В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИКИ
«Не надо», «не смей», «у тебя не получится»
Психологи подсчитали: в период от года до шести ребенок слышит в свой адрес от пятнадцати до двадцати тысяч негативных оценок
Опираясь на богатый опыт работы в школе, каждый учитель
скажет: у большинства наших детей заниженная самооценка. У некоторых –
завышенная. А вот ребенок с адекватной самооценкой – большая редкость.
В беседе с родителями детский психолог Алла Слотвинская рассказывала о
том, как влияет на самооценку ребенка отношение к нему самых близких
людей…
…Существует четыре основных фактора, влияющих на самооценку
ребенка. Первый и самый главный – безусловная любовь родителей. Пусть
воспитатель в детском саду или учитель в школе ценит тебя за что-то, но
родители любят тебя любым.
Второй – четко установленные границы дозволенного. Хорошо, если эти
границы возникают лишь в связи с правилами безопасности. Причем
нормальная самооценка формируется не тогда, когда ребенок боится
нарушить и избегает риска, а когда сам прогнозирует последствия. К
этому приучают: порвал книжку – клеим вместе, потерял машинку в парке –
ищем и т.д.
Третий фактор – признание взрослыми ценности мнения ребенка, уважение
его желаний. Это очень трудное задание. Не секрет, что у большинства из
нас к чужим мнениям жгучая нетерпимость, а тут – к детскому желанию.
Четвертый, самый неочевидный фактор, но очень важный: если у кого-либо
из родителей беда с самооценкой, ребенок подсознательно примеряет эту
модель отношения к себе. Ведь поначалу каждый копирует значимых
взрослых. Это может страшно раздражать родителей, но стоит отнестись к
этому копированию как к поиску себя, как к примерке разных масок.
Однако думать так сложно мало кто готов, и вот психологи подсчитали: в
период от года до шести среднестатистический ребенок слышит в свой
адрес от пятнадцати до двадцати тысяч негативных оценок. Это не всегда
прямые оскорбления: в копилку занижения самооценки падают и такие
фразы, как «у тебя не получится», «ты этого не сможешь», «ты еще
маленький», «не смей», «не надо», и тому подобные. Изо дня в день
родители формируют у своих детей негативный диалог с собой. Ведь все
эти «не сможешь» звучат у ребенка в голове и когда он один! И
постепенно там складывается внутренний монолог про «другие лучше, я
плохой». О том, что ядовитый «урожай» уже созрел, безошибочно
свидетельствует такой признак: ребенок недоверчиво относится к
искренней похвале.
Ну а адекватная самооценка ребенка определяется внутренним монологом «я
хороший, я ценный, я любимый». Да-да, именно адекватная, а не
завышенная. Самооценка контактного, позитивного, снисходительного к
чужим промахам и ошибкам человека.
Тут надо сказать, что завышенной самооценки родители дошкольников могут
не бояться, это вариант нормы. Постепенно она выровняется, но для
начала пусть будет больше – добрать труднее, чем отбросить лишнее.