Если семья учит, а школа экзаменует…
Почему домашнее обучение неминуемо вступает в конфликт со школьными требованиями
Письмо министерства «Об организации получения образования в
семейной
форме» опубликовано 25 ноября на сайте
http://минобрнауки.рф/документы/3775, а нам пришло письмо от
мамы,
ведущей образование трех дочерей самостоятельно. С одной
стороны, все больше семей готовы взять на себя
обучение детей, а с другой – аттестация проходит в школе, и дети
оказываются между двух огней: их учат так, а спрашивают иначе…
Почему мы
по-разному понимаем законы
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает
вариативность содержания образовательных программ, возможность
формирования программ различных уровней сложности и направленности с
учетом потребностей и способностей обучающихся. В нем записано: «Нет
правовых препятствий к семейному обучению по программам, учитывающим
потребности и способности ученика».
Однако неизвестно, когда все это начнет работать в школе.
Поэтому у родителей, обучающих детей дома, неразрешимые
трудности.
Начнем с мотивации. Дело в том, что цели трех сторон
образования (родителей, детей, системы образования) не совпадают в
разных областях и степенях. Ребенок не всегда и не любому
мотивационному (даже положительному) воздействию системы образования
или родителей поддается. А на собственное (по своим интересам) развитие
ребенку нужны время и ресурсы, которые система образования требует в
очень больших количествах. Что делать родителю? Либо вступать в
конфронтацию с системой образования, защищая уникальное развитие своего
ребенка, либо обеспечивать соответствие ребенка требованиям этой
системы, пусть даже и мягкими способами, но почти во всех случаях
неизбежно прибегая к тем или иным имитациям. Но разве не ради честного
учения мы оставили детей дома?
Главное, сегодня у родителей очень мало поводов вырабатывать в
себе, в детях положительную мотивацию для соответствия требованиям
системы. Прежде всего они устарели. Так, требования к результатам
складывались десятилетиями, и считается, что они определенны и
достижимы значительным количеством учащихся. Однако в новых
государственных стандартах требования к результатам школьного
образования сформулированы гораздо менее определенно, поскольку
предполагается вариативность программ для достижения более серьезной
цели, а именно: формирование универсальных учебных действий и шире –
умения и желания непрерывно учиться. Нам, родителям «домашников», этот
подход нравится. Однако он вызывает недовольство педагогов, стоящих на
старых рельсах, работающих по привычным программам и учебникам, лишь
незначительно модифицированным за счет новой терминологии. И формы
контроля у них дофгосовские, и предмет контроля у них – знания и
какие-то шаблонные навыки.
Система ниппель
Теперь про декларируемое законом отсутствие правовых
препятствий к учебе в своем темпе и в соответствии с особенностями.
Школьная система ориентирована на достижение определенного результата в
определенном возрасте и в определенный период времени. И тут вопрос: а
позволяют ли способности и темп развития ребенка достичь данного
результата к назначенному сроку?
Ответ «да» не означает, что конкретный результат обучения
будет достигнут. Даже если способности и темп развития ученика
позволяют его достичь, может помешать незаинтересованность ученика
и/или его родителей в достижении данного результата. Кроме того, может
иметь место как ситуация нехватки у ученика ресурсов здоровья и/или
времени для достижения всех заявленных школой образовательных целей,
так и наличие личных образовательных целей ученика и его семьи. В
общем, гладко не бывает.
Теперь рассмотрим вариант «нет». Он может означать как то, что
этот результат не может быть достигнут именно сейчас (в заявленный
образовательной программой период обучения), именно в таких условиях
(например, без привлечения дополнительных ресурсов в виде увеличения
количества занятий, организации коррекционной работы), так и то, что
результат в принципе не может быть достигнут данным учеником. А еще
встречается не такая уж редкая ситуация, когда определенный результат
достигнут, но в реальности он не встроен в систему представлений
человека, не работает в опыте.
Но все описанные выше ситуации предлагается игнорировать:
важен только результат, поэтому его приходится имитировать. Одна
сторона «три пишет – два в уме», а другая – «сдал–забыл».
Школа в нынешнем ее виде не только должна отчитаться в
освоении всеми учениками всего объема заявленной учебной программы, но
и предъявлять максимально высокие показатели успеваемости. Это,
конечно, нереально, и школа привычно и вынужденно работает в режиме
имитации. И никакие законы – читаем ФЗ № 273: «Право на уважение
человеческого достоинства… защита от всех форм психического насилия» –
этого изменить не в состоянии. Только внимательное, честное,
неформальное отношение к проблемам достижимости тех или иных
результатов образования каждым конкретным учеником могло бы поколебать
сложившуюся систему.
…И все равно семейное образование дает больше возможностей для
рефлексии и самого ученика, и членов его семьи, осмысления
образовательных потребностей и возможностей. Наконец, мы читаем
документы об образовании. И ясно видим главный порок школы – имитацию
результата. Поэтому мы тщательно обдумываем различные школьные
требования. И занимаем по отношению к ним то поддерживающее положение –
помогаем, даем материалы, развиваем навыки, – то антагонистическое, то
есть не отвлекаем от себя ресурсы ради непонятной нам деятельности по
требованию школы. Ибо определяем образование в соответствии с законом:
«Процесс воспитания и обучения является общественно значимым благом и
осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства».