Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Витковский Анатолий, Недоборенко Лилия

Урок районного масштаба

Проектная система переподготовки - в действии

Педагоги Ленинского района города Ростова-на-Дону разработали уникальный долгосрочный проект, направленный на усиление и обогащение образовательных результатов урока. Об истории создания проекта и о том, как он реализуется, рассказывает руководитель районного отдела образования Лилия НЕДОБОРЕНКО.

Первые три проекта…

Познакомившись с методикой проектного подхода, я поняла, что это самый эффективный метод управления в образовании. Преимущества подхода в том, что здесь четко прослеживается логическая последовательность действий, ведущих к цели, и уже на начальном этапе можно достаточно точно спрогнозировать конечный результат. 
Обучившись проектному подходу сама, я направила на обучение руководителей образовательных учреждений нашего района, некоторых заместителей директоров школ и руководителей дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день проектной деятельностью охвачены три направления работы в системе образования нашего района. 
Один из них, проект «Мобильный детский сад», цель которого – решение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, уже получил финансовую поддержку местных органов государственной власти. Второй проект направлен на внедрение корпоративных, совместно выработанных современных требований к уроку, изменение профессионального сознания педагогов, их роли в современном уроке. Третий проект – «Шаг навстречу детям» – дает шанс обрести семью ребятам, оставшимся без попечения родителей и близких. 
Надо сказать, что обучение проектной деятельности помогло сблизить педагогов разных школ. Сегодня школы района – это единый организм, способный взаимодействовать, находить общие пути решения проблем образования и воспитания. Наша система открыта для социума и старается вовлекать в процесс образования всех его участников. Мне, как руководителю, не надо долго объяснять, убеждать, требовать. Мы вместе формулируем проблему и находим пути решения.

Критерии развития и управление уроком

Здесь мы подробнее расскажем о проекте, непосредственно связанном с работой педагогов на уроке. Почему и для чего был разработан этот проект?
 Сегодня стремительно меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения, а его результат – показателем качества образования. Поэтому перед педагогическим сообществом нашего района встал целый ряд вопросов: что происходит с современным уроком? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может стать, если учитель будет активно развиваться и взаимодействовать с коллегами, обмениваясь опытом?
 И мы задумались: возможны ли системные изменения в конкретном городском районе? И как это сделать? Очевидно, необходимо как-то изменить главную часть образовательного процесса – урок, сделать его результаты доступными для всех участников образовательного процесса.
Современный урок, с нашей точки зрения, – это прежде всего урок открытый и развивающий. Открытость предполагает возможность посещения урока коллегами и родителями, видеосъемку и проведение онлайн-трансляций. Развивающий урок согласно современным педагогическим концепциям строится на трех основных принципах: высокой учебной мотивации, вовлеченности в учебную деятельность, рефлексии.
Но как помочь всем учителям нашего района выстроить уроки так, чтобы ученики были заинтересованы, деятельны и способны оценить результаты своего труда, чтобы урок был максимально эффективным? Известно, качество образования не может быть выше качества работы учителей. Так что единственный способ улучшить качество результатов – это улучшить качество преподавания на уроке.
Чтобы достичь поставленной цели, мы и разработали наш проект «Профессиональное развитие педагогов через внедрение единой системы показателей в муниципалитете к организации урока», который включает ряд этапов.
На первом этапе педагоги совместно с методистами и специалистами системы повышения квалификации определяют для себя, что конкретно стоит за каждым из трех принципов развивающего урока и как они могут быть реализованы на учебном занятии (с учетом специфики предметной области).
Подчеркну: для нас было важно, чтобы идеи представили сами педагоги. Мы организовали взаимные посещения открытых уроков.
А после каждого такого урока – обсуждение. Разработчик рассказывает о том, как он понимает критерии развивающего учебного занятия, как реализовал их на своем уроке. Коллеги, методисты, приглашенные специалисты из системы повышения квалификации высказывают свое отношение к этому выступлению и к тому, что они сами увидели на уроке. В процессе обсуждения участники углубляют и корректируют понимание того, как в ходе учебного занятия можно стимулировать развитие ребенка. Таким образом, мы даем педагогам направление деятельности, в которое они привносят что-то свое.

В поиске педагогических талантов

На следующих этапах происходит самое интересное: формируется «движение снизу вверх» – формируется ценностное принятие проекта, учителя добровольно объединяются в педагогические сообщества на уровне школ, района, по предметам, по интересам, для обмена опытом, решения поставленных задач.
В это время появляется возможность выявления наиболее талантливых учителей. Впоследствии будет организовано обучение этих педагогов-звездочек с тем, чтобы они смогли стать тьюторами для своих коллег.
Мы договорились со специалистами системы повышения квалификации, что учеба этих учителей будет проходить на базе образовательного учреждения и по запросу, определенному непосредственно самими учителями. Пройдя обучение, педагоги снова обратятся к практике проведения открытых уроков для коллег. Но теперь эти уроки и их обсуждение будут происходить уже на ином уровне. В результате вырабатывается единая система показателей к организации урока, которая затем апробируется и внедряется в практику.

Чтобы всех включить и заинтересовать…

В целом наш проект рассчитан на пять лет, и в данный момент мы находимся на стадии разработки проекта корпоративных требований – единой системы показателей к организации урока. Подводить итоги, даже предварительные, пока рано, но кое-что о результативности нашей работы сказать можно. Так, важным промежуточным результатом стало выявление слабых звеньев в готовности учителей к ведению развивающих уроков. Оказалось, что уделять внимание всем трем компонентам такого урока учителям пока трудно. Как правило, у тех, кто ведет гуманитарные предметы, ученики более мотивированы, но там западает возможность отслеживания результативности деятельности. Напротив, у физиков, химиков часто наблюдается низкий интерес детей к изучению предмета. Многим ребятам непонятно: для чего им изучать ту же физику? Но здесь результаты учебной деятельности можно четко отследить. Что же касается рефлексии деятельности, важнейшего этапа урока, закрепляющего его результат, то здесь у преподавателей всех дисциплин дела обстоят не лучшим образом. Прежде всего значительный объем изучаемого программного материала тормозит применение учителем современных технологий, дающих возможность решать эту задачу развивающего урока. Дети редко осуществляют самооценку, редко оценивают работу учителя. Учитель, в свою очередь, не анализирует полученные результаты своей деятельности. По-прежнему многие учителя во время урока обращаются в основном к хорошистам и отличникам, способным дать быстрый результат. А нам-то интересно, как воспринимают урок не только успешные, но и слабоуспевающие ученики. Ведь урок проводится учителем для всех учеников!
Мы надеемся, что реализация проекта приведет к системным изменениям образовательной среды нашего района, а значит – к повышению качества учебного процесса и образовательных результатов.

Рейтинг@Mail.ru