Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Кожурина Людмила

Карта образовательных чудес

Министерский заказ на «открытость» выполнен. Теперь и со школами у нас все будет так же прекрасно, как в «общественном» мониторинге учительских зарплат

Новость. Создана так называемая «Информационно-открытая интерактивная образовательная карта общеобразовательных учреждений России»; 30 ноября в Москве прошла межрегиональная конференция по внедрению этой карты в практику работы органов управления и общеобразовательных учреждений.

И стало видно всё…

Располагается карта на платформе http://www.kpmo.ru и позволяет «заглянуть» в любое образовательное учреждение страны и сразу увидеть показатели по десяткам параметров. От оснащенности оборудованием до учительских зарплат. В общем, как написано у Гоголя, «топнула ведьма ногой, и синее пламя выхватилось из земли; середина ее вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита», и стало видно все, что ни было под тем местом, где они стояли.
Гоголевскому персонажу, как мы помним, это волшебство счастья не добавило, наоборот – сокрушило. Но не то операторы тотального мониторинга: открытая база данных, заключенная в карте, по их мнению, позволит усовершенствовать систему управления, а именно – уйти от контроля и коррупции как принципов ручного управления. То есть существующий кризис управления, построенного на проверках и санкциях, будет преодолен за счет открытости данных. Автоматизация снизит меру субъективизма проверяющего уже за счет того, что личный контакт чиновника со школой будет минимизирован. И вот тогда у школы появится реальное пространство выбора и развития. Карта поможет изменить методологию управления! Ура.
Также эта замечательная карта поможет общественности/родителям сориентироваться в выборе школы на основании ее рейтинга и прочих открытых данных. В новой реальности (сами понимаете, нормативно-подушевой) конкуренция только на пользу учебному процессу. Так что сама школа должна быть просто счастлива: существование карты даст ей сервисы для размещения данных мониторингов, данных о позициях в рейтингах, в которых участвует, а также она получает возможность прохождения проверки документов на основании данных, представленных в публичном пространстве. А каковы будут последствия открытия информации о школе, кто и как будет с ней работать – не ее дело. Зато контрольно-надзорные органы вооружены объективной информацией до зубов.

Результаты просто волшебные

Объективной ли? Наши мониторинги устроены так, что их легко подтасовывать.     Например, уже не первый год мониторинг учительских зарплат, ведущийся на том же сайте КПМО, изумляет учителей и радует чиновников. Зарплата растет! Но мониторинг не показывает ни роста нагрузки учителей (ради докручивания до «средней» людей буквально заставляют брать полторы-две ставки, сокращая штат), ни экономию на оплате «другой педагогической деятельности», как, например, подготовка детей к конкурсам и олимпиадам.
Второе. Многие управления не допускают школы к заполнению зарплатных мониторингов, даже просят не смотреть сайт, мол, администрация города и так старается, как может. Вписано 17, получено 12 – а «принципиальных» нет, все бесправны.
«Директор выписал разрешенные экономистом премии трем учителям, деньги пойдут на штраф в 6000 – пожарникам. Штрафуют, что не огорожен пожарный водоем. В муниципалитете нет денег на стимулирующую», – рассказывает учитель. Ну и такое откровение от заполняющего: «Сама система мониторинга не закрывается и «краснеет» при попытке ввести реальную, но небольшую цифру, а вот подогнали к средней по региону – и чудо, он позеленел и закрылся».
Итак, средств на зарплату у муниципалитета нет, довести ее до средней по региону честным и ненасильственным путем невозможно, в результате ни один учитель не знает, сколько стоит его труд, и просит хоть какую, но гарантированную зарплату. И нам пишут: «А мониторинг этот – показушное вранье, которое ухудшает реальную ситуацию в школах, изгоняя из нее людей адекватных, оставляя послушных, отчего имитации в учебном процессе становится все больше».
Вам все еще нужна объективная картина дел по ЗП учителей? Так вот: о том, как формируется ФОТ, как распределяется, ни учителю, ни директору муниципальной школы узнать не представляется возможным. Вот что следовало бы рассмотреть на просвет.
Однако этот сомнительный зарплатный мониторинг встраивается в мегакарту прозрачности, и теперь прекрасным у нас будет всё: безопасность, спорт, творчество, электронная среда, здоровье, интернет, библиотека, контингент, инфраструктура, реализация ФГОС, документы…

О педагогической целесообразности

Уже многие, наверное, прочли о том, как 29 ноября Паси Сальберг, финский ученый, выступил в Таллиннском университете и разнес в пух и прах моду на экономические подходы к образованию. Для любого российского учителя это само собой разу­меется, ему ясно, что цель школы – дети, а не деньги. Никакой педагогической целесообразности в понятиях «конкуренция, рейтинг, бренд, менеджер, товары, услуги» (в этот момент письма на мой экран самопроизвольно и агрессивно выскочил сайт продажи авто) учитель не находит. Но надо, совершенно необходимо, чтобы именно идеолог лучшего в Европе финского образования произнес четко и ясно:
– Соревнование между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, – симптом болезни наподобие ВИЧ.
– Школы должны быть ориентированы не на бизнес, а на производство касающихся всех общественных благ.
– Образование нельзя подчинять правилам экономики, где выживают сильнейшие.
– Система должна подчеркивать равенство и предоставлять большие свободы.
Теперь буквально: «Во всех странах, где в основу системы образования встала экономическая модель, результаты теста PISA ухудшались год от года, в Финляндии же, наоборот, результаты улучшаются. Финны никогда не хотели быть лучше кого бы то ни было, у нас совершенно другая идея: максимально равные условия и избегающее конкуренции основное образование».
Паси Сальберг призвал подстраивать школы под детей, а не наоборот. Потому что после долгих лет зубрежки молодой человек не осознает того, что он умеет делать. Образование обязано позволить ребенку использовать половину учебного времени для изучения любимого дела.
…В общем, сопоставляя эти два информационных события, находишь плюс в том, что мир все-таки поликультурный, и в этом залог нашего спасения.

Рейтинг@Mail.ru