«Я отдала его на рок-н-ролл, а он…»
Что получается, когда дети становятся заложниками педагогического энтузиазма родителей
Современные родители – носители проектного мышления. «Просто
так» они в свою жизнь не допускают, а ставят цель, фиксируют в голове
ожидаемый результат и планомерно идут к нему, не отвлекаясь на мелочи.
Если по прошествии некоторого времени результат все еще не
просматривается, значит, замысел не удался, проект закрывается.
Тому свидетельство – традиционный ноябрьско-декабрьский отток детей из
кружков и секций центров дополнительного образования. Волна
родительского энтузиазма отступает, и примерно половину детей снимают с
занятий. Решение, как ни печально, принимает родитель, а не ребенок.
– Я отдала его на рок-н-ролл, чтобы он стал спортивнее, а он как был
рохлей, так и остался, – объясняет мать педагогу.
И тому подобное: девочка-подросток должна была стать аккуратнее,
посещая кружок кройки и шитья, а она какие-то лохмотья полюбила. От
детсадовца ждали, что после уроков графики он разомнет руку и начнет
прописи писать, а он стал задумчивым, тихим.
«Мы не того хотели! Наша цель не достигнута! Толку от занятий нет!»
Тут я скажу банальность: мы неправильно понимаем слово «проект». В
отличие от плана проект допускает и даже предполагает появление новых
целей по дороге к изначальной; изгибы и повороты в связи с
особенностями пути вплоть до замены исходной цели на новую.
Истинно проектное мышление у того родителя, который присматривается к
ситуации ребенка; допускает, что ребенок, встав на дорогу, выбранную
нами, может найти на ней свою уникальную цель.
Знаете ли вы, например, что в музыкальной школе между занятиями поются
самые модные песни, которые дома не услышишь? Что девочки, занимающиеся
ИЗО, стали дружны, потому что вместе подкармливают подвальных котят;
что мальчику нравится секция «Меткий стрелок» в Доме пионеров только
потому, что там нет «этих девчонок».
Когда трехлетка радостно выбегает с занятия и сообщает: «А я сегодня
две двери открыла!», понимает ли мама, что возможность самостоятельно
подняться по огромным каменным ступенькам, первой добежать до кабинета
и распахнуть тяжелую дверь перед другими ребятишками и педагогом и есть
для нее главная радость посещения занятий. Не аппликации и тесты. И
потом, готова ли мама отметить именно это продвижение в развитии –
девочке нравится помогать!
На самом деле ни один родитель не должен без запинки отвечать, зачем
ребенок ходит туда или сюда. Более того, чем нерушимее он формулирует
цель в своем внутреннем проекте, тем хуже ребенку. Ведь поняв, что сын
за полгода так и не научился стрелять, отец забирает его из «мужского
клуба». Рвет паутинку, сотканную самим ребенком в новой среде…