Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Дресс-кодирование сознания

За что мы боремся, пытаясь выполнить новые указания о школьной форме

Управленческие решения, не имеющие под собой ценностных и человеческих оснований, проводятся на удивление легко. Велели – делаем. Даже если во вред – делаем.Между тем повеления нарастают в геометрической прогрессии, исполнять их становится физически невозможно. Вопрос: когда уже пора кричать «стоп машина», а когда уже поздно? 

То самое «выгорание» учителя, проще говоря, обида и бессилие напрямую связаны с невыполнимостью предъявляемых школе требований. Но так уж устроен учитель, что он стремится их выполнить на «пять». А хорошо ли это?
Нам пришло письмо:

«Слушая выступления чиновников, получая от них указания, видишь, насколько они безответственны в принимаемых решениях. Как, например, с единой формой совладать? Принять закон приняли, а кто скажет, как поступать в случае его несоблюдения? Надо ли наказывать родителя, или ученика, или классного руководителя? И как это сделать, чтобы ради исполнения одного не нарушить другие законы? Но законотворцы никогда не признают несостоятельность принятых ими законов, и мы дежурим по утрам всем коллективом на входе, даже турникет поставили…»

На то и рассчитано, что на местах как-то выкрутятся. Силами турникета или смягчением дресс-кода до бело-серой гаммы, а то и ценой обрушения учебного процесса, отправляя детей от порога переодеваться. Только надо ли так спешить, так рваться во исполнение? Сейчас Общественная палата РФ собирает сведения о недостатках нового закона, чтобы рассказать о них депутатам. Потому что их пожелание «чтоб было, как в СССР», – утопично.
Во-первых, отечественная текстильная и швейная промышленность стоит, и форма на 80% привозная. В лаборатории НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАН проверили 20 отобранных в разных магазинах форм различных производителей (внимание: вся продукция сертифицирована!), и оказалось, что только в трех случаях она пошита не из токсичных материалов, а в подкладочной ткани не содержится формальдегидов.
Во-вторых, себестоимость безопасной по химическим и биологическим показателям формы не может быть ниже 3000 руб. Только себестоимость. Здраво рассуждая, позволить себе хорошую школьную форму могут только элитные школы, что и происходит.
В-третьих, в СССР ответственней работал санэпиднадзор, ГОСТы на детскую одежду соблюдались строже. Например, воздухопроницаемость: сквозь ткань школьного платья советской школьницы можно было задуть пламя свечи. А сегодня сарафан не пропускает даже струю фена – нормативы есть на длину юбки, цветовую гамму и состав ткани (чтоб было написано). Хотя на самом деле, как выяснили эксперты НИИ, написано «полушерсть», а это полиэстер с вискозой.
А теперь подумаем, товарищи учителя, за что, собственно, боремся, закрывая турникет перед учеником в аккуратных хлопковых джинсах и футболке со свитером?
Мы кому на самом деле служим?

Рейтинг@Mail.ru