечки, карнавальные маски. Можно самовыражаться менее материально,
скажем, в музыкальном салоне подыграть сказочной мелодии, веселой
песенке на несложном инструменте: на колокольчиках, оркестровых
треугольниках...
Сладкоежки
Даже для взрослых, а тем более для детей, праздник – это
возможность съесть что-то вкусное. Не на ходу, не только ради утоления
голода, но торжественно, в кругу друзей, за красиво накрытым столом –
душевно. Многие наши дети и не знают, каково это: собираться вместе за
большим столом, пить чай.
Этот стол может быть не большим, а крошечным. Вот в уголке притаилось
кафе гномов – странники могут подкрепиться перед новыми подвигами. На
маленьких столиках кукольная посуда – воспоминание о детских чаепитиях
«понарошку», пирожках из лучшей грязи, добытой в летней луже, светских
беседах. Но в игрушечных хрупких чашечках – настоящий чай. Один глоток.
На блюдечке – крошка печенья. Ложечка меньше мизинца, сливочник ростом
с наперсток. Сам не заметишь, как станешь неторопливым, осторожным,
почти изысканным. Постараешься распробовать каждую капельку.
Кто знает, не чары ли гномов помогли ребятам, уже уставшим, еле
добравшимся до большого праздничного пира, за столом болтать, а не
орать, угощаться, а не лопать?
Материалисты
Для детей праздник немыслим без подарка. Любой подарок сам по
себе уже немного праздник. Поэтому даже если, бродя по мастерским,
ребенок собрал в корзинку (красивый мешочек), заботливо врученный
организаторами в самом начале, множество замечательных вещей,
сотворенных собственноручно, душа его все равно жаждет сюрприза,
сокровища из таинственной котомки Деда Мороза.
И пусть эти сокровища не отличаются разнообразием (вручим всем примерно
одно и то же, чтобы не было обид), но как замирает сердце, пока
седобородый волшебник неспешно раздает подарки соседям справа и слева,
а мешок его подозрительно пустеет. И какое счастье – когда тебя
позвали, лично тебе достали (досталось!) из неиссякаемых запасов
мешочек, а на нем твое имя. И тут уж полная воля копошиться, как «…царь
Кощей над златом…», показывать подарок друзьям, разглядывать их
похоже-непохожие вещицы. А потом еще раз – маме, которая пришла с тобой
или за тобой. И дома, тем, кому не посчастливилось попасть в сказку. И
что-то съедать постепенно, растягивая удовольствие. Что-то прятать на
память, до конца каникул, до следующего Нового года…
Именно поэтому важно, чтобы при всей незатейливости подарок был
«многокомпонентный». Не что-то одно, пусть и дорогое. А много всякого
пустякового, но совершенно необходимого, чудесного.
Самая простая схема: сладкое (пряник, печенье) – заморское (орех,
цукат) – игрушка (можно разные положить – для мальчиков и девочек).
Простодушные
Чуда, сказки хочется каждому ребенку (и взрослому), особенно
под Новый год. Маленькому человеку необходимо это чудо увидеть и в
очередной раз убедиться, что сказки – чистая правда. Подарить ему чудо
не так уж сложно. Полумрак, причудливые тени на стене, музыка ниоткуда,
знакомое и все равно поразительное волшебство рождественского вертепа.
Подросток уже не столь наивен. Он отлично знает, что в бороде, с мешком
– знакомый дядя Коля. Но в душе – тоска по недавнему простодушию.
Сомнение в том, что мир бесповоротно прозаичен.
Самое время предложить тинейджеру стать помощником волшебника: умелым
мастером, который учит расписывать пряники, суровым колдуном, который
на повороте загадывает трудные загадки и награждает смекалистых,
радушным гномом, угощающим всякого встречного-поперечного сладостями.
С одной стороны, ускоренное взросление: забота о младшем,
ответственность за чужое счастье. С другой стороны, рядом с малышами,
переживающими по-настоящему все трагедии, ужасы и восторги сказки, и
сам ненадолго забудешь про солидность. Сотворить праздник для другого –
настоящее чудо, которое остается на всю жизнь.
Герои
Каждый ребенок мечтает стать героем. Сначала героем сказки.
Потом героем приключений. В любом случае – всех победить. Эта
потребность в подвигах обязательно должна быть реализована на
празднике. Тут важно, чтобы испытания были действительно настоящими,
одной викториной не обойдешься. Необходимо преодолевать собственный
страх, испытывать свою силу, ловкость, находчивость, мужество. Тогда
награда в финале покажется особенно ценной.
Конечно, замечательная возможность – сыграть героя в спектакле. Если
посчастливилось перед Новым годом поставить с ребятами небольшую
сказку, праздник лучше начать именно с нее. Чтобы актеры не томились
весь вечер, а отыграв, справившись со сценическими опасностями,
счастливо отправились проживать собственные сюжеты.
Вездесущие
Детям обязательно нужно все потрогать, открутить то, что
откручивается, открыть все, что открывается. Подобно Буратино сунуть
нос в каждый нарисованный очаг. Утомительно и печально шипеть каждые
пять минут: уберите руки. Лучше, продумывая декорации, детали
праздничного интерьера, сделать так, чтобы разрешалось трогать,
открывать, вертеть…
Разрешается потрогать толстенный канат (если у нас морская тема) и даже
повисеть на нем. Можно поднять меч-кладенец и ощутить его грозную
тяжесть, подержать в руках настоящее огниво, коснуться пера жар-птицы,
примерить туфельку Золушки. Вообще главное в декорации – детали,
создающие атмосферу. А все остальное – игра света и теней, ширмы,
перегородки. Потрясающий эффект получается, если в полумраке, с едва
проступающими ключевыми элементами обстановки, дети бродят, надев
налобные фонарики, лично раздвигая тьму.
Недоверчивые
Мы привыкли, что детям нужны игрушки. Но еще больше им нужны
настоящие вещи. Желательно не новые – а с историей. Или хотя бы с
легендой. Настоящая елка, вокруг которой хоровод водится совсем иначе,
чем возле синтетической. Настоящий старый чемодан, из которого
вынимаются всякие игрушки. Еще и не откроешь его сразу. Какой
современный ребенок знаком с такими защелками? Настоящие весы, которые
не покажут по первому сигналу волшебные цифры на экранчике. Придется
потрудиться, гирьки подобрать, увесистые и миниатюрные, голову поломать.
Оказывается, самое большое удовольствие получаешь от самых простых, но
настоящих вещей.
Общительные
Ребенку важно чувствовать себя отдельной личностью, но ему
хочется быть со всеми, быть частью большой дружной компании. Поэтому,
кроме индивидуальных блужданий, на празднике необходимо общее действо.
Раз Новый год, водим хоровод. Вокруг елки. Веселый танец с несложными
движениями, чтобы у всех получилось. И всем было хорошо.
Что делать с родителями?
Это трудные гости на празднике. Они и сами не играют ни во
что, и детей без конца отвлекают: то поучениями, то просьбами замереть
– повернуться ради очередной фотографии.
Можно предложить им, пока дети веселятся, заняться своими взрослыми
делами и вернуться в самом конце. Остаются те, кто готов, как ребенок,
пройти по всем мастерским, справиться со всеми испытаниями. И конечно,
отложить на время фотоаппарат. Чтобы не нарушать сказочный порядок.
Впрочем, поскольку на празднике должны исполняться все желания, мамы и
папы в один прекрасный миг все же попадут в волшебный ретрофотосалон,
где смогут вместе с детьми и друзьями нарядиться в старинные костюмы и
получить заветный снимок на память о чуде.
Выход обратно
Праздник закончен, остается последняя проблема – всех
выпроводить на улицу. Не обязательно приходить со шваброй и начинать
демонстративно выметать мусор. Достаточно намекнуть, что во дворе Дед
Мороз приготовил удивительный сюрприз. За пару минут ребята натянут
шубы-шапки и выбегут на улицу. А там – потрясающий фейерверк,
бенгальские огни, звезды, снег. После пережитых чудес мир стал немного
другим, новым, ярким. Да, есть города, где фейерверки во дворах и на
улицах запрещены. Тогда приглашаем ребят не на салют, а на украшение
еще одной елки, которая будет радовать прохожих все каникулы. Если
повесить на нее пару цветных кормушек с семечками, кусочки сала и
хлеба, то и птицы будут счастливы.
Вдохновение для представления
Для всякого дела нужно вдохновение. Стоит открыть какую-нибудь
книгу Татьяны Бабушкиной («Что хранится в карманах детства», «Часы
пробили дюжину», «Одушевляющая связь», «О щедрой радости детства»), и
сразу появятся новые идеи, образы. И праздник – получится!