Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

i-Горыныч и другие

Дети нынче так работают с компьютером – ну просто сказка!

Особое время – предновогодние вечера. Мысли толпятся разные, за ними подтягиваются воспоминания, всплывают картины пережитого – это было, было и требует ревизии. У кого есть дети или кто работает с детьми, у тех задача сильно упрощается, потому что каждая веха в развитии ребенка – радостное событие, а их за год произошло немало. Ну а если подняться над картой года и обозреть свое педагогическое былое, и вовсе удивишься: дети становятся умнее и свободнее, они все более склонны создавать, а не потреблять. 
И это не какие-то новогодние сказки, а чистая правда. Учитель из Санкт-Петербурга Анатолий Шперх рассказал вот что:
– Когда-то давно, на заре туманной юности, когда компьютерный класс назывался гордо УКНЦ (Учебный Компьютер – Научный Центр), я любил под конец четверти дать детям программку из комплекта Роботландии. Называлась она «Привет». Немудреная программка помогала создать личную сказку, последовательно спрашивая у пользователя: «Кто? С кем? Что делал?» Возникала сказочка типа «Жил-был на свете Змей Горыныч. Однажды пошел он в лес. Смотрит, а там Мальчик-с-пальчик. Очень удивился Змей Горыныч... А сказке конец!»
Мне почему-то запомнилась коронная фраза из этих сказочек «и стали они дуть очень сильно». Глупо, конечно, но дети очень радовались. Для них это было чудо – их только что придуманные слова вплетались в ткань на лету генерируемого компьютером рассказа!
А вот сегодня мои четвероклашки сами создавали такого рассказчика. В скретче. Сами с нуля продумывали алгоритм рассказчика историй, составляли программу и наслаждались радостью от того, что компьютер рассказывает истории по их сценарию.
И на каком же качественно ином уровне получилась работа!
То, что 20 лет назад воспринималось как чудо и максимум, что мы могли сделать с детьми – это постараться разгадать алгоритм, по которому исполнитель составляет «сказку», стало обыденностью. Сегодня дети сами планируют и создают исполнителя. Ну и плюс дизайн, конечно: рассказчик и все такое...
Сейчас мои одиннадцатиклассники в рамках большого проекта, посвященного издательству «Детгиз», создают мобильные приложения по героям детской литературы для расширения понимания того, как сегодня воспринимается книга – не только бумажный кодекс, но и дружественные интерактивные истории. И первый же вопрос, который я получил: «А можно ли назвать приложение iЦокотуха»? Ну конечно, а как без «ай» в новой культуре? Никак. Выбрал Крокодила Крокодиловича – будет он ай-Крокодил! Симптоматично, что ай-Болита не вспомнили, а он ведь изначально самый мобильный.
…В общем, ни убавить, ни прибавить: просто айпад, что за дети пошли. Счастливого Нового года вам и вашим ученикам!

Рейтинг@Mail.ru