i-Горыныч и другие
Дети нынче так работают с компьютером – ну просто сказка!
Особое время – предновогодние вечера. Мысли толпятся разные,
за ними подтягиваются воспоминания, всплывают картины пережитого – это
было, было и требует ревизии. У кого есть дети или кто
работает с детьми, у тех задача сильно упрощается, потому что каждая
веха в развитии ребенка – радостное событие, а их за год произошло
немало. Ну а если подняться над картой года и обозреть свое
педагогическое былое, и вовсе удивишься: дети становятся умнее и
свободнее, они все более склонны создавать, а не потреблять.
И это не какие-то новогодние сказки, а чистая правда. Учитель из
Санкт-Петербурга Анатолий Шперх рассказал вот что:
– Когда-то давно, на заре туманной юности, когда компьютерный класс
назывался гордо УКНЦ (Учебный Компьютер – Научный Центр), я любил под
конец четверти дать детям программку из комплекта Роботландии.
Называлась она «Привет». Немудреная программка помогала создать личную
сказку, последовательно спрашивая у пользователя: «Кто? С кем? Что
делал?» Возникала сказочка типа «Жил-был на свете Змей Горыныч. Однажды
пошел он в лес. Смотрит, а там Мальчик-с-пальчик. Очень удивился Змей
Горыныч... А сказке конец!»
Мне почему-то запомнилась коронная фраза из этих сказочек «и стали они
дуть очень сильно». Глупо, конечно, но дети очень радовались. Для них
это было чудо – их только что придуманные слова вплетались в ткань на
лету генерируемого компьютером рассказа!
А вот сегодня мои четвероклашки сами создавали такого рассказчика. В
скретче. Сами с нуля продумывали алгоритм рассказчика историй,
составляли программу и наслаждались радостью от того, что компьютер
рассказывает истории по их сценарию.
И на каком же качественно ином уровне получилась работа!
То, что 20 лет назад воспринималось как чудо и максимум, что мы могли
сделать с детьми – это постараться разгадать алгоритм, по которому
исполнитель составляет «сказку», стало обыденностью. Сегодня дети сами
планируют и создают исполнителя. Ну и плюс дизайн, конечно: рассказчик
и все такое...
Сейчас мои одиннадцатиклассники в рамках большого проекта, посвященного
издательству «Детгиз», создают мобильные приложения по героям детской
литературы для расширения понимания того, как сегодня воспринимается
книга – не только бумажный кодекс, но и дружественные интерактивные
истории. И первый же вопрос, который я получил: «А можно ли назвать
приложение iЦокотуха»? Ну конечно, а как без «ай» в новой культуре?
Никак. Выбрал Крокодила Крокодиловича – будет он ай-Крокодил!
Симптоматично, что ай-Болита не вспомнили, а он ведь изначально самый
мобильный.
…В общем, ни убавить, ни прибавить: просто айпад, что за дети пошли.
Счастливого Нового года вам и вашим ученикам!