РЕПОРТАЖ
Образовательная республика
В маленькой Чувашии создана одна из лучших в стране систем профессиональной поддержки учителей
…На новой набережной в Чебоксарах стоит каменная стела. На ней
– таинственные геометрические узоры. Восьмиконечная звезда, ромб,
спираль, дерево… «Равенство», «знание», «древо рода», «забота о детях»,
«дружба, общее дело» – гласят подписи под ними.
Это попытка расшифровать древний язык, которым говорят национальные
чувашские вышивки. Когда-то Чувашия была знаменита своими вышивками. Их
и теперь увозят отсюда туристы. Теперь у республики обнаружилось и
другое достояние.
Опубликованный недавно топ «500 лучших школ России» (независимый
рейтинг, составленный Московским центром непрерывного математического
образования по результатам всероссийских олимпиад и баллам ЕГЭ)
существенно изменил представление россиян о том, какие школы в стране –
лучшие.
Из 700 петербургских ОУ в «топ-500» попали 18 школ, в богатом нефтяном
Татарстане – 19, а в сельской Чувашии (школ там в полтора раза меньше,
чем в Петербурге) – 12.
Этот успех – не ошибка компьютера. Эксперты подтверждают: баллы ЕГЭ в
республике стабильно выше, чем в среднем по России, дети побеждают во
всероссийских олимпиадах, чувашские студенты успешно справляются с
программами ведущих российских вузов.
…Чувашия – дотационная республика. Здесь нет своей нефти. Здесь нет
богатых меценатов. Основное занятие населения – сельское хозяйство.
Единственный крупный город – Чебоксары.
Все здесь приходится делать своими силами. И руководителям республики
пришлось искать свой подход к образованию.
Сегодня в Чувашии перестали употреблять понятие «проблема отдельной
отрасли» или «ограниченная ведомственная ответственность». Даже если
федеральные законы делят ответственность и финансирование по отраслям,
в республике предпочитают исходить из понятия «социального блока», в
котором все взаимосвязано. Дети не учатся лучше оттого, что управленцы
бесконечно латают бюджетные дыры в отрасли «образование».
– Мы считаем, что все, что происходит в социальной сфере, –
взаимодополняемо, – говорит заместитель главы администрации города
Чебоксары по социальным вопросам Алла Салаева. – У нас в городе все
программы – совместные. Например, у нас нет отдельной программы
энергобезопасности, есть программа «Энергобезопасный город», в которую
входит множество объектов – от магазинов до школ и детсадов. Результат
реализации программы должен отражаться не на отрасли, а на горожанах и
на городе. Для нас это норма! И поэтому, когда мы говорим о школе, наша
цель – не работать на отдельную отрасль, а сформировать умного,
интеллигентного, с богатым внутренним миром маленького горожанина.
***
В Центре мониторинга и развития образования города Чебоксары убеждены,
что успех в «топ-500» связан в том числе и с новыми возможностями,
которые получили учителя Чебоксар и все чувашские педагоги. В том числе
– быть в курсе федеральных инноваций, обмениваться опытом с Москвой и
учиться у столичных специалистов.
– Если несколько лет двигаться в правильном направлении – это даст
результат, – считает руководитель центра Жанна Мурзина. – Я думаю, что
так сработала политика администрации города Чебоксары и Минобразования
Чувашии по взаимодействию с инновационными федеральными институтами и
особенно по развитию инновационных проектов повышения квалификации и
переподготовки управленцев и учителей. Это обучение позволяет
руководителям, финансистам школ и нашим учителям – как городским, так и
сельским – быть в тренде: знакомиться с инновациями, знать и
чувствовать все тенденции, которые появляются в столице. У нас
партнерские отношения с ФИРО, который ежегодно проводит обучение
педагогов, финансистов и управленцев образования. Чебоксарские
учреждения – в числе 12 федеральных победителей инновационной концепции
«Школа Сколково». Мы активно работаем с Институтом развития образования
НИУ-ВШЭ, который регулярно 2–3 раза в год приезжает к нам с обучающими
семинарами. В прошлом году наши школы вошли в проект ВШЭ по
формированию и оценке региональных систем образования. ВШЭ бесплатно
провела для нас обучение управленцев, педагогов, с выдачей документов
государственного образца. И вот результат: 12 школ республики, в том
числе 11 в Чебоксарах, независимые эксперты включили в число лучших в
России.
***
Настоящему учителю нравится учиться. И в Чувашии хотят, чтобы он учился
с интересом. А на повышение квалификации отправлялся, как на праздник.
– Мне кажется, мы нашли для этих стен жизнеутверждающий цвет, – говорит
Елизавета Казакова, ректор Чувашского республиканского института
образования минобразования Чувашии. – Здесь будут стоять кресла, здесь
учителя смогут выпить кофе, ксерокопировать документы или поработать на
компьютере. Им не надо будет стоять в очереди.
…В здании института (бывшего ИПК) с нуля создают большую учительскую
рекреацию. Так руководство решило проблему очередей при подаче
документов на аттестацию. «Нельзя же заставлять их стоять в очереди к
секретарю, – говорят здесь. – Люди приехали из села, устали».
В Чебоксарах 64 крупных ОУ, в них учатся почти треть всех детей в
Чувашской Республике. Но Чувашия – это еще и село. Более того, это по
преимуществу село. Одна из двенадцати школ, вошедших в «топ-500» –
сельская. Победы на олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ – это вклад
одновременно и городских, и сельских детей. А значит – это вклад их
учителей.
И учителей в Чувашии любят.
Любить учителей можно по-разному. Можно повышать учителям зарплаты.
Можно дать учителям как можно больше возможностей и много информации.
В дотационной республике склоняются к последнему варианту.
Еще несколько лет назад все чувашские учителя, приезжая в институт для
прохождения аттестации, сдавали экзамены по IT-технологиям. Экзамен
проходил напряженно: многие учителя боялись компьютера.
– Я справилась с экзаменом по компьютерным технологиям, но учитель,
который работал рядом со мной, даже не знал, на какие кнопки нажимать,
– рассказывала мне тогда директор МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского
района Татьяна Ефимова. – Другой педагог, как только увидел задания,
только рукой махнул, сказал: «Не буду я проходить эту аттестацию, все
равно год до пенсии».
Сегодня проблемы больше нет. Технически все ОУ республики готовы к
общению и обучению по интернету.
Территория чувашских школ покрыта Wi-Fi, учителя приучились выставлять
оценки в электронных журналах и присутствовать на вебинарах, во многих
школах действуют электронные системы контроля на вход и выход, а
родители получают SMS-уведомления о том, пришел ли их ребенок в школу.
И компьютерные страхи понемногу забылись.
Теперь на республиканском ресурсе для учителей открыты адреса лучших
педагогических практик Чувашии, дающих методику и возможность
пообщаться с коллегой, и ссылки на сайты школ и электронных библиотек
республики.
При этом выяснилось: современные каналы связи сами по себе не делают
образование современным. Как только педагоги освоили интернет, стало
понятно, что местных интернет-ресурсов для их профессиональной
деятельности недостаточно.
– Учителям для повышения квалификации необходим максимально
разнообразный состав преподавателей, – считает Елизавета Казакова. –
Современному педагогу требуются различные мнения, разные точки зрения и
разные преподаватели, в том числе для одного и того же контингента
учителей. С прошлого года мы заложили средства в особый почасовой фонд
и теперь можем приглашать для проведения занятий с нашими учителями
любого высококвалифицированного специалиста из Москвы или другого
города, если у педагогов будет запрос на его лекции. Занятия с лучшими
специалистами в своем деле для наших учителей – в том числе сельских –
будут бесплатными. Сейчас мы можем пригласить физиков из МГУ и отвезти
учителей физики в МГУ, пригласить специалистов из ВШЭ.
…Когда Чувашия вошла (одной из первых в стране) в эксперимент по ЕГЭ,
экспериментировали здесь много и увлеченно. Сравнивали решаемость
заданий ЕГЭ учителями и учениками, вывешивали сравнения в интернете. И
конечно, предлагали всем учителям в ходе аттестации для подтверждения
категории сдать ЕГЭ по собственному предмету. Оценка на аттестации
начислялась тогда в баллах: на ЕГЭ по своему предмету учитель мог
получить максимально 100 баллов, на втором этапе (проверка
IT-компетентности) – 50 баллов, на третьем этапе (защита работы) – 70
баллов. Итого – максимум 220 баллов. На высшую категорию надо набрать
не менее 180.
Вскоре после этого обнаружилось, что некоторые учителя просто побоялись
выходить на аттестацию.
– Известны случаи, когда люди сначала подавали заявления, а потом,
узнав, какова будет новая система аттестации, отказывались, – говорила
мне в те годы Людмила Турковская, председатель президиума Ассоциации
учителей Чувашии, преподаватель физики лицея № 18 города
Новочебоксарска. – В моем лицее лучшие учителя, которые имели высшую
категорию, категорически отказались участвовать в новой системе
аттестации. Они даже не подавали документы!
Можно было сколько угодно говорить о том, что педагоги капризничают.
Но в Чувашии учителям пошли навстречу.
– Наши учителя больше не сдают ЕГЭ по своему предмету. Уже второй год,
как мы отказались от этой практики, – говорит Елизавета Казакова. –
Экзамен, отдельно взятый от учебного процесса, от учеников, от
методики, от дидактики, ничего не дает. Не вывешиваем мы и корреляцию
результатов ЕГЭ учителей и учеников. Ведь очевидно: то, что западает у
учителя, западает и у ученика. Но все это уже пройденный этап.
Работающий учитель эти баллы наберет, он знает свой предмет.
А для сдачи экзамена по предмету в форме ЕГЭ учителей нужно оторвать от
уроков, привезти сюда. Зачем дети должны страдать? Кто будет заменять
учителей?
Всю деятельность педагога нужно смотреть на рабочем месте, а не в
отрыве от нее. Теперь для удобства учителей мы пошли на такую
процедуру: вместо одного из двух открытых учебных или внеучебных
занятий, которые он должен провести в ходе процедуры аттестации, он
может провести мастер-класс для педагогов своего предмета. Это делается
по его желанию, когда учитель приезжает на повышение квалификации. Для
многих это оказалось сложнее, чем ЕГЭ. Ведь мастер-класс нужно показать
асам своего предмета!
***
Учителей в Чувашии любят. В этом, наверное, и заключается причина
успеха чувашских выпускников при поступлении в столичные вузы. В
республике не нуждаются в том, чтобы повышать баллы ЕГЭ, решая за
школьников задания единого госэкзамена. И «топ-500» тому подтверждение.
Но в этом успехе звенит печальная нота: из маленькой сельской
Республики Чувашии началась утечка умов.
Ежегодно чувашские школьники сдают ЕГЭ, поступают в ведущие российские
вузы – и не возвращаются. Ежедневно образованные жители республики
разъезжаются по разным направлениям в другие города и тоже могут не
вернуться.
…Маршрутка из Чебоксар до столицы Татарстана Казани идет два с
половиной часа и проходит через три республики. Каждое утро через три
республики едут пассажиры, потому что дома для них нет
высокооплачиваемой работы.
Средняя зарплата по Республике Чувашии – 18 802 руб. Среднемесячная
зарплата чувашских учителей – 19 007 руб. Педагоги получают больше
других, и это справедливо: ведь они выпускают продукт на экспорт.
PS/
Рассказ о том, как в Чувашии придумали бороться с «утечкой умов»,
читайте в следующих номерах.