Укрупнение, и точка!
Однако станет ли эта точка точкой отсчета истории новой успешной школы или только финалом прежних педагогических усилий – большой вопрос…
Управленческие решения, не имеющие под собой ценностных
и человеческих оснований, проводятся на удивление легко. Велели
– делаем. Даже если во вред – делаем. Между тем повеления нарастают
в геометрической прогрессии, исполнять их становится физически
невозможно. Вопрос: когда уже пора кричать «стоп машина», а когда уже
поздно?
Десять лет термину «оптимизация сети», все эти годы шло
сокращение числа школ на территории РФ. Региональные системы получали
финансовое поощрение в обмен на результат. В ходу было такое
разъяснение: оптимизация проводится в пользу детей, которые получают
доступ к ресурсам хороших школ: компьютерным классам и интерактивным
доскам, оборудованным спортзалам и сильным учителям. Тогда оптимизаторы
на все лады кляли несознательный народ, держащийся за школу в шаговой
доступности, не верящий ни в наши дороги, ни в водителя автобуса, ни в
радость ждать автобус на дороге. Однако решение задачи обеспечили, а о
том факте, что для многих детей школьное детство свелось к пребыванию в
интернатах, история умалчивает.
И вдруг эта тема вынырнула из нетей: сливают образовательные
организации в Москве. Стоит протестный шум, но есть в нем и такой
голос: почему мы не слышим тех, кто доволен объединенной школой?
Действительно, московская ситуация другая: в результате слияния может
появиться образовательное пространство для каждой возрастной ступени в
отдельном школьном здании, где все будет работать на развитие ребенка.
И для Москвы она не новая. Поэтому мы поговорили с директором большой
школы, собранной из трех соседних общеобразовательных, и нескольких
детских садов – из десяти прежде отдельных организаций:
– Объединяться мы стали еще в 2008 году. В этом была
необходимость, так как желающих учиться в нашей школе всегда было
больше, чем могло вместить школьное здание, а соседние школы обмелели.
Процесс проходил сравнительно легко, порадовали энтузиазм и доверие
педагогического коллектива. Потом к нам пришли заведующие детских
садов: почти все родители, чьи дети воспитываются в этих детских садах,
собираются подавать заявления к нам в гимназию. В случае присоединения
дошкольники оказываются уже в структуре подразделения школы, и это
снимает многие проблемы. Считаю, мне повезло – во всех школах, с
которыми мы объединились, нашлись педагоги, готовые совершенствоваться,
ушли лишь закрытые для нового опыта люди.
В целом же успех объединения зависит от степени доверия всех участников
учебного процесса директору. Мне доверились педагоги из школ, отставших
в уровне оснащенности на десятилетия, и я делаю все, чтобы оправдать их
доверие. Учителя нельзя бросать и оставлять в покое. Второе: разгрузить
управленческий центр в образовательном холдинге почти невозможно. Даже
самым опытным завучам всего не делегируешь – многое приходится держать
в собственных руках. Мой рабочий день – с семи тридцати до двадцати
двух часов…
То есть очевидно: процесс идет, и идет успешно. Люди стремятся
учить детей в успешной школе, учителя хотят работать в хорошем месте, с
полной отдачей. И прагматическая задача укрупнения решается
безболезненно. Но заметим: в старой парадигме управления.
Ответственность директора вырастает до небес, а управленческая
вертикаль по-прежнему шаркает старыми тапками: принеси, подай, пошла
вон... Надолго ли директора хватит?
В этом весь узел: никаких оргпроектов по управлению образовательными
холдингами-пятитысячниками никто не видел. Никаких концепций
организации жизни детей в мегасреде никто не видел. Никакой рефрейминг
ситуации (переосмысление и перестройка механизмов восприятия и
мышления) проведен не был. Просто к старым психологическим шаблонам
прикрутили задачи нового времени, и получилось: глобализация
глобализацией, а у крепостных людей, как во времена Некрасова, «трещит
крестьянский пуп».
Кто-то справится, а кто-то напортачит. Если директор проводит
объединение семи тысяч обучающихся, чтобы в топ попасть или чтобы
сотнями миллионов рулить (а больше он ничего людям сказать не может), –
это зло. Благо – если директор и в огромном поле процессов ни на минуту
не упускает педагогическую составляющую деятельности организации.
Однако странно, что кроме хорошего человека никакой другой «защиты от
дурака» в системе образования до сих пор не появилось.
Еще одна директорская история, уже из региона:
– Когда в 2004 году наш успешный небольшой лицей и технический
колледж объединились в одном здании, мощь объединенного учреждения
проявилась быстро. Потом к нам присоединилась общеобразовательная
школа, и тут сначала было непросто, но через два месяца все утряслось,
уподобление пошло по лучшим. Мы выигрывали гранты нацпроекта, развивали
материальную базу школы, у детей были великолепные результаты. Но вдруг
все школы города стали объединять в одно учреждение. Отказаться никак
нельзя – федеральное финансирование. Тут я уже перестал понимать, что
происходит, никому от этого не лучше. Я ушел с поста директора. Ведь
то, что я годами создавал, надо было ломать своими руками.
Обратная ситуация. Тут человек не понял, а там догадался.
Внятно ничего нигде не сформулировано, не донесено.
И вот еще что: подобные «маленькие трагедии» под занавес трудовой
биографии достойных педагогов сегодня много где разыгрываются. Власть
чего-то хочет – нового, современного, яркого, крупного – и не знает,
чего именно и как. Но не спрашивает. Не вникает. Только все больше
сердится.