Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.И.Николаева
Леворукий ребенок:  диагностика, обучение, коррекция
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Специальной литературы о детях с ведущей левой рукой становится все больше. Но даже у тех педагогов и родителей, которые читали что-то о проблеме, одни мифы в сознании могут просто смениться другими. Мы ведь часто стремимся к упрощению и простым объяснениям. Автор начинает с того, что перечисляет ошибочные представления, бытующие среди тех, кто имеет дело с детьми. Например, уверенность в том, что «ведущая рука противоположна преобладающему в активности полушарию», то есть мы ставим знак равенства между правополушарными детьми и левшами. Или что «человек всегда помнит факт переучивания в детстве». Ошибочные представления ведут за собой неправильные воздействия на ребенка. Но самым вредным заблуждением автор считает объединять всех левшей в одну группу. Они разные. Так же, как те, кто увереннее пользуется правой рукой.
Чтобы выстраивать взаимоотношения с ребенком, нужно опираться не на общие правила, а на его уникальные особенности, понимая причины поведенческих проявлений. Например, помнить, что предпочитать правую или левую руку ребенок может по самым разным причинам, и кстати, выбор часто зависит от характера движений.
Ситуация многоплановая, оценивать ее нужно корректно, используя разные способы. В Приложении приведены некоторые.
Многие слышали, что нужно определять не только ведущую руку, а еще и глаз, ухо, ногу... Но оказывается, важно обращать внимание даже на асимметрию лица: у одного человека левый и правый профили в разной степени отражают эмоциональное состояние. И по-разному ведут себя – например, обладают разной способностью к адаптации.
С нейрофизиологической организацией ребенка зачастую связаны его учебные успехи и неудачи. Это темп психического развития, дисграфия, дефицит внимания. И чем лучше взрослый изучит возможности и способности ребенка, тем точнее будут его действия для индивидуального развития.

Нейл Фьоре
Психология личной эффективности
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

Иногда эффективные технологии взаимодействия или самоорганизации приходят в школу окольными путями – из бизнес-литературы. В данном случае автор обещает поделиться с читателем способами, позволяющими «любой труд сделать менее утомительным и более творческим», что для учителя немаловажно.
Предполагается, что мы в процессе эффективного самоменеджмента сможем «корректировать привычные негативные модели и внедрять вместо них оптимальные решения».
Теоретических выкладок и специальных психологических рассуждений в книге нет. Есть описания сложных неконструктивных ситуаций и конкретное последовательное описание, как в них можно действовать. Вы вечно опаздываете и доделываете свои проекты в последнюю минуту. Вам не хватает времени на общение с семьей и поддержание здоровья. Мысли постоянно вертятся вокруг неудач и промахов. Перспектива предстоящей работы приводит вас в отчаяние.
Уже с первых страниц читатель с облегчением убеждается, что автор на его стороне. Он признает за человеком право на слабости, вредные привычки, нерешительность, а рекомендации требуют не подвига, а разумного и бережного отношения к себе. Даже на уровне фраз, которые помогут освободиться от неприятных стереотипов и выработать новые привычки.
Отдельная глава повествует о том, как работать со сложными сотрудниками, что вполне сопоставимо с трудными учениками. Как нужно взаимодействовать с ними, чтобы не усугублять их внутренний дискомфорт. Ведь проблемное поведение часто вызвано неправильным отношением к себе и к выполнению задания. Заканчивается книга главой «Шлифовка навыков», где собраны тренинговые упражнения.

Рейтинг@Mail.ru