ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Крыщук Николай, Дрейден Сергей
Актер без актерства
Тихие разговоры с Сергеем Дрейденом
Сергей Дрейден шел к своей нынешней славе тихой походкой
петербургского интеллигента, обходя места скопления людей, где было
слишком много патетики, агрессии и выспренности. То есть, превыше всего
ценя достоинство и автономность, с усмешкой шел мимо именно тех людей и
обстоятельств, которые и сотворяют алкогольный настой славы. Сегодня
его можно увидеть на сценах многих столичных театров, ведущие
кинорежиссеры вдруг почувствовали острую потребность в этом персонаже
уходящей эпохи. Удивительная, вообще говоря, история. Я счастлив, что
некогда судьба свела нас с Сергеем на радио. Теперь спектакли с его
участием идут в эфир под рубрикой «Из золотого фонда “Радио России”». И
вот спустя много лет мы встретились.
Николай Крыщук. Сергей,
твой отец, театровед и знаток театра, был в свое время известным
человеком, хотя от тебя я об этом ни разу не слышал. Знаю о Симоне
Дрейдене по дневникам Чуковского и Шварца.
Сергей Дрейден.
Шварц в 22-м году был литературным секретарем Чуковского. А в 23–24-м
секретарем Чуковского стал Симон. Вот откуда началась их дружба. Симон
учился в Тенишевском училище вместе с Колей Чуковским. Может, не будь
этой встречи, он не познакомился бы с Корнеем Ивановичем и не пошел бы
по пути писания. То есть, многое в жизни образуется из случайных встреч.
Не могу не привести цитату из дневника Евгения Шварца. О своих друзьях
и знакомых он писал, листая телефонную книгу: «Следующая фамилия – Сима
Дрейден. Вот уж кто в фокусе. Помню я его с первых дней приезда в
Петроград. …Он был самый длинный, патлатый и хохочущий из всех. Тощий.
В очках. Необыкновенно и энергичный, и рассеянный в одно и то же время.
Вот рецензии его стали печататься, и скоро мы все привыкли к тому, что
Сима Дрейден – журналист, рецензент, театровед. Так и пошли годы за
годами. ...От обычных критиков отличала его именно правдивость всего
существа. Он и в самом деле во многих случаях, в большинстве – писал
искренно».
Н.К. Мои
предки из крестьян, поэтому одним уже своим рождением в Ленинграде я от
родственного круга оказался оторван. А ты – потомственный интеллигент,
да еще и отец писал о театре. На тебя как-то влияло такое происхождение
и соседство?
С.Д. Конечно
– родительский круг. Отец был свободным журналистом, но очень тесно
связанным с Пушкинским театром, делал литературные записи воспоминаний
Черкасова, Корчагиной-Александровской, Юрьева. В начале войны семья
уехала с Пушкинским театром в Новосибирск, где в сентябре 41-го я
родился. А в 43-м отца пригласили в Камерный театр Таирова в Москву. Мы
жили за кулисами Камерного театра до тех пор, пока не разгромили
Таирова. Потом вернулись в Ленинград в 48-м. А через год отец –
космополит и пособник сионистов – попал в лагерь на 10 лет. Через пять
лет его реабилитировали, и он вернулся к нам. А года через три они с
мамой разошлись, и отец уехал в Москву.
Так вот, друзья отца во время его лагерной отсидки не оставляли нас. А
друзья были неслабые: Сергей Владимирович Образцов, Леонид Антонович
Малюгин, драматург, автор пьесы и сценария фильма Юткевича «Сюжет для
небольшого рассказа» и не только: Александра Яковлевна Бруштейн, автор
многих пьес для детей и чудных воспоминаний о своем детстве. Каждые
каникулы я ездил в Москву и жил в домах у друзей родителей: два дня у
одних, два у других.
Н.К. Если
судить по дневнику Шварца, вы с отцом похожи. То же стремление к
подлинности и нежелание отступаться от своего, сочетание энергии и
внешней рассеянности – тихая эксцентричность. Ты чувствуешь эту связь с
отцом?
С.Д. После
возвращения отец принялся за мое направленное воспитание. До его ареста
я его плохо помнил. То есть помнил внутренним зрением, благодаря
рассказам других. Когда я его увидел в 1954 году, он вызвал у меня
напряжение с первого момента. Я приехал из пионерского лагеря на
Финляндский вокзал, меня встречала мама, а рядом с ней стоял дядька,
которого я испугался. Мне было тринадцать лет. И когда вечером мама
отмывала меня от пионерского лагеря, я сказал ей: «Мама, я не хочу с
ним жить». Я почувствовал угрозу себе. Моя мама – Зинаида Ивановна
Донцова – была строга, у нее был крепкий характер. Она всегда могла
найти со мной общий язык, но на любой проступок переставала со мной
разговаривать. Для меня это было страшное наказание. Ее воспитал отец –
старший дворник Казанского собора, из крестьян Ярославской губернии, из
деревни Ременицы. В 20-е годы она окончила Институт Слова, который
готовил чтецов-декламаторов, один на один выходила перед самой разной
публикой. И, как я сегодня себя понимаю, именно это сыграло в моей
жизни решающую роль – иметь смелость быть один на один с неизвестными
людьми. Маму я очень любил.
Н.К. В
первых фильмах ты снимался под ее фамилией. Чтобы отделить актера кино
от актера театра?
С.Д. В
общем, да. Но я еще хотел свою мать «выпустить вперед». Я в большей
мере интуитивно культивировал в себе мамин характер. Не умаляю значения
отца. Круг чтения – это все от отца. Он мне такие самиздатовские штуки
давал. Совместные походы в театр, в Дом кино. Но последние три-четыре
года его жизни мы не виделись. Он и кина мои не видел, потому что к
тому времени ослеп.
Н.К.
Расскажи, пожалуйста, как начиналась твоя актерская карьера.
С.Д. Получив
диплом на Моховой, я спохватился, что четыре года валял дурака и ничему
не научился. Попросился в театр Райкина, посмотреть, как он работает,
поучиться у него. Для меня это было очень полезно. Проработал я там
четыре месяца и ушел сам.
А дальше – поехал в Приозерск, где руководитель Народного театра,
чудный дядька по фамилии Краснопевцев, доверил мне молодежную студию. И
вот тут я запоем стал учиться. С ребятами прошел первый курс. Главное,
почувствовал вкус к самообразованию. Я и так читал много, но тут стал
догонять свое актерство. Чуть позже появится Михаил Чехов – «Техника
актера», Михоэлс и много еще чего. Фактически всю свою библиотеку отец
оставил мне. Дома я устраивал театральные представления, сочинять
что-то начал. Увлекся Достоевским, даже начал репетировать «Записки из
подполья», открыл для себя западную драматургию – пьесы Сарояна,
Ионеско, Осборна...
Потом много чего было. Театр на Литейном, Театр комедии с Акимовым,
«Современник». Я был сильно увлечен «Современником», но, пробыв там
четыре месяца, понял, что это увлечение зрительское. Извинился перед
Ефремовым и уехал.
Н.К. Ты
такой резкий, неуживчивый, больной справедливостью, отстаивающий
собственное призвание и достоинство, перфекционист? Ведь у Райкина ты
определенно не захотел исполнять роль фона для великого актера. Мне
вспоминается эпизод из твоей биографии, когда после домашнего обучения
тебя отдали в школу № 203, бывшую «Анненшуле», в которой
учился, в частности, Иосиф Бродский, а ты через 10 минут после начала
первого урока встал, взял портфель, собрал туда тетради и объявил: «Мне
пора домой». А может быть, просто так жизнь складывалась? Ведь тебя в
свое время, как сына врага народа, исключили из пионеров.
С.Д.
Обстоятельства всегда были разные. А в Театр комедии я вернулся на
десять лет. Но и оттуда, когда началась всякая фигня – пошли интриги за
одного режиссера против другого, – ушел.
Потом было опять же много чего. Потом был «Мрамор» Иосифа Бродского. Мы
играли его с Колей Лавровым, а ставил Гриша Дитятковский.
Н.К. Помню.
Галерея «Борей». Народ ломился. Едва ли не вы первые и вывели на
театральную сцену Бродского. Это был 96-й год.
С.Д. И
пошло, и пошло. Со мной заключали договоры на отдельные спектакли БДТ,
Театр на Литейном, «Приют комедианта». На сцене МХАТ в «Вишневом саде»
я играю Гаева десять лет. Почти столько же играю в театре Et Сetera
«451о по Фаренгейту». Обе постановки – Адольфа Шапиро. Такая
контрактная система похожа на отношения в кино, и меня это устраивает.
Н.К.
Интересная картина получается. Четверть века ты бежал от театров и
погони за собой не ощущал. Теперь театры бегают за тобой. Снимался в
кино, в основном в небольших ролях. Замечательно работал на радио. Но
слава, видимо, требует визуальности. Больше всего ты, похоже, хотел
свободы. Вот жить с Аллой Соколовой, у которой за спиной были уже
«Фантазии Фарятьева», семейно-театральной жизнью: сочинять спектакли, а
летом уезжать в геологические партии – это да, это радость, это свобода.
С.Д. Именно,
именно!
Н.К. И вдруг
с началом перестройки началась востребованность. «Фонтан» Юрия Мамина,
1988 год. Успех ошеломительный. Говорят, что американские сенаторы даже
специально заказали этот фильм для просмотра, чтобы понять, что такое
современная Россия. 1992-й – «Окно в Париж». Тут, правда, чуть не
сорвалось. По инерции того времени искали актера поглянцевитее. И снова
успех. Тебя не только стал узнавать в лицо массовый зритель, но и
режиссеры: Борис Фрумин, Сергей Снежкин, Дмитрий Астрахан, Григорий
Никулин (мл.), Владимир Бортко, Андрей Хржановский. В «Русском ковчеге»
Александра Сокурова ты исполняешь главную роль – маркиза де Кюстина.
Молодой режиссер Борис Хлебников дает тебе главную роль в картине
«Сумасшедшая помощь». И удача за удачей, премия за премией. «Ника»,
«Золотой софит» (трижды), «Золотая маска», Царскосельская
художественная премия. Перечислил далеко не все. Только за прошлый год
ты получил три премии, в том числе «За легендарный творческий путь и
уникальную самостоятельность в актерской профессии». Названием этой
премии, собственно, можно было бы и закончить – оно многое, если не все
объясняет. Но хочу все же спросить: как ты сам считаешь, почему именно
те годы, которые для многих, в том числе замечательных, актеров
оказались временем простоя, тебе принесли известность и счастье
творчества? Ты нашел своих режиссеров, свои театры, своих авторов. И не
глянцевитая внешность перестала мешать и тихий голос. Тебе хорошо в
этом времени, с молодыми?
С.Д. Голос
мне мешал, когда меня заставляли заниматься сценической речью. Тогда
были сплошные недостатки. На самом деле достаточно было одобрить мой
голос, и все оказывалось в порядке. Мне говорили: «Не слышно!» А я
сознательно говорил тихо. Мне всегда казалось, что голосовые надбавки
убивают огромное количество нюансов. Эти надбавки – для публики,
которая кричит: корми меня! А я не хочу ее кормить. Давай по-честному.
А с «этим временем» очень просто: я не берусь за сценарии и пьесы,
которые ничего не говорят моему уму и сердцу. Если же времени
пригодились Стриндберг, Шекспир, Гоголь, Чехов, Хармс, Бродский – то и
слава богу. Мне-то они и прежде были интересны. Только теперь я еще
могу их тексты исполнять. О чем еще? Да, о молодых. Те, с кем я имею
дело, не такие уж молодые. Им всем за сорок. Они умны, талантливы,
остроумны, и я дорожу этими отношениями.
...Сергей Дрейден и актер, и человек подлинный, искренний,
внутренне свободный. Его нынешний успех говорит не только о редкостно
справедливом вознаграждении таланта, но и о том, что наше время не так
уж безнадежно. Хотя и сегодня лицо его не из тех, что мелькают на ТВ, и
слава – среди немногих, кто продолжает любить театр. Закончу словами
Алисы Фрейндлих, которые она сказала, вручая ему премию Владислава
Стржельчика: «Недавно я посмотрела спектакль «Мой уникальный путь» в
«Приюте комедианта» и была ошеломлена. Я сразу вспомнила и спектакль
«Потерянные в звездах», и «Мрамор», и «Отец»… Этот артист не потерял и
не предал того самого театра, который мы, «старички», исповедуем и
которым мы клянемся».