Прозрения даруются только слышащим сердцам
2 декабря знаменитому Сергиево-Посадскому (Загорскому) детскому дому для слепоглухонемых исполнилось 50 лет
Мы публикуем приветственное письмо Александра Васильевича
Суворова, доктора психологических наук, выпускника детского дома,
и присоединяемся к поздравлениям.
«Я очень хотел быть лично на юбилее моего родного детдома, но у меня
неотменимые занятия со студентами, авторский спецкурс по совместной
педагогике. Истоки этого спецкурса тоже в истории нашего детдома –
когда, уже более тридцати лет назад, к нам в гости приезжали школьники
и студенты из Москвы, Ростова-на-Дону, Киева и других городов.
Они помогали детдому по хозяйству, а самое главное – дружили с
его воспитанниками. И я помогал им дружить – учил дактильному
алфавиту, знакомил с ребятами...
Многих людей хотелось бы вспомнить в связи с нашим полувековым юбилеем.
Прежде всего – Александра Ивановича Мещерякова, которому 16 декабря
2013 года исполнилось бы 90 лет. Тогда, на момент открытия детдома,
Александр Иванович заведовал лабораторией изучения и обучения
слепоглухонемых детей научно-исследовательского института дефектологии
Академии педагогических наук СССР.
…Детей в лабораторию приводили, а деть их было некуда – могли помочь
родителям только консультацией. Нужна была специальная школа для них.
Стали писать бумаги в разные инстанции, но Министерство просвещения
отвечало, что это дело Министерства социального обеспечения, а те
писали, что минпросовское. Сколько бы лет вертелась эта карусель –
неизвестно. Но с отчаяния написали письмо Ворошилову, и тут пришло
срочное, категорическое указание немедленно, в двадцать четыре часа,
подготовить всю необходимую документацию для того, чтобы открыть школу.
Стали готовить учителей – обучали дактилологии, брайлевскому алфавиту
для слепых, печати на брайлевской и обычной машинке… но хорошим
учителем у нас в школе был тот, у кого было два качества: честность и
добросовестность. Ну и конечно, он любил свою работу.
Александр Иванович умер 30 октября 1974 г., когда детдом существовал
уже одиннадцать лет. Его книга «Слепоглухонемые дети. Развитие психики
в процессе формирования поведения» – самая добрая книга из всех, какие
мне за всю жизнь довелось прочитать. А когда 13 сентября 1964 года
меня, одиннадцатилетнего мальчика, привезли в детдом, самым первым и
решающим впечатлением было: я попал к очень добрым людям...
Обучение слепоглухонемых детей под руководством Мещерякова стало
научной сенсацией. Наш детдом называли «синхрофазотроном общественных
наук», сравнивая – по значению для науки – с синхрофазотроном в Дубне.
И я горжусь тем, что вырос в загорском «синхрофазотроне» и с ним так
или иначе связана вся моя жизнь.
Поздравляю всех с тем, что детдом существует!»