Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Чканикова Александра

Воспитательные проблемы в зеркале витрин

Предновогодняя подарочная одиссея всегда проверяет наши отношения с детьми на прочность и истинность

Новый год не только самый любимый наш праздник, но и критическая точка, в которой так часто случаются крушения надежд, обманываются ожидания. Начиная с сияния ярмарочного изобилия в декабре: мало кто из взрослых отваживается идти к нарядным витринам вместе с детьми. Что за радость, если тебя ежесекундно дергают за рукав – мама, ну купи, купи, пожалуйста! 
И взрослому надо постараться, чтобы у ребенка чувство счастливого предвкушения, щекочущей гордости не сменилось горькой обидой… 

Право на подарок – святое

На праздничной ярмарке действуют те же законы, что и везде. Новый год всего лишь обостряет наши хронические воспитательные неполадки. О них и речь. Вы никогда не замечали, сколько детей приходят на новогодний базар с улыбками до ушей, а сколько уходят потухшими или вообще зареванными? Почти во всех случаях испорченное настроение началось с не купленной мелочи – совершенно ненужной, не важной, но сыгравшей такую роковую роль.
Отбросим иллюзии: все дети клянчат на Новый год.   
Излюбленная же стратегия взрослых – упрямо твердить «нет», выволакивая ребенка из магазина. Или – долго и обстоятельно доказывать, почему эта вещь ему не нужна. Психолог скажет, что этот метод более цивилизованный, но все же губительный для личности ребенка: он-то хочет эту вещь, и нет ничего хорошего в том, чтобы задавить желание.
Велико также искушение использовать новогодние покупки как средство манипуляции ребенком: будешь себя хорошо вести – тогда куплю. Конечно, поддаваться этому искушению нельзя: мы убиваем самооценку ребенка ради двух-трех дней послушания.
Есть еще одна родительская стратегия – отложить покупку на завтра, втайне надеясь, что ребенок через полчаса все забудет. Так оно, как правило, и случается, но мы приносим в жертву базовое доверие ребенка, обманываем его.
Наконец, родители, которым претят все вышеперечисленные уловки, рассеянно кивают и раскрывают кошелек в ответ на каждую просьбу. Увы, и эта стратегия заставляет ребенка лихорадочно нащупывать у родителя слабое место, рано или поздно оно находится.
Почему же так непросто выбирать подарки вместе с ребенком?

Про что говорят наши подарки?

Совершенно законная гипотеза психолога – это для ребенка знак вашего внимания, которого, кстати, ему всегда не хватает. Уже не раз было сказано и написано, что деньги не единственное средство выражения любви к детям, а счастье побыть с мамой или папой на шопинге не должно быть непременно сопряжено с большими покупками. Главное – вы вместе. Рассматриваете, обсуждаете, включаетесь.
Но мы раздраженно мечемся между прилавками: не забыли ли кого… точно ли купили то… понравится ли близким… не вылетаем ли в трубу к середине января – разумеется, этот шок передается детям, и на смену праздничному настроению приходит ощущение близкого апокалипсиса. Хотя рождественская ярмарка – это своего рода выставка, на которой можно получить удовольствие от зрелища, а не от обладания.
Хорошо заранее объяснить ребенку, что вы идете полюбоваться, может быть, найти интересные идеи, чтобы повторить их дома – ну разве мы сами не испечем такой же пряник? Не вырежем звезду из фетра еще лучше, чем та? Может быть, смастерим нашему Деду Морозу такой же серебряный посох? А покупка, если она запланирована, должна состояться ближе к финалу прогулки, когда ребенок достаточно насыщен впечатлениями и не рискует на следующем же прилавке увидеть что-то еще лучше, чем только что купленный бумажный фонарик.
Еще один важный, но неочевидный момент: в канун Нового года люди (и дети тоже) жаждут не столько обладать вещами, сколько покупать – прицениваться, щупать, прикидывать. Подходящий способ насытиться – составить список всех друзей и родных, кому вы собираетесь дарить подарки, и вместе отправиться их выбирать. Для самых маленьких отлично подойдут картинки с изображением разных новогодних сувениров, так поход в магазин будет скорее напоминать викторину, чем лихорадочное насыщение.
Очень удобно договориться заранее: посмотрим все, но купим только что-нибудь одно, что больше всего понравится. Для детей постарше отлично подойдет в качестве ограничителя максимальная сумма, которую можно потратить на новогодние безделушки.
Но вдруг посреди стольких «хотений» ребенок обнаружит в витрине свою настоящую мечту, навязчивую, которая не отступает давно, – что ж, на такую вещь не жаль никаких денег, тут принципы уходят на второй план.

«Сейчас» – это навсегда

Купить подарок – краткосрочная задача. Конечная цель – культура обращения со своими желаниями. Надо учить детей желать, но и понимать свои желания. В том числе – через отношения с деньгами. Это как с едой: нельзя пичкать, отбирать, наказывать кашей или поощрять конфетой – все это залоги нездоровья. Но мало кто готов пойти на риск: выдать ребенку определенную сумму денег и предоставить ему возможность самому ее потратить на новогодние радости. Этот акт доверия возможен и в раннем возрасте. Если в пять лет ребенок активно спрашивает, что сколько стоит, пытается сам всучить продавцу горсть мелочи на мороженое – он созрел для такого опыта.
Золотое правило – ни в коем случае не управлять деньгами, которые были выданы ребенку. С того момента, как вы их отдали, только ребенок может принимать решение о том, на что и как потратить. Не запрещать, не критиковать, не советовать. И быть готовыми к тому, что первые опыты закончатся не самыми удачными покупками. Эти промахи нужны, просто необходимы, чтобы научиться покупать грамотно. Не тот случай, когда надо жалеть выброшенные деньги.
…И вот грядет новый Новый год, а с ним – ярмарки, базары, развалы с мишурой и елочными украшениями – все сияет, притягивает взгляд...
Добра вам и мира в предновогодних путешествиях с детьми!


Рейтинг@Mail.ru