О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Л.М.Евдокимова
Большие заботы маленького
школьника
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012
Это своего рода путеводитель по миру начальных классов: от
медицинских рекомендаций до психологических. Автор приоткрывает
родителям дверь в то пространство, которое скрыто от их глаз дверью
школы. Какие эмоции, страхи и проблемы может испытывать маленький
ученик? Как они зависят от его личностных качеств? И самое главное –
чем можно помочь ребенку, определив проблемные места его новой школьной
жизни?
Первая и самая объемная глава посвящена успеваемости. Она дает ответы
на самые трудные родительские вопросы. Что делать, если ребенок
считает, что все в порядке, а учительница все время жалуется? Как
создать ситуацию успеха? Как могут повлиять на школьные успехи
некоторые особенности ребенка: леворукость, неординарные способности,
застенчивость? Что делать, если за ребенком закрепилась репутация
середнячка?
Отдельный разговор ведется о том, как проблемы успеваемости провоцируют
детскую ложь – из страха, самоутверждения или от искреннего неумения
отличить вымысел от реальности. Для каждого случая предлагается своя
педагогическая стратегия.
Академические успехи – это важно, но помимо учебы ребенок сталкивается
в школе с целым миром других людей, учится взаимодействовать со
взрослыми и детьми разных возрастов, да еще и на разных уровнях: личном
и деловом, субординационном и эмоциональном. Комфортность пребывания в
классе сильно зависит от того, какие отношения ребенок выстроил в
классе и на продленке, что происходит при взаимодействии с учителем и
как реагирует семья на школьные успехи и неудачи. Наверняка многим
родителям будет небезынтересно заглянуть в раздел «Как справиться с
баталиями по поводу учебы». Завершается книжка рекомендациями
относительно того, как взрослые могут подготовиться сами и подготовить
ребенка к наступающему переходному возрасту.
С.В.Фролова
Психология преодоления
ситуации насилия в семье
СПб.: Речь, 2012
Насилие одного члена семьи над другими может иметь разные
формы. Очень часто взрослые считают психологические формы более
безобидными по сравнению с непосредственно физическими. Однако автор
напоминает, что ребенок подвергается насилию всякий раз, когда
«жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением,
наконец, в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам
родителя, всякий раз, когда ставится под сомнение его самоценность, а
любовь приходится "зарабатывать"».
И конца этой дурной ситуации пока не видно. Свою роль при этом играют
стереотипы общественного сознания. В нем в общем-то «отсутствует
определенное понимание нормы и различия насильственного и
ненасильственного поведения. Физические, телесные наказания порой
воспринимаются как один из методов воспитания, а агрессивное поведение
ребенка или подростка – как подтверждение лидерских качеств личности».
Автор поясняет, какие симптомы указывают на то, что человек пережил
насилие, испытал психологическую травму; что влечет за собой
посттравматическое стрессовое расстройство. Но главное внимание уделено
выходу из этого состяния, преодолению последствий.
Характер поддержки будет зависеть от многих факторов, но в первую
очередь от типа реакции человека. Сам процесс психологической помощи
проходит в четыре этапа, они описаны в соответствующей главе. Не менее
подробно изложена методика работы групп поддержки, ее иллюстрируют
короткие истории из практики. Неожиданным и интересным завершением
разговора становится глава, повествующая о поведенческих стереотипах на
примере... мифологических героев античного мира.