О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Изабель
Назаре-Ага
Они играют на ваших
чувствах!
СПб.: Питер, 2013
Распространенная история: вы встречаете человека, который занимает все
больше места в вашей жизни, притягивая к себе внимание, вынуждая делать
уступки и одолжения, общение с ним опустошает, нервирует, разрушает
здоровье и вгоняет в депрессию. Одним словом, вы попали под влияние
манипулятора.Автор – психолог, признанный специалист в области
распознавания и противодействия манипуляции. Ее книги по этой тематике
чрезвычайно популярны и переведены на многие языки. Она поясняет, под
какими масками скрываются те, кто «играет на ваших чувствах» – от
очаровательного рубахи-парня до скромной серой мышки с тихим голосом.
При этом раскрывает механизм воздействия каждого и приводит список
характеристик, присущих всем манипуляторам вне зависимости от его типа.
Не менее интересны внешние признаки: особый взгляд, характерные жесты,
манеры, выражение лица. Ну и конечно, сам механизм, в ходе которого
вполне взрослый, разумный человек подпадает под чужую волю, начинает
испытывать чувство вины и, даже понимая разрушительность ситуации, не
может сказать «нет». Автор рассматривает основные элементы процесса и
отвечает на главные вопросы, которые могут возникнуть у жертвы
манипуляции. Например, в какой степени в происходящем виноват он сам?
Можно ли нормализовать отношения, сделать их равноправными? Насколько
сознательно действует манипулятор и что его толкает на это?
Но главное – это умение применять принципы контрманипуляции. В книге
приведено немалое количество ситуаций и сцен, когда манипулятором
оказывается член семьи, коллега, приятель, – вскрывается механизм его
воздействия и даются рекомендации относительно того, как избежать
нежелательного влияния.
А.В.Ипатов
Подросток: от
саморазрушения к саморазвитию
СПб.: Речь, 2011
Подростки доставляют немало неприятностей окружающим. Но еще
больше – самим себе. Психологи называют это аутодеструкцией,
стремлением к саморазрушению, которое проявляется «в наркомании,
токсикомании, алкоголизме, попытках самоповреждения, суициде, пропусках
школьных занятий, бессодержательном времяпрепровождении». В книге
изложен опыт психологической коррекции саморазрушительного поведения у
безнадзорных подростков.
Автор – психолог, работающий в коррекционном детском доме. Говоря о
проблеме, он сравнивает аутодеструкцию «с айсбергом, где
саморазрушительное поведение – его верхушка, видимая часть, то, что
осуждается обществом, заботит, волнует родителей и учителей. Но
существует и подводная, невидимая часть – это причины и условия
саморазрушительного поведения». Анализируя их, автор говорит о семейной
ситуации, об особенностях подросткового кризиса, о личностных
особенностях. Все эти факторы нужно учитывать, говоря о подростках с
девиантным поведением, чтобы выбирать верное направление для коррекции
и специалистов, которые будут этим заниматься. Ведь процесс сложный и
требует согласованных действий социального работника, психолога,
семейного психотерапевта, юриста.
Опыт работы с подростками тринадцати-четырнадцати лет обобщен в виде
программы психологической помощи: задачи, этапы, условия, результаты.
За довольно сжатым научным изложением угадывается большая многоплановая
и явно живая работа, но именно угадывается. Контраст содержания и стиля
изложения слегка сбивает с толку. Тем, кто в восприятии ориентируется
не столько на таблицы и графики, сколько на примеры, придется приложить
усилия, чтобы добраться до Приложения, где собраны тесты, опросники и
собственно описание занятий по программе, помогающей подростку пройти
путь от саморазрушения к саморазвитию.