ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Пользоваться Сетью, но в нее не попасться!
Правилам безопасного поведения в интернете можно учить запретами, а можно – с помощью развивающих тренингов, основанных на игровых принципах
Хотим мы того или нет, наши ученики пропадают в виртуальном
пространстве: социальные сети, мобильные телефоны... Мы тревожимся,
стараемся ограничить доступ в интернет, ставим сложные пароли. Как
обычно, запреты не слишком эффективны. К счастью, есть другие способы!
Наши европейские коллеги сталкиваются с той же проблемой. Их
стратегия – помощь детям в изучении законов, действующих в
«зазеркальном» мире, в тренировке умения предугадывать опасности и по
возможности избегать их. Помощь взрослым: оснащение родителей и
педагогов методиками, учебными играми, в том числе компьютерными,
брошюрами и листовками с описанием правил общения и ведения
дискуссий... Не сеть становится безопаснее – пользователи лучше умеют
защищаться.
Самая эффективная помощь – адресная, поэтому на сайтах европейской
программы «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.org/,
http://www.internetsanscrainte.fr/)
отдельно размещены занятия, игры, советы для младших подростков (7–12
лет), отдельно – для старших (12–17): отличается не только стиль
диалога, но и уровень проблем, совсем другие права и другая мера
ответственности. Инструкции по безопасности в социальных сетях
отличаются от правил поведения для любителей онлайн-игр. Есть то, что
могут и должны понимать, делать родители. Есть то, что по силам
педагогу.
И чтобы это было действительно «по силам», опубликованы пошаговые планы
занятий, мультфильмы и компьютерные игры, которые удобно использовать
на уроке. Более того, чтобы учителю не мучиться, выкраивая время для
«разговоров не по теме», инициаторы, просмотрев все учебные планы,
нашли подходящие темы в курсах словесности, истории, обществознания,
когда логично и полезно использовать материалы программы, одновременно
совершенствуя предметные навыки ученика и повышая уровень его
защищенности в виртуальном мире.
Несмотря на то что наши учебные планы не совпадают с программами
европейских школ, мы можем использовать опыт коллег на классных часах,
уроках русского языка и литературы, ОБЖ. Вот несколько примеров.
Начальная школа: виртуальный
мир – хорошо, но и реальный не хуже
В европейском варианте этот урок начинается с просмотра
мультика, в котором два персонажа радостно отправляются в каникулярное
путешествие. Один из них – фанат компьютера, другой – любитель реальных
развлечений. За неимением такого красочного вступления можно устроить
небольшую инсценировку в классе: выдать актерам-энтузиастам бумажки с
описанием характеров, которые им предстоит изобразить.
Первый эпизод – поездка в машине до места отдыха. Один глазеет по
сторонам. Другой следит по навигатору за дорогой, успевая просматривать
и краткие сообщения о попутных городах, но не успевая увидеть их
воочию. Вариант развития событий: наш герой увлеченно проходит игровую
трассу, не замечая настоящей.
Приехав в лес, «компьютерщик» злится на медлительность интернета,
спорит с ребятами, какой сайт (игру) легче открыть. Он просто не
слышит, что одна милая девочка собирает попутчиков на велосипедную
прогулку. Разумеется, второй герой тут же откликается на заманчивое
предложение. Его ждут встреча с оленем на поляне, купание, футбол на
пляже.
Последний эпизод: один персонаж, не умолкая, пересказывает родителям
свои приключения, показывает фотографии. Второй по-прежнему не отрывает
глаз от экрана. Ему и похвастаться нечем.
Классу предлагается сравнить поведение героев, высказать, в чем
преимущества каждого, в чем трудности.
Аналогичные сценки разыгрываются на тему «бесплатного сыра из
мышеловки». Самая актуальная история для младших подростков, которые
чаще других попадаются на разорительные обещания интернет-хитрецов.
Скажем, мальчишка начинает играть в онлайн-игру «совершенно бесплатно»,
с легкостью проходит уровень за уровнем. Вдруг игра блокируется. Нужно
позвонить по телефону, чтобы получить код на продолжение. Невинно и не
страшно. Наш «победитель» набирает указанный номер и попадает на
автоответчик: «Ваш звонок очень важен для нас, не вешайте трубку».
Ожидание заканчивается вместе с деньгами на счету мобильного телефона.
И счастье, что это был мобильник. Потому что в противном случае
родителям пришел бы огромный счет от телефонной компании – звонок
организаторам игры, оказывается, стоит в несколько раз дороже, чем
обычный.
Эффективность подобных занятий в том, что ситуация сначала
проигрывается, проживается, потом обсуждается, а итог подводится
как-нибудь афористично и ярко: анкета, список советов, мои правила…
Получается некая листовка, которая останется у ребенка и в памяти, и в
тетради (или в классном уголке). Не чужие слова, не вызывающие доверия,
а мои собственные выводы, возникшие из опыта, наблюдений, совещаний с
друзьями.
Старшая школа: мы с тобой
через много лет
Знатокам европейских языков повезло. Они могут предложить
подросткам образовательную онлайн-игру (http://www.2025exmachina.net/),
помогающую ребятам представить себе последствия сегодняшних
неосторожных слов и поступков.
Возьмем, к примеру, занятие, посвященное социальным сетям. Начинается
оно, естественно, с обсуждения реального опыта учеников: кто и в каких
социальных сетях зарегистрирован, какие сети наиболее популярны в
классе, в молодежной среде. У кого сколько друзей? Кого вы принимаете
или не принимаете в друзья? Какого рода информацию публикуете на своих
страницах? Чего остерегаетесь?
Теперь начинаем играть. В сущности, можно обойтись и без компьютера –
самыми простыми игровыми приспособлениями (карточки с заданиями,
кубики, фишки…). Ученики руководят действиями персонажа, который в 2025
году, будучи уже вполне взрослым и солидным, сталкивается с проблемой,
корни которой уходят в отрочество, лет на 10–15 назад.
У сегодняшних школьников есть возможность сопереживать ровеснику и ему
же (самому себе?) – тридцатилетнему, успешному, готовому исправлять
былые ошибки. И хотя речь идет о поведении в виртуальном пространстве,
но поскольку подросткам вообще с трудом верится, что они повзрослеют,
игра оказывается гораздо серьезнее, чем может показаться.
Итак, сюжет: расстраивается свадьба молодой девушки, потому что жених
обнаружил в сети компрометирующую невесту фотографию. Брат невесты с
ужасом понимает, что это он в порыве подростковой ярости когда-то,
поссорившись с сестрой, разместил на своей странице злополучный снимок.
Потом, разумеется, удалил. Но вот – доказательство его глупости
странным образом обнаружилось, когда он и вспоминать об этом перестал.
Первый уровень – расследование. Выяснение того, как удаленная
фотография могла вновь появиться. Оказывается, очень сложно извлечь
что-то из сети бесследно. Второй уровень – придется, преодолев ряд
испытаний (они связаны с умением заметить, как меняется смысл сообщения
в зависимости от контекста, как по-разному люди воспринимают одни и те
же слова…), вернуться в прошлое и изменить ход событий.
И конечно, обсуждение. Разговор о том, каким мы себе представляем
адресата сообщения. Герой хотел выразить сестре свое возмущение, а
получилось, передал чужому и не очень честному человеку личную
информацию. В чем разница между личным, интимным, и публичным,
общеизвестным? Где эта граница?
Ребята могут говорить и о проблемах, не связанных с интернетом, но
значимых для подростков. Например, о том, как мелочные обиды, «мелкие
злодейства» загоняют человека в ловушку, из которой трудно выбраться.
Завершение – жизнеутверждающее: социальная сеть, если соблюдать
осторожность, прекрасная возможность для общения, реализации
коллективных проектов, распространения новаторских идей и полезной
информации...
Может пригодиться
Эти правила и советы или
аналогичные, придуманные вместе с учениками, можно развесить в классе,
в школе – чтобы все знали, на что стоит соглашаться, а где лучше
поспорить.
Правила безопасной жизни
в интернете
1. Социальные сети
– Задавай собеседнику те же вопросы, которые ты задал бы при
личной встрече.
– Только ты можешь решить, какую информацию сообщать о себе.
– Старайся обезопасить свой аккаунт, не сообщай никому пароль,
продумывай параметры профиля.
– Не публикуй в сети информацию, касающуюся других людей.
– Если зарегистрирован в сети под псевдонимом, назови его только тем,
кому безоговорочно доверяешь.
2. Мобильный
интернет
– Не давай кому попало свой номер телефона.
– Не включайся в рассылку подозрительных сообщений, фото и видео.
– Не оставляй включенным Bluetooth, особенно когда пользуешься
интернетом.
– Подумай, нужна ли тебе опция «автоопределение геопозиции».
– Не обращай внимания на рекламные SMS. От их получения можно
«отписаться» (у нас есть сайт http://www.smsnenado.ru/).
3. Онлайн-игры
– Рассказывай другим людям, особенно взрослым, которым
доверяешь, о том, какими играми ты увлекаешься.
– Общаясь с другими игроками в сети, будь осторожен. Никогда не знаешь,
чья рука управляет мышкой.
– Не путай игровой союз и дружбу.
– Не позволяй себя обкрадывать, следи, чтобы организаторы игры под
разными предлогами не выманивали деньги.
– Постарайся договориться с родителями о том, сколько времени ты можешь
тратить на игры, и соблюдай эту договоренность.
4. Чаты, блог, форум
– Сказанное забывается, написанное остается.
– Выбирай псевдоним «не слишком» (агрессивный, сексуальный). Помни:
найти человека, скрывающегося под псевдонимом, не так сложно. За свои
неосторожные слова или замечания можно поплатиться, в том числе по
закону.
– Доверяй своей интуиции: если чувствуешь тревогу, отключайся.
– Твоя жизнь – это главное. Имеешь полное право ставить статус
«недоступен», если находишься в сети, но занят делом.
– Не забывай отключать видеокамеру, закончив разговор.
Ты обязан –
и в жизни, и в интернете
– Спрашивать разрешение на публикацию чужих фотографий.
– Поставить себя на место человека, о котором ты рассказываешь в сети.
Что он почувствует, прочитав твое сообщение? Как это повлияет на его
жизнь?
– Следить за тем, что другие люди публикуют на твоей странице. В любом
случае именно ты за нее отвечаешь.
Ты имеешь право
– и в жизни, и в интернете
– Знать, зачем у тебя спрашивают твои личные данные и как их
собираются использовать.
– Отказаться от использования твоих данных для рекламных рассылок.
– Запретить размещать в сети твои фотографии.
– Потребовать удалить опубликованные без твоего разрешения снимки.
– Обращаться с вопросами и за помощью к модераторам сайтов.
По материалам сайта http://www.internetsanscrainte.fr/