ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
А ну-ка, предъявите вашу веб-страницу!
Школы теперь могут наказывать за «липовую» информатизацию, ответственность за которую несут на самом деле региональные власти
…Этого документа в 2013 году ждали все. Его появлению
предшествовало бурное обсуждение в Общественной палате РФ. Приняли его
очень тихо в начале августа. Вплоть до конца осени 2013 года некоторые
руководители даже не догадывались о его существовании. Постановление
Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования» утверждает «Правила проведения
мониторинга» и «Перечень обязательной информации о системе образования,
подлежащей мониторингу». Поскольку мониторинг проводится не реже раза в
год (как говорится в постановлении Правительства РФ), впервые отчет от
школ потребуется в наступающем 2014 году.
Единого окна не будет
Вряд ли кто-то всерьез надеялся, что новый федеральный
мониторинг заменит собой множество федеральных, региональных,
межрегиональных и муниципальных мониторингов, как обещал учителям в
сентябре 2012 года министр образования Дмитрий Ливанов. Такое
управленческое решение сняло бы неоплаченную нагрузку со школ и
особенно – с педагогов, которым сегодня приходится тратить часы, дни и
недели не на подготовку к занятиям, а на заполнение мониторинговых
таблиц, (из которых большинство дублируют друг друга). Но для учителей
это было бы слишком хорошо, а так не бывает.
«Мы видим, что очень многие показатели, включенные в
федеральный мониторинг, уже сейчас мониторятся. Мы готовим
и сдаем статотчеты, а также мониторинги, которые
начались со стартом реализации нацпроекта. Будет ли
это означать, что мы будем собирать информацию, что
называется, «в одно окно», или мы по-прежнему будем
заполнять множество “окон” » – задавалась вопросом на
заседании Общественной палаты РФ, посвященном готовящемуся
постановлению Правительства РФ о мониторинге, министр образования
Тверской области Наталья Сенникова.
Это – принципиальный вопрос.
Но «единого окна» не будет. О едином федеральном мониторинге, который
заменил бы собой десятки остальных, менее значимых собратьев, и речи
нет. Напротив, из постановления Правительства РФ можно вычитать, что
региональным и муниципальным властям разрешается запрашивать информацию
у школ столько раз в год, сколько захочется.
Читаем: «Мониторинг проводится органами государственной власти,
органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами,
сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми
указанными органами» (п.7).
Иными словами, если на уровне муниципалитета кто-то хочет получить
мониторинговые таблицы от школы четыре раза в год, а на уровне региона
– пять раз, то достаточно лишь установить эти процедуры и сроки.
Главное – запрашивать информацию у школы не реже раза в год!
Конечно, у всех чиновников на местах есть письмо министра образования
Дмитрия Ливанова «О сокращении объемов и видов отчетности,
представляемой общеобразовательными учреждениями» (№ ДЛ-150/08 от
12.09.2012 г.). В нем министр просит исполнительную власть субъектов РФ
не тревожить школу лишними запросами. Лучше, к примеру, «самостоятельно
получать информацию, относящуюся к реализации основных
общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта
общеобразовательного учреждения в сети Интернет».
Но одно дело – инструктивное письмо Минобрнауки РФ (которое не является
нормативным документом и потому решающего значения не имеет), а другое
дело – постановление Правительства Российской Федерации!
«У нас ни в одной школе города нет инженерной ставки, и вся
работа по оформлению мониторингов и по установке ПО ложится на учителя
информатики, – жалуются учителя маленького городка на интернет-форуме.
– Кто должен платить людям за дополнительную работу? Закладывается ли в
бюджеты инновационных проектов оплата работы сотрудников, например, по
организации и набивании отчетов?»
Вопрос, который давно пора обсудить органам управления образованием.
Ведь сумма мониторингов в 2014 году увеличится еще на один. Значит, и
отчетов станет больше.
Проверка на сайтах
С введением федерального мониторинга больше станет и
внеплановых проверок ОУ. Еще до вступления в действие нового Закона «Об
образовании в РФ», весной 2013 года, были внесены поправки в
Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля». Узаконены новые
основания для проведения внеплановых проверок в образовательных
учреждениях (предусмотренные новым Законом «Об образовании в РФ», но
вступавшие в противоречие с 294-ФЗ).
Прежде в школе нельзя было провести внеплановую проверку, если при
аккредитации ОУ (по своей сути разрешительной, а не
контрольно-надзорной процедуре) или в ходе процедуры мониторинга
выявлялись нарушения образовательного законодательства. На все
претензии грамотная администрация ОУ могла возразить, что есть
основания, по которым можно провести внеплановую проверку, и все они
четко перечислены в Федеральном законе № 294.
А с нового учебного года отговорок нет. Сегодня в школу можно прислать
внеплановую проверку за… отсутствие школьного сайта. Или – за
отсутствие на школьном сайте информации, необходимой для мониторинга и
перечисленной в ст. 29 нового Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации».
В пункте 5 Правил осуществления мониторинга системы образования
(утвержденных постановлением Правительства РФ) говорится: «…органы
местного самоуправления при проведении мониторинга в пределах своей
компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации,
установленных Федеральным законом “Об образовании в Российской
Федерации”». А в пункте 6 читаем: «Мониторинг осуществляется на основе…
информации, размещенной на официальных сайтах образовательных
организаций».
Школьный сайт – и это теперь подтверждает постановление Правительства
РФ – отныне становится важнейшим источником информации. Управленцы
должны использовать его для ежегодного («не реже 1 раза в год»,
говорится в п. 7 цитируемого документа) мониторинга федерального уровня.
И – наказывать школу за то, что она не выкладывает информацию на сайт.
Закон «Об образовании в РФ» позволяет теперь прислать в школу
внеплановую проверку. Итог любой проверки – вынесение того или иного
предписания. За невыполнение предписания – административная
ответственность. В худшем случае – приостановление лицензии полностью
или частично, а впоследствии – по решению суда – и аннулирование
лицензии.
И все было бы правильно, если бы наказывалась беспечность школьной
администрации. Но во многих случаях именно школа окажется без вины
виноватой.
В одних субъектах РФ территории школ покрыты Wi-Fi, учителя выставляют
оценки в электронных журналах, а родители читают электронные дневники
своего ребенка. В других руководители только отписались за
компьютеризацию системы образования. И что хуже всего, продолжают
отписываться, выставляя вымышленные цифры.
В противном случае остается необъяснимым тот факт, что, по официальной
статистике Министерства образования и науки РФ (с которыми совпадают
данные аудиторских проверок Счетной палаты РФ), в 2011 году, после того
как большинство субъектов РФ отчиталось о 100%-й компьютеризации школ,
лишь 46,23% сельских и 58,3% городских школ Центрального федерального
округа России оказались реально подключены к интернету. И всего лишь
56% школ ЦФО в действительности имели собственный сайт!
Как собираются выходить из положения региональные и муниципальные
руководители образования в этих регионах? В каком направлении заставит
их действовать постановление Правительства РФ «Об осуществлении
мониторинга в системе образования»? Рискнут ли управленцы вкладывать
деньги в новую (на этот раз – не «бумажную») волну компьютеризации
школ? Это самое разумное решение. Но оно означало бы признание в том,
что администрация того или иного муниципалитета до сих пор скрывала
факт: в их школах нет подключения к интернету!
Свалят ли вину на школы, не имеющие сайтов, и загоняют их внеплановыми
проверками с вынесением суровых предписаний? Или предпочтут участвовать
в федеральном мониторинге прежними методами – подавая вымышленные
цифры, которые позволили бы региону выглядеть не хуже других?