Итоги года – 2013
И мы говорим уходящему году «До свидания!», потому что распрощаться со всем, что в нем было, увы, не получится…
Год был щедр на события в государственной образовательной политике,
принятие одного только Закона «Об образовании в РФ» чего стоит. А кроме
того: ФГОС дошкольного образования и новые СанПИНы, введение единого
мониторинга, профессиональный стандарт педагога, концепция развития
педобразования. Еще концепция образования для одаренных детей, проект
стандарта для детей с ОВЗ, введение дорожных карт, объявление нового
порядка экспертизы учебников…
«Не успеваем освоить, не то что реализовать, – говорят педагоги.
Это и поражает в первую очередь: всего много, направление правильное, а
попадания в цель – ноль.
В том числе и потому, что параллельно внедряются другие идеи, менее
замысловатые: решение о возврате сочинения в итоговую аттестацию и
решение о едином учебнике, возвращение единой школьной формы и норм ГТО
(ВФСК); списки «100 книг» и «100 фильмов» – тоже урожай-2013.
И это второе – внедрять предлагали столько всего, что в
выигрыше оказывались те, кто не поторапливался, выждал последнего
нажима. Будь то ЭЖ, программы по финансовой грамотности, рейтинг сайтов
и пр., и пр. Потому что одно вдруг изменили в принципе,
другое отменили, про третье забыли.
Яркий пример с «забыли» – ажиотаж вокруг «сиротской проблемы» в начале
года. Но вот год прошел, а Уполномоченный по правам ребенка публично
признается, что точных данных об усыновленных в России за это время у
него нет.
Не было и нет. То есть год ничего не изменил в нашей ментальности. И
если на обложке первого номера «ПС»-2013 стояло «Год под знаком
Рейтинга?», то в последнем – по уму – должно стоять то же, но без знака
вопроса: да, весь год система сидела на мониторингах, рейтингах, топах.
Кумир творился из системы измерений.
Между тем наша главная измерительная линейка по имени ЕГЭ в этом году
дала трещину: случилась небывалая утечка секретной информации. По той
простой причине, что все уже помешались на показателях и результатах.
Показатели надо вырвать любой ценой, а там хоть трава не расти. Но
никаких движений в сторону от абсолютизации формальных показателей
уходящий год не зафиксировал, наоборот, он заканчивается под фанфары в
честь создания «Информационно-открытой интерактивной карты
общеобразовательных учреждений России» – мониторинга мониторингов.
Зато зафиксировано небывалое давление на педагогов, причем на ярких и
преданных делу. Суды над Александром Поповым и Ильей Фарбером, изгнание
из школы Вячеслава Лозинга – эти имена на слуху, тогда как сотни
российских педагогов оказываются в сходной ситуации...
Однако несмотря на контрпродуктивную систему, наши ученики не сдали
позиций в PISA, что радует. Но это уже учительский секрет, совсем
другая история…