Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Кравец Елена

Если семья учит, а школа экзаменует…

Почему домашнее обучение неминуемо вступает в конфликт со школьными требованиями

Письмо министерства «Об организации получения образования в семейной форме» опубликовано 25 ноября на сайте http://минобрнауки.рф/документы/3775, а нам пришло письмо от мамы, ведущей образование трех дочерей самостоятельно.   С одной стороны, все больше семей готовы взять на себя обучение детей, а с другой – аттестация проходит в школе, и дети оказываются между двух огней: их учат так, а спрашивают иначе…

Почему мы по-разному понимаем законы

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования программ различных уровней сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся. В нем записано: «Нет правовых препятствий к семейному обучению по программам, учитывающим потребности и способности ученика». 
Однако неизвестно, когда все это начнет работать в школе. Поэтому у родителей, обучающих детей дома, неразрешимые трудности. 
Начнем с мотивации. Дело в том, что цели трех сторон образования (родителей, детей, системы образования) не совпадают в разных областях и степенях. Ребенок не всегда и не любому мотивационному (даже положительному) воздействию системы образования или родителей поддается. А на собственное (по своим интересам) развитие ребенку нужны время и ресурсы, которые система образования требует в очень больших количествах. Что делать родителю? Либо вступать в конфронтацию с системой образования, защищая уникальное развитие своего ребенка, либо обеспечивать соответствие ребенка требованиям этой системы, пусть даже и мягкими способами, но почти во всех случаях неизбежно прибегая к тем или иным имитациям. Но разве не ради честного учения мы оставили детей дома?
Главное, сегодня у родителей очень мало поводов вырабатывать в себе, в детях положительную мотивацию для соответствия требованиям системы. Прежде всего они устарели. Так, требования к результатам складывались десятилетиями, и считается, что они определенны и достижимы значительным количеством учащихся. Однако в новых государственных стандартах требования к результатам школьного образования сформулированы гораздо менее определенно, поскольку предполагается вариативность программ для достижения более серьезной цели, а именно: формирование универсальных учебных действий и шире – умения и желания непрерывно учиться. Нам, родителям «домашников», этот подход нравится. Однако он вызывает недовольство педагогов, стоящих на старых рельсах, работающих по привычным программам и учебникам, лишь незначительно модифицированным за счет новой терминологии. И формы контроля у них дофгосовские, и предмет контроля у них – знания и какие-то шаблонные навыки.

Система ниппель

Теперь про декларируемое законом отсутствие правовых препятствий к учебе в своем темпе и в соответствии с особенностями. Школьная система ориентирована на достижение определенного результата в определенном возрасте и в определенный период времени. И тут вопрос: а позволяют ли способности и темп развития ребенка достичь данного результата к назначенному сроку?
Ответ «да» не означает, что конкретный результат обучения будет достигнут. Даже если способности и темп развития ученика позволяют его достичь, может помешать незаинтересованность ученика и/или его родителей в достижении данного результата. Кроме того, может иметь место как ситуация нехватки у ученика ресурсов здоровья и/или времени для достижения всех заявленных школой образовательных целей, так и наличие личных образовательных целей ученика и его семьи. В общем, гладко не бывает.
Теперь рассмотрим вариант «нет». Он может означать как то, что этот результат не может быть достигнут именно сейчас (в заявленный образовательной программой период обучения), именно в таких условиях (например, без привлечения дополнительных ресурсов в виде увеличения количества занятий, организации коррекционной работы), так и то, что результат в принципе не может быть достигнут данным учеником. А еще встречается не такая уж редкая ситуация, когда определенный результат достигнут, но в реальности он не встроен в систему представлений человека, не работает в опыте.
Но все описанные выше ситуации предлагается игнорировать: важен только результат, поэтому его приходится имитировать. Одна сторона «три пишет – два в уме», а другая – «сдал–забыл».
Школа в нынешнем ее виде не только должна отчитаться в освоении всеми учениками всего объема заявленной учебной программы, но и предъявлять максимально высокие показатели успеваемости. Это, конечно, нереально, и школа привычно и вынужденно работает в режиме имитации. И никакие законы – читаем ФЗ № 273: «Право на уважение человеческого достоинства… защита от всех форм психического насилия» – этого изменить не в состоянии. Только внимательное, честное, неформальное отношение к проблемам достижимости тех или иных результатов образования каждым конкретным учеником могло бы поколебать сложившуюся систему.
…И все равно семейное образование дает больше возможностей для рефлексии и самого ученика, и членов его семьи, осмысления образовательных потребностей и возможностей. Наконец, мы читаем документы об образовании. И ясно видим главный порок школы – имитацию результата. Поэтому мы тщательно обдумываем различные школьные требования. И занимаем по отношению к ним то поддерживающее положение – помогаем, даем материалы, развиваем навыки, – то антагонистическое, то есть не отвлекаем от себя ресурсы ради непонятной нам деятельности по требованию школы. Ибо определяем образование в соответствии с законом: «Процесс воспитания и обучения является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства».

Рейтинг@Mail.ru