Стандарт для детей с ОВЗ: цели социализации доминируют над целями образования
О безбарьерной среде чаще говорят с позиций организации
городского пространства. А что в пространстве образовательном? Этой
осенью была опубликована Концепция ФГОС для детей с ОВЗ (СФГОС).
Стандарты начального общего образования остаются единой основой
программ для всех вариантов обучения детей с ОВЗ. Хорошо. Но как
строить процесс и определять результат в специальном образовании? Об
этом ни слова.
Педагог коррекционной школы в недоумении…
Переходы не продуманы
Заглянув в концепцию, я увидела хорошо знакомые «ступеньки»
советской коррекционной системы образования. Правда, вместо прежних
двух ступеней вариантов стало уже четыре: в сферу интересов включили, с
одной стороны, инклюзивное образование, а с другой – образование детей,
которых официально считают «необучаемыми». Значит ли это, что для
каждой ступени будут разработаны свои стандарты? Нет. Другое дело, что
в каждом варианте, кроме инклюзии, программы должны адаптироваться в
соответствии с возможностями учеников.
Со стороны такая концепция может показаться перспективной: стандарты
едины, но каждый ученик может осваивать их в меру своих сил. Однако
ничего не говорится о возможности перехода детей с одного
образовательного варианта на другой. Разработчики лишь отмечают, что, в
соответствии с пунктом 16 статьи 34 Федерального закона РФ «Об
образовании в Российской Федерации», «дети с ограниченными
возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной
основной общеобразовательной программе с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии». Но дело в том, что механизм
реализации этого права, включая и разработку типового контракта,
фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех
участников образовательного процесса, полностью не определен. А без
этого выбор варианта СФГОС для ребенка с ОВЗ остается благим пожеланием.
Отношение к детям несерьезное
Неудивительно, что в Концепции СФГОС нет и намека на
требования к освоению образовательных областей. Зато в статье 2.6.
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы»
подробно расписаны… результаты развития так называемого «уровня
жизненной компетенции» ученика.
Более того, разработчики утверждают: «Недопустимо рассматривать
результаты освоения отдельных линий (изучаемых предметов? – Е.З.),
поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального
развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у
части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в
освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно
рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более –
нецелесообразности перехода на следующую ступень образования».
Разумеется, по поводу такого нововведения возникает множество вопросов.
«Как ученик, не полностью освоивший программу, будет учиться на
следующей ступени?»; «Как оценивать, к примеру, успешность ребенка с
аутизмом, который хорошо пишет–читает–считает, но не может
адаптироваться к окружающей среде?»; «Какие документы об образовании
получат неуспевающие ученики при окончании школы?» Ответов на них в
проекте концепции нет. Между тем именно эти вопросы прежде всего
волнуют и родителей, и большинство мыслящих педагогов коррекционной
школы.
Четкие
критерии и независимая оценка необходимы
Проблемы социализации детей с ОВЗ, бесспорно, важны. Однако
именно для этих детей получение знаний при многих физических
ограничениях становится жизненно необходимым. Они хотят научиться, а мы
их учим хорошо себя вести в коллективе.
Сегодняшняя практика коррекционного образования страдает не от
отсутствия воспитательно-коррекционной составляющей, а от частого
несоответствия образовательных стандартов возможностям конкретного
ребенка. В Концепции СФГОС нет даже попыток сделать систему более
гибкой, подстраиваемой под ученика. Напротив, она усугубляет положение,
внося в оценку успешности школьника с ОВЗ мощный субъективный фактор –
«согласованную оценку достижений ребенка в сфере жизненной
компетенции», которую должна вырабатывать «экспертная группа»,
объединяющая «представителей всех заинтересованных участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая
членов его семьи». При определении успешности детей с нарушениями
интеллекта она вообще должна стать ведущей.
А это значит, что родители будут еще больше бояться «вспомогательной
школы», потому что она не поможет их ребенку достичь возможного для
него уровня знаний. При отсутствии четких критериев успеваемости и
системы распределения учеников по вариантам обучения все больше детей с
легкой формой умственной отсталости окажутся в коррекционных классах,
идущих по массовой программе. Это неизбежно понизит уровень знаний у
всех детей класса. Возможно, того и добиваются?
Между тем исправить ситуацию можно признанием того, что главной задачей
учителя на любой ступени коррекционного образования должно быть
повышение образовательного уровня учащихся, подтвержденное результатами
независимого тестирования, и по возможности – перевод учащихся на более
высокий уровень обучения. Возможно, для этого придется выделить не 4, а
44 ступеньки, чтобы подъем по бесконечной лестнице знаний превратился в
пологий пандус, доступный каждому.