Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИКИ


Коротеева Мария

«Не надо», «не смей», «у тебя не получится»

Психологи подсчитали: в период от года до шести ребенок слышит в свой адрес от пятнадцати до двадцати тысяч негативных оценок

Опираясь на богатый опыт работы в школе, каждый учитель скажет: у большинства наших детей заниженная самооценка. У некоторых – завышенная. А вот ребенок с адекватной самооценкой – большая редкость. В беседе с родителями детский психолог Алла Слотвинская рассказывала о том, как влияет на самооценку ребенка отношение к нему самых близких людей… 

…Существует четыре основных факто­ра, влияющих на самооценку ребенка. Первый и самый главный – безусловная любовь родителей. Пусть воспитатель в детском саду или учитель в школе ценит тебя за что-то, но родители любят тебя любым.
Второй – четко установленные границы дозволенного. Хорошо, если эти границы возникают лишь в связи с правилами безопасности. Причем нормальная самооценка формируется не тогда, когда ребенок боится нарушить и избегает риска, а когда сам прогнозирует последствия. К этому приучают: порвал книжку – клеим вместе, потерял машинку в парке – ищем и т.д.
Третий фактор – признание взрослыми ценности мнения ребенка, уважение его желаний. Это очень трудное задание. Не секрет, что у большинства из нас к чужим мнениям жгучая нетерпимость, а тут – к детскому желанию.
Четвертый, самый неочевидный фактор, но очень важный: если у кого-либо из родителей беда с самооценкой, ребенок подсознательно примеряет эту модель отношения к себе. Ведь поначалу каждый копирует значимых взрослых. Это может страшно раздражать родителей, но стоит отнестись к этому копированию как к поиску себя, как к примерке разных масок.
Однако думать так сложно мало кто готов, и вот психологи подсчитали: в период от года до шести среднестатистический ребенок слышит в свой адрес от пятнадцати до двадцати тысяч негативных оценок. Это не всегда прямые оскорбления: в копилку занижения самооценки падают и такие фразы, как «у тебя не получится», «ты этого не сможешь», «ты еще маленький», «не смей», «не надо», и тому подобные. Изо дня в день родители формируют у своих детей негативный диалог с собой. Ведь все эти «не сможешь» звучат у ребенка в голове и когда он один! И постепенно там складывается внутренний монолог про «другие лучше, я плохой». О том, что ядовитый «урожай» уже созрел, безошибочно свидетельствует такой признак: ребенок недоверчиво относится к искренней похвале.
Ну а адекватная самооценка ребенка определяется внутренним монологом «я хороший, я ценный, я любимый». Да-да, именно адекватная, а не завышенная. Самооценка контактного, позитивного, снисходительного к чужим промахам и ошибкам человека.
Тут надо сказать, что завышенной самооценки родители дошкольников могут не бояться, это вариант нормы. Постепенно она выровняется, но для начала пусть будет больше – добрать труднее, чем отбросить лишнее.

Рейтинг@Mail.ru