ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
PISA-2012: результаты объявлены
Российские показатели улучшились, но место в мировом рейтинге по-прежнему невысокое
На 3 декабря был назначен единый день объявления результатов
PISA-2012 в 65 странах мира. В России в этот день прошла
пресс-конференция на тему «Достижения российских учащихся» («РИА
Новости») с?участием первого заместителя министра образования и науки
РФ Натальи Третьяк; главного ученого секретаря Российской академии
образования Юрия Зинченко; научного руководителя Центра мониторинга
качества образования Виктора?Болотова. Результаты представила
Галина Ковалева, руководитель национальной команды исследования PISA в
России.
Лидируем в динамике своего
роста
Заместитель министра образования Наталья Третьяк напомнила,
что Россия участвует в PISА с 2000 года, и поначалу мы были
предпоследние в рейтинге, поскольку знать-то наши дети знают, но не на
том уровне, чтобы применять знания на практике. Но за прошедшие годы мы
подтянулись, теперь в середине списка, более того, в 2012 году
наметились положительные тенденции в результатах учащихся 15-летнего
возраста.
По сравнению с предыдущим циклом (исследование проводится раз в три
года, пройдено 5 циклов) повысились в баллах результаты по
математической грамотности, читательской и естественно-научной.
Увеличилось число учащихся с высоким уровнем грамотности, уменьшилось с
низким (всего в PISA 6 уровней). Однако средние баллы российских
школьников тем не менее ниже средних показателей, набранных учащимися в
PISA.
Ведомство рассматривает это исследование как площадку изучения
качества образования: мы можем сравнить себя с собой, а также с
похожими странами и со всем миром.
Галина Ковалева привела данные: в исследовании приняли участие
510 000 пятнадцатилетних школьников из 65?стран мира. Выборка
России – 5219?ребят из 227?образовательных учреждений 42?регионов.
Этого достаточно, чтобы перенести результаты на всю совокупность
15-летних.
В PISA-2012 основное внимание уделялось математической грамотности и
выявлению тенденций развития математического образования в мире. Также
проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового
типа интерактивных задач по решению комплексных проблем. Новым
направлением стало изучение финансовой грамотности учащихся.
Порогового уровня
математической грамотности достигли 77% учащихся
Из них 8% обладают высоким уровнем, то есть могут осмыслить,
обобщить, использовать информацию из разных источников в разной форме,
готовы моделировать задачу. «Ведь что такое математическая грамотность?
– вопрошала Галина Сергеевна и отвечала: – Это способность увидеть
математику в жизненной ситуации».
Она приводила примеры заданий, это всегда текст, который описывает
реальную проблему, а не задает условия задачи в лоб; данные разбросаны
в описании, и математическую проблему надо сначала увидеть, суметь
сформулировать, только потом решать. Но именно создавать модель
действия наши ученики затрудняются. У нас такую задачу решают 16%
ребят, тогда как в мире – 47%. Лидируют Шанхай, Сингапур, Гонконг. Они
свободны в применении, мы нет. Так, школьники из Шанхая получили 613
баллов по математической грамотности из 1000, мы – 494.
Также исследование отмечает средний уровень овладения алгебраическим и
геометрическим материалом и явно недостаточный уровень овладения
арифметикой и разделами вероятности и статистики. По мнению экспертов,
это объясняется особенностями программы российской школы. У нас
арифметика уходит после 6 класса. А в зарубежной школе она изучается
вплоть до 10-го. Курс статистики хоть и введен в школу, но
контролироваться в рамках аттестации стал недавно.
Еще один вывод: наши дети умеют применять нужную математику для решения
проблемы, но с интерпретацией решения, то есть с его представлением в
контексте поставленной проблемы дела обстоят плохо. Очевиден дисбаланс
навыков по сравнению с результатами детей других стран, и это тоже
связано с особенностями системы упражнений в учебниках, с традицией
преподавания.
На выходе получается, что в принципе посильные задачи наши дети не
решают, спотыкаясь о «жизненность» предъявляемого материала, о
требование самому составить задачу из проблемы.
Надо сказать, проигрывают и страны, взявшие курс на ослабление
формального математического обучения ради прагматического подхода. Нет,
у лидирующих свобода мысли и знание идут рука об руку.
Мы в конце рейтинга по
параметру «чувствую себя счастливым в школе»
Конкретно мы – 58-е из 65. Казалось бы, о каком счастье может
идти речь, если получение образования сопряжено с напряжением
преодоления, и вообще «полезное» не всегда значит «приятное»? Однако
если 15-летний человек не испытывает положительных эмоций в процессе
учения, это плохо характеризует систему образования. Исследование
содержит данные, которые позволяют формулировать представления о
комфортной для учебы среде, там, например, есть параметр «посещаемость».
Что же выяснилось? Во-первых, финансовые вливания не все определяют.
Разброс всего лишь в 20 баллов указывает на зависимость качества от
расходов страны на образование. Гораздо важнее стратегия управления
школами и организация образования в школе – она должна быть направлена
на мотивацию детей к учебе. Важно, где расположена школа: в крупных
городах дети учатся лучше, чем в малых, хотя в PISA-2012 наши сельские
школы сделали качественный рывок (увеличение на 21 балл у сельских
школ, тогда как у городских – на 6).
Звучало: математическую грамотность можно сформировать у всех детей, и
если учитель общеобразовательной школы говорит о «неспособности к
математике» конкретного ребенка, это плохой учитель. Хороший – кто?
Исследование помогает дать ответ и на этот вопрос. Первое – хорошо
знает свой предмет и может подстроить свое знание под ученика. Второе?–
поддерживает мотивацию, в том числе за счет того, что снимает
тревожность и поднимает самооценку. Может грамотно провести
диагностику, поскольку понимает, что учит он ребенка посредством
предмета, а не наоборот (преподает предмет посредством детей). Это на
самом деле и без PISA понятно: у такого учителя хотели бы учиться все
во все времена. Потому что счастье ученичества существует, этот
знакомый драйв самораскрытия и ощущения своего продвижения.
Ну и чтобы не возвращаться к теме: не потому ли Азиатско-Тихоокеанский
регион лидирует (в этом году в первую десятку вырвался и Вьетнам), что
глубокое уважение к учителю, мастеру – в основе культуры народов
Востока.
ФГОС и PISA
Говорили: мы не под международные исследования должны детей
готовить, а просто готовить хорошо, – но эксперты отмечали связь
произошедших изменений в образовании с участием страны в мировых
обследованиях, поскольку те тома данных, которые получает участник,
содержат уникальные данные для дополнительных исследований о том, что и
как влияет на систему образования страны. ЕГЭ, ГИА, затем ФГОС,
построенный на деятельностной парадигме образования?– рано или поздно
школа ее освоит. Об этом говорил Виктор Болотов:
– В первых исследованиях мы плохо выглядели, но в отличие от других
стран, которые в зеркале PISA себе не понравились и от участия
отказались, мы продолжали участвовать и по результатам корректировать
систему. Так что изменения к лучшему – это ожидаемые изменения. Сегодня
мы видим, что нужны другие учительские позиции, нужны другие учебники,
ориентирующие не на действия по алгоритму, а на грамотную работу с
информацией и умением практически применять полученные знания. Эта
работа впереди.
А Юрий Зинченко подчеркнул важность обновления психологии образования:
– Учесть механизмы, которые работают в полях образования других стран,
– значит понять, что школьник – это не пластилин и не собачка Павлова.
Это живая, динамическая саморазвивающаяся система, соответственно
математическое образование не столько предмет, сколько инструмент
развития ребенка. Воображение, логика, внимание – многие ментальные
вещи формирует современное математическое образование, из этого надо
исходить.
…Итак, первый обзор результатов мы получили. Впереди вторичные
исследования ученых и педагогические интерпретации. В заключение Галина
Ковалева поблагодарила команду ЦОКО и школы, которые помогли провести
исследование PISA-2012.
А мы, «ПС», обязательно продолжим тему.