Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

МЫ ОТКРЫВАВЕМ МИР, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ СЕБЯ


Олейников Алексей

История планетарного масштаба

Проект «Big History» задает новые стандарты изучения человеческой цивилизации

Известно: чтобы предвидеть будущее, надо знать прошлое. Но как именно нужно изучать прошлое, чтобы понять наш стремительно меняющийся перенасыщенный информацией мир, в котором образы будущего меняются быстрее, чем мы успеваем их осознать? Самый яркий пример – проект «Большая история», Big History Project (https://www.bighistoryproject.com/bhplive). 

Впервые об изучении универсальной истории (мегаистории) задумался 150 лет назад энциклопедист Александр фон Гумбольдт, мечтавший создать «объемную» картину исторического развития природы и человека. Затем Герберт Уэллс сделал попытку всеобщей истории в «Очерках истории цивилизации».
Нынешняя концепция «универсальной истории» сформировалась в 90-х, а в середине 2000-х была создана Международная ассоциация. В марте 2011 года на конференции TED историк Дэвид Кристиан за 18 минут прочитал краткую лекцию по новому предмету.
Лекцию услышал Билл Гейтс, идея его вдохновила. Он встретился с Кристианом, и у них родилась концепция Big History Project – проекта, в котором дается целостное видение развития мира с точки зрения истории, космологии, геологии, физики и социологии (всего 20 разделов).
Идея красива. Провести студентов от простого к сложному, шаг за шагом показывая, как качественно усложняется Вселенная: от кварк-глюонного первичного «супа» к рождению частиц, собирающихся в атомы. От образования элементов водорода и гелия к зарождению звезд. От создания планет к появлению жизни, человека разумного и началу нашей истории... И дальше, к сегодняшнему дню, обнаруживая закономерности развития различных процессов (геологических, химических, биологических).
Соотнося эти исторически-разнона­правленные процессы, студенты видят, как из их взаимодействия рождается целостная картина живого, пульсирующего поля вселенской истории, в которую на разных уровнях вписаны все значимые (то есть имеющие последствия для будущего) события. В рамки мегаистории включена и всемирная история (история общества от нижнего палеолита до наших дней), и глобальная история (истории Земли и биосферы).
Как сказал Фрэнсис Фукуяма, универсальная история – «это не энциклопедический каталог всего, что известно о человечестве, а попытка найти осмысленную общую закономерность в развитии человеческих обществ в целом».
Концепция мегаистории родилась из стремления получить ответ на один из главных естественно-научных парадоксов современной картины мира: как возможна жизнь? Ведь существует она вопреки известным нам законам физики. Согласно второму началу термодинамики, которому подчинены процессы во Вселенной, всё в мире стремится от состояния порядка к хаосу. Всё распадается, гаснет, остывает, свет уступает тьме...
Мир должен разрушаться, а он усложняется. Почему?
 Один из ответов и истоков концепции универсальной истории – работы бельгийского химика и физика русского происхождения Ильи Пригожина. Он показал: если в разнообразно сложную систему закачивать энергию, то в системе начинается образование новых структур, идут процессы системного усложнения материи. Например, энергия гравитационного сжатия из облака газа создает звезды и планеты, а энергия Солнца – жизнь на этих планетах.
А дальше процесс идет все быстрее и быстрее...
Суммируя данные разных наук, рисуется такая картина: от прошлого в будущее растет частота ключевых событий, происходящих на нашей планете. Получается сходящаяся функция: кривая, которая стремительно возрастает, пока не упрется в некий предел. То есть мир усложняется качественными скачками, каждый скачок – преодоление кризиса. Для каждого следующего скачка требуется все меньше времени, и чем дальше мы продвигаемся в будущее, тем плотнее сжимаются витки времени. Это «эффект ускорения исторического времени». Все эволюционные процессы в своем развитии подчинены этому закону. При этом предыдущий, менее сложный процесс как бы тормозится при появлении следующего. Геологическая эволюция запустила химическую, а сама «замерла», химическая – запустила биологическую, затем пришел черед человека, а развитие биосферы «встало». Причина – в качественном усложнении каждой последующей системы, в которой обмен информацией ускорялся.
По прогнозам, кривая эволюции упрется в потолок в середине XXI века. Именно тогда произойдет «схлопывание истории».
Каков будет следующий скачок роста Вселенной, что он породит и где в этом процессе место человеку?

***
Билл Гейтс и Дэвид Кристиан уверены, что шанс создать собственную внутреннюю карту мироздания, возможность научить детей включать себя, развитие человечества и сумму накопленных им знаний во вселенский контекст гораздо важнее локальных знаний по тому или иному предмету, которые ученики смогут дополнительно получить.
Сегодня мы слишком специализированы, слишком разобщены. Мы всё еще кроим детей по лекалам индустриального общества. «Большая история» – проект XXI века, он подразумевает, что ученик будет менять профессии, будет идти по жизни, как серфер по волне – наискосок, и ему важнее видеть взаимосвязь наук, событий, явлений, концепций, иметь под рукой широкое поле идей, методов и законов. Курс «Большая история» дает понимание и осознание связей, существующих между людьми и Вселенной, используя накопленные знания об окружающем мире.
Мы единственный вид, у которого есть история. И сегодня, всего спустя 200 тысяч лет после своего предполагаемого появления, «человечество представляет собой глобальный мозг, состоящий из почти 7 миллиардов единиц», – говорит Дэвид Кристиан.
Этому планетарному мозгу надо решить сложнейшую задачу – как избавиться от энергетического бремени, от использования ископаемых видов топлива. Мы сжигаем собственное будущее каждый день. Мы можем погубить мир. Именно для этого возникают такие синтетические дисциплины, как универсальная история, и такие проекты, как «Big History».
Возможно, наши ученики, научившись мыслить в масштабах планеты и интересах человечества, найдут выход.

***
 При разработке курса «Большая история» акцент сделан на взаимосвязи наук, на том, как законы одной науки могут влиять на области других наук, причем изучаются как сами предметы, так и их доказательная база, поскольку важны не только факты, но и то, какими научными доводами они подкрепляются.
Охват наук – от астрономии и физики до геологии, биологии, климатологии и археологии. Адресат проекта – школьники 9 и 10 классов, формат обучения – очный и с помощью онлайн-курсов.
В 2012–2013 году разработчики тестировали курс в закрытом режиме, в котором приняли участие семь школ в США и две школы в Австралии. В 2013 году, после оценки результатов, в Сети появился бесплатный учебный план и программа курса, доступные всем.
К началу 2013 года в пилотной программе участвовали 80 школ и примерно 200 учеников. Почти все школы используют этот курс в формате элективного.
Проект международный, и в нем задействован в том числе и МГУ, который в сотрудничестве с Университетом Беркли и подразделением Microsoft Research разрабатывает проект Chronozoom (http://www.chronozoomproject.org/) – это интер­активная временная шкала от момента Большого Взрыва до наших дней.
Осенью этого года проект открылся для всех. Теперь в проекте можно принять участие как в формате учитель–класс, так и в ранге вольнослушателя.
Сегодня по адресу https://course.bighistoryproject.com/ можно заполнить краткую анкету и получить доступ к проекту.
Лекции читают ведущие профессора университетов Беркли, Массачусетского технологического и других. Среди прочих замечен, например, Салман Хан – создатель проекта бесплатного онлайн-образования Академия Хана (одного из революционных образовательных проектов последнего времени, мы писали о нем («ПС» №1, 2013 года). Наука и образование выше бизнес-интересов и границ.
Правда, все материалы на английском, но ведь для некоторых наших учеников это уже не препятствие?
 Предусмотрена и система онлайн-обучения и оценки на базе виртуальных обучающих сред Moodle (https://moodle.org/) и Haiku (http://www.haikulearning.com/). Как обещают разработчики, курс настраивается под нужды преподавателей – можно подобрать сложность материала от вечерней школы до институтского уровня. А совсем недавно у «Большой истории» появился и телеканал http://www.history.com/shows/big-history.

Рейтинг@Mail.ru