ОРИЕНТИРЫ
Малокомплектные и малочисленные, объединяйтесь!
Ассоциация карельских сельских школ стала для ее участников инструментом отстаивания своих интересов и ресурсом профессионального развития
На новостных сайтах то и дело мелькают упоминания о закрытии
школ. Или о попытках закрытия и о сопротивлении местных жителей,
которые не хотят, чтобы их дети каждый день подолгу тряслись по нашим
феерическим дорогам, и понимают, что с уничтожением школы жизнь
поселения станет стремительно угасать. Закрывая школу, закрывают село.
Потенциально такая угроза нависла над всеми маленькими сообществами.
Желание выжить и сохранить педагогический багаж, накопленный
десятилетиями, подтолкнуло карельские малокомплектные школы к
объединению. Год назад они организовались в Ассоциацию сельских
малочисленных малокомплектных школ Республики Карелии. Оказалось, что
сообща не только лучше получается «держать оборону», но и развиваться,
учась друг у друга, налаживая сетевое взаимодействие.
Алхимия взаимодействия
Чтобы воспользоваться опытом коллег из Карелии, нужно
понимать, какие условия и ресурсы необходимы для подобного
шага. Прежде всего это несколько школ с сильными дружными
педагогами и активными директорами. Они были готовы к вхождению в новую
структуру, хотели этого и не боялись неизбежной дополнительной нагрузки
– любая свобода предполагает новые обязанности. Даже если вынести за
скобки возможную угрозу закрытия, любой хорошей школе рано или поздно
становится тесно в рамках прежнего опыта, хочется выйти к коллегам,
показать наработанное, получить одобрение коллег. Это условие
необходимое, но скорее всего недостаточное.
Должен быть центр притяжения – несколько активных и заинтересованных,
неугомонных и несогласных с происходящим людей, обладающих
управленческими способностями и достаточным статусом, чтобы
представлять организующееся сообщество в научной и административной
среде, и в то же время хорошо знающих школьные реалии не по отчетам, а
по-настоящему. И главное – они должны вызывать доверие у педагогов.
Такими в ассоциации стали Зинаида Борисовна Ефлова – заведующая
Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института
педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета,
Татьяна Ивановна Танцева – директор Пушнинской средней школы из
Беломорского района, что на севере, и Татьяна Павловна Сеппянен –
начальник отдела образования администрации Пряжинского района, что на
юге Карелии. Они отчетливо видели потребность во взаимодействии – хотя
бы в том, как содержательно и жадно общаются люди, приезжая к соседям
по программе «Директор в гостях у директора». И выступили в качестве
организаторов общего сбора.
Педагоги получили приглашение приехать в столицу республики и принять
участие в Дне малочисленной сельской школы Республики Карелии. Приехали
многие. Сначала вели себя настороженно. Педагоги маленьких школ
привыкли к тому, что их не замечают. Что о них не говорят. Им мало что
достается при распределении оборудования и прочих ресурсов. А тут сразу
и «круглые столы», и мастер-классы, и интересные школы в каких-то новых
статусах опытно-экспериментальных площадок при лаборатории, и
предложение вступить в ассоциацию.
Сейчас в ней двадцать четыре участника: коллективные – школы и
индивидуальные – люди, неравнодушные к судьбе сельской школы. Около
десяти школ имеют статус экспериментальных площадок лаборатории. Около
– потому что, когда в одних эксперимент заканчивается, они не уходят из
сообщества, а остаются в инновационном режиме. Постоянно к лаборатории
присоединяются другие школы и «примеряют» режим эксперимента.
Почему нужно отстаивать
сельскую школу?
Если их закрывают, «значит, это кому-нибудь нужно»... Подобная
мысль невольно мелькает у того, кто мало знаком с сельской реальностью.
Ну в самом деле, содержать дорого. Лучше возить в большую, хорошо
оборудованную районную школу. И образование там лучше, и для
социализации возможностей несравнимо больше.
В последние годы стало казаться, что экономическими доводами можно
отвечать на любой вопрос. Но Зинаида Ефлова выдвигает свой аргумент:
– Почему надо бороться за сельскую школу? Потому что она состоит из
детей. Живых маленьких детей. Ребенок в возрасте начальной школы не
должен жить в интернате. И ученик средней школы – тоже. Ребенку нужно
жить в семье. И пока в деревне есть хоть один ребенок, должна быть и
школа. Но какая? Не надо содержать огромное здание. Можно оборудовать
помещение в клубе. Или, в конце концов, учиться на дому. Два-три
ребенка могут приходить домой к учителю. Можно ездить в соседнее село.
Если оно километрах в трех. Но в Карелии расстояния большие: пятьдесят,
а то и сто километров. Дороги муниципальные, кое-где грунтовые. Дети в
автобусе устают, особенно учитывая короткий световой день. Тут не до
домашних заданий или тем более дополнительного образования... Экономика
несчастья не подсчитывается в деньгах.
На вопрос о социализации у защитников сельской школы тоже находится
ответ. Психологи утверждают, что для полноценной социализации в среде
сверстников младшему школьнику достаточно от пяти до девяти ровесников.
Более старшему ребенку – около пятнадцати. Подтверждением служит круг
общения городского школьника, он зачастую даже не знает учеников из
параллельного класса. В деревне же социализация вполне достаточная,
мало того, еще содержательно и субъектно обогащенная, потому что
разновозрастная. Каждый ребенок знает и уважает старших, учится
заботиться о младших. Возрастной диапазон общения богаче, чем у
сверстника-горожанина. Как и все в педагогике, это не происходит по
щучьему велению. И атмосфера, и позитивный опыт общения во многом
зависят от педагогической поддержки учителей.
Здесь возможно реальное самоуправление. Дети на самом деле многое
решают и воплощают сами. Это видно даже в мелочах: сценарии школьных
праздников всегда придуманы самостоятельно, а не списаны из сборника
или сочинены ответственным учителем-организатором. Это их школа в
полном смысле слова.
– Малый масштаб позволяет видеть каждого ребенка, каждую проблему.
Здесь больше условий для оперативного и грамотного педагогического
подхода. Учителя занимаются пропедевтикой, стараясь не доводить
неприятные ситуации до кризисов. Помощь приходит как «Скорая», а не как
«Реанимация», – улыбается Зинаида Борисовна.
Здесь и педагогика своя, особая. Когда перед тобой четверо-пятеро
детей, меняется даже восприятие пространства. Нелепо все время стоять,
возвышаясь над ними. Изменяются и сама ткань урока, и способы
взаимодействия.
В малокомплектной Святозерской школе Вера Ивановна Васильева изобрела
«педагогику подставленного стульчика»: возле каждой парты стоит
дополнительный «педагогический» стульчик, на который присаживается
учитель, чтобы пошептаться с ребенком – подбодрить, объяснить,
озадачить следующим вопросом… и переходит к другой парте. Перед классом
он встает только в те моменты, когда нужно привлечь общее внимание. При
такой организации урока, если уж кто-то отвечает или говорит что-то,
его слушают все.
Ложка дегтя
Правда, у маленькой сельской школы как образовательной
структуры есть и уязвимые места. В сообществе, где каждый человек
наперечет, соответственно повышается значимость этого каждого. Мудрый
доброжелательный учитель-мастер становится мощным ресурсом для всей
школы. Но и случайный человек, который только отсиживает свои часы,
сильно влияет на общую ситуацию. Обезличенные официальные уроки в
классе, где за партами всего несколько человек, становятся более
стрессогенными, чем в большой школе.
Сельской школе трудно решать кадровую проблему, в том числе потому, что
в педагогических вузах учат работать с большими классами. Пройдя такую
подготовку, учителя теряются, видя перед собой всего несколько
учеников. Особенно если школа малокомплектная и на одном уроке,
например, сидят три первоклассника и один ученик третьего класса. Не
владея соответствующей технологией, провести такое занятие очень трудно.
Учитель, имеющий опыт работы в большой школе, привык дифференцировать
учеников: сильные, слабые, середнячки; аудиалы, визуалы, кинестетики;
активные, медлительные... А тут их в классе всего четверо или пятеро. И
все разные. В одной из школ ассоциации как-то прозвучала фраза: «Когда
в классе осталось семеро, работать стало значительно труднее».
Учитель – учителю
Преодолевать ежедневные трудности – организационные,
дидактические, хозяйственные, юридические – становится легче, если
можно посоветоваться с коллегами, получить поддержку. Познакомившись и
объединившись, педагоги обращаются к сообществу с вопросами по скайпу и
электронной почте, поскольку отделены друг от друга сотнями километров.
Но организуют и очные встречи – для обмена опытом. В частности,
развернутыми мастер-классами становятся школы, имеющие статус
экспериментальных площадок.
В этом году коллег приглашала к себе Пушнинская школа, которая давно и
успешно выстраивает альтернативу классно-урочной системе. Их
педагогическое ноу-хау – предметные ленты. Описать ленту непросто.
Представьте, что несколько классов одновременно учатся ВМЕСТЕ и
ОТДЕЛЬНО – изучают определенную предметную дисциплину. Каждый ребенок
САМОСТОЯТЕЛЬНО по СВОЕМУ маршруту проходит в ленте через разные формы
работы: объяснение учителя, работа в парах сменного состава, в группе,
самостоятельная работа... Он примеряет разные роли, например, в одной
паре объясняет, в другой – учится. И это не экзотическая форма
обучения, которую запускают раз в год после длительной подготовки, так
в школе работают постоянно. Ну конечно, кроме короткого периода, когда
готовят детей к ГИА и ЕГЭ.
Педагоги из других школ приезжают учиться командами на несколько дней.
Ходят на занятия, получают консультации коллег. Вторая сессия проходит
в Институте педагогики и психологии. Это курсы под названием «Учитель –
учителю».
Школы – участники ассоциации становятся площадкой для подготовки
студентов. Совсем недавно будущие учителя начальной школы приезжали в
Рыпушкальскую основную общеобразовательную школу, чтобы своими глазами
увидеть особенности методики, а во время «круглого стола» долго
расспрашивали будущих коллег о трудностях и преимуществах их работы.
Большинство членов ассоциации отмечают, что стали отчетливее осознавать
свою роль, миссию культурного центра. Педагоги более мобильны и
открыты, они охотно и осознанно говорят о своей практике, делают
обобщения, формулируют проблемы. Сельская школа перестает чувствовать
себя оторванной от цивилизации, ничего не значащей, молча ожидающей
ликвидации.
Кстати, и угроза закрытия стала не такой пугающей. Дело даже не в том,
что вместе легче защищаться. Если оставаться традиционным
образовательным учреждением, которое после пятого урока закрывает двери
и работает «от сих до сих», то закроют все равно. Нужно перестраиваться
и работать по-новому. Только тогда школу оценят и, возможно, оставят в
покое.